Средневековье: основные этапы и закономерности развития





 

 

ПЛАН:

1. Средневековье: основные черты и этапы развития.

2. Развитие государства в период Средневековья. Роль городов. Ремесло и торговля

5. Роль и место мировых религий в средневековом мире. 6. Расцвет и крушение Византии.

 

 

Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры — это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать — «medium aerum» — «средний век».

Для итальянских гуманистов — «средний век» — это «темный век». Напротив, историки так называемой «романтической» школы, многие религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное общество, представляющее из себя полную противоположность современному «цивилизованному» обществу. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. Необходимо уточнить понятие средневековья и конкретно разобраться, каково же значение эпохи Средневековья в мировой истории в целом и в истории России, в частности.

Средневековье является одной из основных частей аграрной культуры. Оно охватывает период с V в. н.э. до 1-ой половины XVIII в. В основном, средневековье совпадает с периодом зарождения, становления и развития феодализма как общественно-экономической формации. Хотя это совпадение не является полным, из-за неравномерности развития отдельных стран и регионов. Феодализм существовал во многих европейских странах вплоть до середины XIX и начала XX в.

В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы «Анналы» датируют Средние века — начало II-III вв. н. э. — конец XVIII в. Большинство же историков склоняются начало Средневековья датировать V в.н. э. - конец XVI-середина XVII вв. Внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять по крайней мере три периода:

· Раннее Средневековье — V в. -начало XI в. · Классическое Средневековье — XI-XV в.

· Позднее Средневековье — XV в. - середина XVII в.

Общепринятая периодизация средневековья включает 3 основных этапа:

1. Раннее средневековье с V по X вв., – период генезиса феодализма и его утверждения .

2. Расцвет средневековья (а точнее феодальной системы в Западной и Центральной Европе) относят к XI - XV векам.

3. С XVI в. наблюдаются процессы разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Нередко XVI век относят уже к новому времени, Впрочем, процессы разложения феодализма и зарождения внутри него капиталистических отношений закономерно накладываются друг на друга, разделить их практически невозможно.

 

1


Общая характеристика средневековья:

Средневековая Европа складывалась из двух разных систем или миров, культурный разрыв между которыми был огромен и казался непреодолимым:

Во-первых, это Античный мир, - мир уже христианский, хотя и рабовладельческий. Мир высокоразвитый (и не только для своего времени), оставивший в наследство человечеству классические образцы не только высочайшей художественной культуры во всех ее жанрах, но и образцы политического устройства от широкой демократии до военной диктатуры. Мир, в орбиту которого, так или иначе, было втянуто не только население Средиземноморья, Малой и Средней Азии, Северного Причерноморья, Севера Африки, но и многие европейские этносы помимо греков и римлян. Это жители Пиринейского полуострова, племена Северных Балкан и Британии.

Другим миром еще более обширным был мир варваров: родоплеменной, языческий, со своим неповторимым обликом, еще не знавший классового строя, переходивший от кочевого образа жизни к оседлому; от собирательсва, охоты, скотоводства к земледелию и животноводству. В течении средних веков эти различия постепенно стирались и в XV - XVI в. античное наследие было в целом усвоено и предопределило во многом развитие культуры по крайней мере вплоть до конца XVIII в.

Средневековье обладает особенными типологическимичертами, отличающими его от других исторических эпох.

Средневековое общество — это, по преимуществу, аграрноеобщество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основной экономической клеточкой этого общества является хозяйство непосредственного производителя — крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени — землю.

Для данного общества характерна устойчиваяималоподвижнаясистемаценностейипредставлений,основаннаянарелигиозныхзаповедяхиучениицеркви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».

Важными характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление квнутреннемуединствуивнешнемуобособлению,корпоративнаязамкнутостьсословийидругихсоциальныхгрупп,слабоеразвитиеиндивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество — это внутреннединамичноеобщество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Одной из важнейших черт истории европейского средневековья являлась интенсификация связей с соседними континентами: арабами с Ближнего Востока и Северной Африки, народами Закавказья, странами Азии до Индии и Китая. Европа впитала через них и богатейший опыт Востока. Средневековое европейское общество развивалось более динамично, по сравнению не только с древними цивилизациями, но и современными ему обществами в других частях света. Поэтому не только этап промышленной цивилизации до конца ХIХ в., но и средневековье в истории мировой цивилизации называют “эпохой европейской гегемонии”.

