ПРОЕКТ
Береги природу родного края
«Зимующие птицы»
Тип проекта: информационно - творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников: 5-6 лет.
Участники: педагог, дети и родители группы.
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.Иногда естес- твенный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 15 опрошен- ных воспитанников меньше половины группы (7 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (5 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (3 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Анкетирование родителей.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
Взаимодействие с детьми.
Неделя.
Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Понедельник – беседа: «Что ты знаешь о птицах?»
Вторник - дидактические игры «Птички на кормушках»,«Каких птиц зимой не уви- дишь».
Цель. Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).
Рис. 1. Зимующие птицы.
Чтение художественной литературы: В.Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».
Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Среда - Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Грудка ярче, чем заря, У кого?.. У снегиря. | Всех я за день навещу, Всё, что знаю, растрещу. Сорока. |
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. Синица. | В серой шубке перьевой, И в морозы он герой, Назови его скорей, Кто там скачет? Воробей. |
Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей, Прячется в морозных кронах, А зовут её … Ворона. | Эти птички с хохолком, Очень яркие притом. На рябину прилетели, Птички эти… Свиристели. |
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица – почтальон, Пролетит любой маршрут. Голубь. | Над жуком и короедом Держит он всегда победу. По деревьям тук да тук: Кто для леса верный друг? Дятел. |
Рисование «Снегири на ветке рябины»
Цель. Передавать внешний вид снегирей.
Четверг - изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.
Рис. 2. Маска сороки.
Пятница - дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».
Неделя.
Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и обо-рудованием по теме проекта.
Понедельник - внести в уголок книг подборку литературы о птицах.
Вторник - заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.
Среда - оформление альбома: «Зимующие птицы».
Четверг - оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
- Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
Пятница - оформление плаката «Зимующие птицы».
Неделя.
Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Понедельник – беседа «Трудно птицам зимовать».
Вторник - заучивание стихотворений А.Прокофьева «Снегири», А. Барто «Сви -ристели», скороговорок, считалок о птицах.
Среда - рисование «Моя любимая птичка».
Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 - старшая; 2 – подготовительная группа.
Пятница - чтение художественной литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «По- кормите птиц зимой»;
- заготовка корма для птиц;
- подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;
- прослушивание записи голосов зимующих птиц.
Взаимодействие с родителями
Неделя.
Понедельник - оформление ширмы «Зимующие птицы».
Неделя.
Консультации - «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Заключительный этап.