Используя лекционный материал, ответьте на вопросы:
1. Раскройте сущность проблемы деловой этики.
Большое значение для формирования преданности потребителя и партнерских союзов в сфере обслуживания имеет деловая этика. Из огромного количества определений, отражающих различные представления об этике в области предпринимательства, наиболее точным является понятие, данное А. Сеном в книге «Об этике и экономике». Оно отражает современные воззрения и освещает основные моменты данного абстрактного и в то же время достаточно конкретного понятия: «Этика бизнеса- деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями».
2. Расскажите об основных этических воззрениях в сфере бизнеса и управления.
В нашей стране можно выделить пять этапов становления этических воззрений в XX веке:
· традиционный капиталистический (до 1917г.): меценатство и попечительство считались "хорошим тоном" в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
· прямое государственное регулирование (1920е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
· плановая социалистическая ответственность (1930е-1980е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план по открытию новых - невыполнение плана каралось государством;
· "дикий российский капитализм" (1990е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы социальной ответственности часто принимали характер "прикрытия" незаконных операций;
|
· локальное попечительство (с 2000 года): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы
3. Приведите пример решения этической проблемы (условие, методология и результат).
В качестве иллюстрации возможного использования принципов социально-этического маркетинга и этических норм менеджмента приведем
пример решения проблемы реорганизации региональной системы нефтепродуктообеспечения одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний.
В частности, известно, что количество нефтебаз в большинстве регионов избыточно и состояние их не отвечает современным требования, поэтому нефтяные компании должны принять решение о реорганизации данных региональных систем нефтепродуктообеспечения. Управляющие решения по данной проблеме можно принять на основании классического метода или административного. Классический метод принятия решения предполагает проведение глубоких маркетинговых исследований, включая социально-этические, и позволяет обоснованно принимать решения о закрытии, реконструкции той или иной нефтебазы или строительства новой нефтебазы. При этом необходимо учитывать, что в некоторых административных районах нефтебазы являются градообразующими, социально значимыми предприятиями. Закрытие нефтебазы может привести к тяжелым последствиям не только для работников и их семей самой нефтебазы, но и для всех жителей района. Однако в настоящее время нефтяные компании в большей мере заинтересованы
|
в сокращении издержек, повышении прибыли от продаж нефтепродуктов; проблемы социального характера, в меру несовершенства законодательства, не принимаются во внимание.
4. Объясните сущность моральных обязательств руководителя.
На руководителя возлагаются следующие моральные обязательства:
· Анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией.
· Контроль аффектов и эмоций - как своих собственных, так и окружающих людей.
· Анализ предпочтений в организации в категориях "осознание", "вовлеченность", "приверженность", являющихся неопределенными понятиями.
· Реализация этического выбора - "делать не то, что хочется, а то, что следует".
· Овладение "философией благородного труда".
· Овладение искусством безразличия к собственной выгоде.
Считается, что стать моральным лидером в организации руководитель может только тогда, когда он готов эффективно выполнять функции морального авторитета. Различают семь таких функций:
1. Профетическая - обращение к моральному авторитету, чтобы найти выход из кризисной ситуации ("путь к спасению").
2. Верификационная - определение оправданности (правильности) принятого решения.
3. Легитимационная - создание рецепта морально оправданных в кризисной ситуации действий.
4. Институциональная - формирование "культа героев" - образца правильного одобряемого поведения.
5. Прогностическая - переоценка моральным авторитетом кризисной ситуации: она рассматривается как прецедент в ряду возможных аналогичных событий.
|
6. Нарративная - создание моральным лидером канонической версии инцидента.
7. Табу - установление моральным авторитетом новых норм поведения и возможных моральных санкций за нарушение запретов.
5. В чем заключается этические проблемы отношения к деньгам?
Особое место среди вопросов деловой этики занимает отношение человека (прежде всего, бизнесмена и менеджера) к деньгам. Традиционное экономическое определение «деньги есть универсальные товарный эквивалент» не способно отразить проблему восприятия денег и отношения к ним. В современном обществе деньги нередко воспринимаются как мерило успеха их обладателя. Стремление к богатству на самом деле нередко основано на желании самоутвердиться, достичь общественного признания, экономической независимости и свободы. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще - проблема для бедного, а не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом». Отсюда следует, что проблема - это не когда денег мало, а когда их не хватает.
6. Обоснуйте значимость делового этикета в современном бизнесе.
С помощью делового этикета можно прогнозировать поведение сотрудников собственной и представителей иных компаний, существенно увеличить степень предсказуемости их действий, что позволяет эффективно организовать процессы управления первыми и адекватно реагировать на особенности профессиональных взаимоотношений со вторыми. Следует отметить, что понимание важности деловой этики для успешного управления предприятием, а точнее, ведения бизнеса, не является достижением современности. Еще в Российской империи выходила газета деловых кругов «Биржевые ведомости», которая избрала своим девизом: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли!»