 

 

2


В тоже время по сравнению с последующими эпохами общественное развитие средневековой Европы было замедленным. Ручноепроизводство,прямаяпередачапроизводственныхибытовыхнавыков,низкийуровеньтехникиизнанийставиличеловекавзависимостьотприродныхусловий. Голод и эпидемии нередко приводили к демографическим катастрофам, которые усугублялись непрекращающимися войнами. Так, если в 200 г. население Европы составляло 44 млн. человек то в 500 только 30 и продолжало сокращаться вплоть до 8 века, затем оно крайне медленно растет и только в 1200 достигает 49 млн. Медленный подъем продолжается до 1340 г. достигнув 74 млн. Эпидемия чумы (черной смерти) в середине XIV в. уносит 3-ю часть населения, а в некоторых регионах более половины. Население восстанавливается только к середине XVI века и с этого отмечается его устойчивый рост. К началу промышленной революции оно составит уже немногим более 110 млн.

Сравните с общемировыми показателями: 200 г. - 257 млн., 500 г. – 207, 700 -206, 1200 - 400, 1340 - 442, 1500 - 461, 1750 - 771. Какие можно сделать выводы?

Поборы землевладельцев, государства и церкви усугубляли трудности для большинства населения. Силатрадиций,господстворелигиозногомировоззренияприводящиекдогматическомумышлениюзатруднялинововведениявовсехсферахжизни. Неудивительно, что многие ученые эпохи Возрождения считали Средневековье - “темными веками”, периодом упадка и деградации человеческой личности и общества в целом. Такая оценка в то время, когда шла борьба с пережитками средневековья и феодализма, были естественны.

Мы не должны забывать, что в средние века были изобретены ножницы, часы, оконное стекло, огнестрельное оружие и множество других новшеств. Появились первые университеты, парламенты, суды присяжных. Наконец сложились основные народы, давшие базу для образования современных наций и их языков. Возникли проекты общества благоденствия и всеобщего равенства людей. В конце концов, Великие географические открытия выросли на базе средневековой экономики и открыли европейцам совершенно новые горизонты.

Внеэкономическое принуждение общее для рабовладельческого и феодального обществ значительно изменило свой характер. Основой нового способа производства стала крупнаяземельнаясобственность,эксплуатирующаямелкиесамостоятельнохозяйствующиекрестьянскиехозяйства. Крестьянин из собственника земли превращался в ее держателя, попадая впоземельную,азатемвправовуюиличнуюзависимостьотфеодалов-землевладельцев. Крестьяне имели в пользовании пахотные наделы и были собственниками основных орудий труда, имели свой скот и усадьбу. Внеэкономическое принуждение основывалось на политической в т.ч. военной силе. Политически крестьянин был ограничен в своих правах, он не признавался дееспособным, не мог сам распоряжаться ни своей судьбой, ни порой и жизнью.

В западной и юго-западной Европе феодальная собственность выступала в виде частного землевладения – поместья, вотчины, манора, сеньории. Зависимость крестьян в пользу дворян, монастырей была наиболее тяжелой.

В Центральной, Северной Европе, в Византии основная часть земли долго оставалось в руках государства. Крестьяне долго оставались лично свободными, но неполноправными людьми. Феодальное общество было сильно расслоено, имело классово-сословнуюиерархию. Основой этой структуры были ленно-вассальные отношения.

 


Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. Основными цивилизационными регионами эпохи Средневековья были Азия и Европа.

В Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. В какой-то мере она является исторической преемницей восточного типа цивилизации и проявляет все наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам (мусульманство) (араб. — «покорность») возник в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пяти основных культовых предписаний, так называемых «столпов веры», произнесение во время богослужения основного символа веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник его», ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста (уразы) в месяц рамазан, обязательная уплата налога (залят), совершения паломничества в Мекку (хадж). В исламе сильно выражена вера в божественное предопределение, идея безусловной покорности божественной воле, которая наложила глубокий отпечаток на весь уклад жизни и исламскую культуру.

Ислам сформировался в арабской среде. Родиной ислама являются арабские города Мекка и Медина. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации, на базе ислама выросло могущественное государство — Арабский Халифат, куда в период его расцвета входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия. Ислам способствовал не только политической консолидации народов, включенных в Арабский халифат, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по характеру экономик регионов. Активная торговля в Средиземном море и в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства. Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации (развития городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шелком, вином, всем, что производилось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Необычайно своеобразная и яркая культура была создана в Средневековье на арабо-мусульманском Востоке. Арабский «ноль», добавленный к вавилонской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике.

Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов. Арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу в основном ограничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Причина одна — религиозные различия. Христианская Европа предпочитала воспламенять религиозную ненависть к исламу, видя в Мухаммеде воплощение Антихриста. Проповедь против «неверных» положила начало крестовым походам (конец XI— конец XIII вв.).

 

 

II вопрос. Развитие государства в период средневековья. Роль городов. Ремесло и торговля.

После крушения Западной Римской империи в 476 г. Восточная Римская империя (Византия) осталась единственным прямым наследником Античности; просуществовавшая вплоть до середины XV в. В то же время в Византии как и во всей Европе произошел переход от рабовладения к феодализму, который завершился по всей видимости на рубеже Х - ХI веков. Рождение новой Европы происходило в обстановке постоянных войн переселений, продолжающихся варварских вторжений на территорию Западной Европы и Византии.

Так, проникновение за Рейн и Дунай началось задолго до начала массовых миграций. Отдельные германские племенные союзы с III в. н. э. селились на территории Римской империи и в качестве союзников-федератов включались в состав римской армии. Их племенная аристократия получала хорошее античное образование, добивалась значительного влияния в политической жизни римского общества и в военном руководстве. Таким образом к началу

 

4


великого переселения народов в Западной Европе уже шел достаточно интенсивный процесс романизации варварских народов. Массовые вторжения варварских племен на начальном этапе Средневековой эпохи в какой-то мере затормозило этот процесс. Захватнические войны, разрушение прежней государственности Западной Римской империи сопровождались упадком и разрушением центров культурной жизни — городов, уничтожением памятников культуры, снижением общего культурного уровня данного региона.

Однако уже в период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти последствия захватнических войн и возрождаться.

 

 

В VI - VII в. на территории Европы возникли так называемые варварские королевства, большинство из которых просуществовало по несколько десятку лет. Сами эти королевства постоянно воевали друг с другом. До VIII - IX веков по Европе передвигались многочисленные племенные союзы не сумевшие основать своих государств, германские, тюркские, иранские, славянские. В VII в. в Европу пришли арабы из азиатских владений Византии. В VIII в. они захватили большую часть Пиренейского полуострова, а в VIII в. Южную часть Италии и средиземноморские острова. В X в. в Центральной Европе появились венгры. С конца VIII в. и до середины XI в. Западную и Южную Европу опустошили набеги варягов-норманов.

Варварские государства вырастали с одной стороны из военной демократии племенных союзов, с другой стороны Королевская власть стремилась на территории бывшей Римской империи использовать опыт античности. Королевская власть становится наследственной и начинается формирование ленно-вассальных отношений.

В V—VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, а VII—Х вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая высшей точки своего развития во время правления Карла Великого (768—814), королевство германцев — преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

Франкское государство достигло наивысшего расцвета при Карле Великом, в VIII - IX веках. Карл Великий был провозглашен императором, его империя простиралась от Эльбы и Дуная до Каталонии. Карл обязал каждого свободного мужчину найти себе сеньора, под началом которого он должен был воевать и от которого попадал в личную зависимость. При Карле регулярно собирались “генеральные” собрания знати. Реально в обсуждении дел участвовали только верхушка знати. Так было положено начало сословно-представительной монархии.

После смерти Карла знать настолько усилилась, что несколько раз отстранила его сына от власти. Внуки Карла поделили в 843 г. его империю на 3 части. В IX -X в. начался этап феодальной раздробленности в Западно - Франкском государстве, впрочем, также как и в Восточно-Франском государстве, на территории которого в XI в. была провозглашена Священная Римская империя, как наследница Римской империи Карла Великого, но королевская власть в ней была выборно-наследственной.

В период этих империй закончилось формирование ленно вассальных феодальных отношений. В Западно-Франкской еще в начале IХ в., в Священной Римской империи в XI -XII веках.

Новые государственные образования для регулирования общественных отношений проводили большую правотворческую деятельность (капитулярии Карла Великого и т. д.), в которой в значительной мере опирались на римское право. При дворе императора образовываются особые ученые общества, в работе которых участвуют мыслители из разных стран, собираются и переписываются древние латинские и греческие рукописи, а при

 

5


епископствах создаются школы для подготовки грамотного духовенства и кадров чиновников (судей, секретарей, писцов и т. д.).

Появляются первые законодательские акты - Варварские правды. Первый и наиболее известным из них стал франкский судебник начала VI в.“ Салическая правда”, где наряду с привилегиями франкских вождей были узаконены привилегии Римской знати.

С созданием сильных государственных образований начинают возрождаться торговля и ремесло, которые способствуют быстрому подъему городов и связанной с ней городской культуры. В классическое Средневековье в городах начинают оформляться научно-учебные центры — возникают первые университеты.

В XI–XII веках в Европе преобладалофеодальнаяраздробленность часто под внешним покровом слабых монархий. В XIII - XV в. мы наблюдаем усилениегосударственнойцентрализации в форме складывания монархий и княжеств с сословным представительством.

Этому способствовали в первую очередь экономическиепричины: переход от натурального и домениального хозяйства к более развитым товарно-денежным отношениям. Включения феодала не только в местный рынок, но и в участие в специализации отдельных регионов в рамках государства или и даже включения в международную торговлю.

Огромную роль в создании новой экономической ситуации играло не только повышение производительности и товарности в сельском хозяйстве, благодаря совершенствованию орудий труда и методов производства (переход к трехполью, стойловое содержание скота и т.д.), но и рольгородов.

Города в средневековой Европе превратились в третьюсилу между королем и феодалами, между феодалами и крестьянами. Они уже с X - XI веков становятся как экономическим, так и политическим фактором. После крушения римской империи многие города пришли в упадок. Их возрождение и рост был связан с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства

Первые столетия средних веков характеризовались господством натуральногохозяйства. Крестьяне обеспечивали себя и господ не только сельхозпродуктами, но и ремесленными изделиями. В деревне, правда, выделялись немногочисленные крестьяне-ремесленники (кузнецы-универсалы, гончары, кожевенники). Были ремесленники и среди дворни в королевских и крупных феодальных владениях, появились и бродячие ремесленники. В основном ремесленники производили изделия на заказ, но товарные отношения в ремесло проникали гораздо быстрее.

Также обстояло дело и с торговлей. Обмен продуктами был незначителен. Монетные средства платежа, регулярные рынки сохранились лишь в южных регионах (особенно Италии). В других районах господствовали натуральные средства платежа: прямой обмен, сезонные торжища. В товарном обороте преобладали привозные товары предметы роскоши - шелка, тонкое сукно, ювелирные изделия.

Уже к концу раннего средневековья в VIII - XI веках складываются наряду с южным торговым путем (Средиземноморье) вначале западный (Рейн, Маас, Луара) северный от Ла Манша до Балтики и восточный (из варяг в греки), включавший и русский. Появились купцы - профессионалы, купеческие компании, затем гильдии.

Процесс градообразования шел 2-мя путями: Возрождение античных городов и появление варварских из ремесленных поселений, в портах, на месте ярмарок, торжищ, вокруг королевских резиденций. Раньше всего средневековые города (IX

 

6


век) сложились в Италии и Византии, в X веке на юге Франции и по Рейну, в X - XI веках на Севере Европы. К XIII веку вся Европа покрыта сетью городов.

Массовый характер градообразования был связан в X - XI веках с бегством крестьян от укрепляющейся феодальной зависимости. Тогда появилась пословица “городской воздух делает свободным”. Средневековый город достиг своего расцвета в XII - XIV веках и все-таки первоначально города находились в сеньоральной зависимости от владельца земли на которой стоял город. Города платили им все феодальные повинности. Но в X - XIII веках по всей Европе развернулось “коммунальноедвижение”городов. Города освобождались от власти сеньоров и создавали свои органы управления: имели выборных советников, бургомистров, мэров, свой суд, финансы, свои системы налогообложения, воинское ополчение, т.е. образовывались города - коммуны. Там где королевская власть была сильна, власть сюзерена оставалась. И все-таки жители всех городов считались лично свободными.

Поэтому здесь и сформировалось “третьесословие”.

Городской ремесленник уже в основном был товаропроизводителем, реже работал на заказ. Тем не менее, жизнь ремесленника была строго регламентирована сеньором, государством, городскими властями, внутригородскими объединениями, товариществами, братствами, ремесленными цехами.

Что такое цех? В XIV - XV веках цеха стали закрытыми. Мастерами могли стать только близкие родственники членов цеха. Важнейшим видом городской деятельности была торговля. Сам город с его портом, крупными сооружениями, рынком, оборонительными службами, чиновниками выступал в качестве заказчика для ремесленников и торговцев, а также для домениальных продуктов сельского хозяйства. О международных торговых путях мы уже говорили, но торговля была делом крайне опасным не только благодаря несовершенству средств и путей сообщения, монетарной системы, но и благодаря беззаконию царившему на дорогах. Не только отдельные феодалы, но и короли не брезговали грабежом торговых караванов. Часто этот разбой прикрывался введением всё новых и новых пошлин. Особую проблему создавали пираты и постоянные войны. Для защиты своих интересов купцы вначале в рамках одного города, а затем и нескольких городов объединялись в гильдии.

Таким союзом была знаменитая Ганза (1358), в которую входили купцы северных городов, в том числе и Новгород. Ганзейский союз имел свой флот, объявлял войну и мир, вмешивался в дела Балтийских государств и боролся за гегемонию на Северном и Балтийском морях.

Города боролись за расширение своих вольностей, за своё представительство в рамках сословно-представительной монархии добивались этого, так как всегда выступали на стороне монарха против феодальной раздробленности, за централизацию и порядок.

 

 

III. Роль мировых религий в период средневековья.

Аграрный период в истории человечества неотделим от преобладания тех или иных форм религии в жизни общества. В период дикости различные формы языческой религии носили родоплеменной характер, верой в помощь умерших предков. Рядом с предками затем возникает звериный культ. В ранний период древнейших цивилизаций обожествляются как звери, так и силы природы, что бесспорно связано с переходом людей к земледелию и скотоводству. Во времена

 

7


античности “культ человека” меняет и религию – боги уподобляются людям, их много и они отнюдь не безгрешны.

Уже во времена античности возникают первые религии, основанные на единобожии и не связанные с конкретными родовыми или национально-государственными признаками: буддизм (около 5 века до н.э.), христианство(1 век н.э.). Ислам, который возник в период античности по мере своего развития и распространения к VII веку приобрел функции и признаки мировой религии.

Длявсехмировыхрелигийхарактерно противопоставление мира духовного личностного и мира общественного материального, общественного. Взгляд на земную жизнь как временную, как период испытаний и лишений (искупление греха) во имя спасения души в вечном загробном мире.

Становление западноевропейской католической цивилизациисвязано с великим переселениемнародов — вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Не следует преувеличивать степень отсталости, «варварства» этих народов. Многие из них к III—V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом.

В Европе Средневековье — это период становления новой формы западной цивилизации — европейскойхристианскойцивилизации. Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская же империя, как отмечалось выше, раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существование в результате внутренних противоречий и нашествия так называемых «варваров» в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской империи наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались дверазновидностиевропейскойцивилизации—восточнаяизападная. Формирование европейской цивилизации происходило в результате синтезаантичнойцивилизациииварварскогоукладажизнивходепроцессовроманизации,христианизации,становлениягосударственностиикультурыновыхнародовЕвропы.

Несмотря на провозглашение индивидуального пути человека к богу, все мировые религии создали разветвленную теологическую сеть, которая не просто претендовала на посредничество между богом и человеком, но и вмешивалась самым активным образом не только в частные мирские дела, но и дела государственные. В средние века церковь не просто стала частью государственного аппарата, но и нередко пыталась подменить его собой.

Церкви, монастыри по мере развития феодализма стали не только крупнейшими собственниками земли, но и зависимых крестьян. Более того, именно под знаменем мировых религий в средневековье велись все кровопролитные войны, их целью являлось не только расширение государственных границ, но и распространение той или иной религии, а значит подчинение церкви новых народов.

Рассмотрим функции мировых религий на примере христианства, так как речь в нашей лекции идет о европейском средневековье, где христианство в его различных формах является и сегодня преобладающей формой религии.

Христианство выросло из иудаизма и заявило о себе во второй половине 1 века нашей эры. Первые христианские общины возникли в Малой Азии. Их членами были представители “униженных и оскорбленных” нижних слоев общества: бедняки, представители рассеянных Римом народов, рабы и вольноотпущенники. У них не было церковнослужителей (клира), как и церквей. Единые догматы и обряды также не существовали. Единственное, что их объединяло, была вера во Христа – бога-спасителя и ненависть к Риму.

 

 

8





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!