Мифология войны: штрафные батальоны и роты




Здравствуйте! Сегодня мы возвращаемся к мифологии войны, беседы о которой мы начали ещё при изучении предвоенных лет.

Добрый день! В этой теме мифологии войны мы посвятим две беседы подряд, поскольку весьма популярные мифы родились из знаменитого приказа №227.

Можно ли доверять авторскому вымыслу? Сегодняшняя беседа посвящена штрафным ротам и штрафным батальонам. Эти специфические подразделения прочно вошли в военную мифологию наших дней. Им посвящены статьи в журналах, а также немалое количество художественных произведений – книг и фильмов. Если верить этим произведениям, то создаётся впечатление, что Великую Отечественную войну выиграли исключительно штрафники, подгоняемые сзади пулемётами заградотрядов.

Конечно, авторы художественных произведений имеют право на вымысел. Но именно поэтому такие книги и фильмы не могут рассматриваться как документальные источники, не могут быть аргументами в историческом споре. Мы не изучаем историю Франции по романам Александра Дюма-отца. Когда учёный-историк берётся исследовать эпоху, деятельность и личность кардинала Ришелье, он не использует в качестве документального источника роман «Три мушкетёра» и его многочисленные экранизации. Так же следует относиться и к художественным книгам и фильмам по отечественной истории.

Авторы этих произведений по незнанию или умышленно допускают слишком много фактических ошибок, созданная ими картина имеет мало общего с действительностью. Сегодня мы и попробуем разобраться, что же в действительности представляли собой штрафные роты и штрафные батальоны.

Создание штрафных подразделений. Первыми штрафные подразделения создали в своей армии немцы с целью дать возможность реабилитироваться солдатам и офицерам, осуждённым военно-полевым судом. Опыт оказался успешным. Об этом писал в своём дневнике начальник штаба Сухопутных войск Германии Гальдер. На успешный опыт немцев ссылался нарком обороны Сталин в своём знаменитом приказе №227 от 28 июля 1942 года, в соответствии с которым и были созданы в Красной Армии штрафные батальоны и штрафные роты. До этого приказа никаких штрафных подразделений в Красной Армии не было. В штрафные подразделения направлялись военнослужащие, провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, для искупления кровью своих преступлений перед Родиной. Эти подразделения предписывалось ставить на наиболее трудные участки фронта.

В соответствии с приказом №227 в составе каждого фронта создавалось от одного до трёх (смотря по остановке) штрафных батальонов численностью по 800 человек. В них направлялись провинившиеся офицеры и политработники. Обратим внимание: штрафные батальоны были чисто офицерскими подразделениями. Туда в принципе не могли быть направлены уголовники из тюрем и лагерей. Кстати, поскольку личный состав штрафных батальонов формировался из профессиональных военных, то и уровень боевой подготовки этих подразделений был существенно выше, чем по Красной Армии в целом. Одновременно в составе каждой армии создавалось от 5 до 10 (смотря по обстановке) отдельных штрафных рот численностью 150-200 человек, в которые направлялись провинившиеся бойцы, сержанты и старшины. Несколько позднее именно в отдельные штрафные роты стали направлять заключённых, желающих искупить кровью свои преступления.

28 сентября 1942 года приказом наркома обороны были объявлены Положения о штрафных батальонах и штрафных ротах. Положения детально определяли порядок прохождения службы в штрафных подразделениях. Желающим возразить, что, мол, приказ – это одно, а на практике могло быть совсем другое, скажем сразу: умышленно не выполнить приказ, подписанный Сталиным, было почти равносильно самоубийству. Нарушитель сам мог мгновенно оказаться в штрафбате – и ещё почитать это за благополучный исход. Подобных смельчаков за всю войну не находилось.

Права командиров. В соответствии с этими Положениями командиры, другие офицеры и политработники штрафных подразделений назначались на должность «из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников». Командиры штрафных подразделений пользовались по отношению к своим подчинённым особыми правами, значительно превышавшими права командиров аналогичных обыкновенных подразделений. Командир штрафного батальона имел права командира дивизии, а командир отдельной штрафной роты – права командира полка. Положения не просто предоставляли право, но обязывали командный и политический состав штрафного батальона или роты применить все меры воздействия вплоть до расстрела на месте в случае неисполнения приказа, членовредительства, побега с поля боя или попытки перехода к врагу.

Служба командирами и политработниками штрафных подразделений считалась весьма сложной, поэтому за неё полагались дополнительные льготы. Военнослужащие на этих должностях получали повышенный оклад, сроки выслуги в званиях им сокращались наполовину, а каждый месяц службы в постоянном составе штрафных рот или батальонов засчитывался при назначении пенсии за шесть месяцев.

Жизнь штрафников. Штрафники направлялись в штрафные подразделения на срок один, два или три месяца. Это соответствовало тюремному заключению на 5, 7 и 10 лет соответственно. Этот принцип соблюдался и для провинившихся военнослужащих и для заключённых. При направлении в штрафную роту или штрафной батальон сержанты и офицеры разжаловались в рядовые. Ордена и медали у штрафника отбирались и во время его пребывания в штрафном подразделении хранились в отделе кадров фронта или армии. Штрафники могли быть назначены на должности командиров отделений, помощников командиров взводов с присвоением им званий ефрейтора, младшего сержанта и сержанта. Штрафникам выплачивалось установленное в Красной Армии денежное содержание по занимаемым должностям. Семьи красноармейцев и младших командиров, направленных в штрафные роты, продолжали получать пособие, установленное по закону. Выплата денег по денежному аттестату семье офицера, направленного в штрафной батальон, прекращалась, на время пребывания в штрафбате семья переводилась на пособие для семей красноармейцев и младших командиров.

Организационная структура и вооружение штрафных батальонов и рот были точно такие же, как в обычных стрелковых ротах и батальонах. Действовали те же Уставы, и существовал тот же распорядок жизни. Снабжение ничем не отличалось от снабжения обыкновенных частей и подразделений. Службу и быт организовывали согласно Уставам, политико-воспитательная работа велась, как обычно в армейских условиях. Штрафники носили обычную армейскую форму со всеми установленными знаками отличия. Обращение к командирам и бойцам было уставным: «товарищ лейтенант», «товарищ сержант», «товарищ боец». Как видим, штрафники вовсе не были каким-то бесправным быдлом, которое можно было оскорбить или унизить. У них были свои, чётко оговоренные права, которые всегда соблюдались.

Штрафные роты и штрафные батальоны в оборону не ставили. Они использовались только в атаке, в наступлении, для преодоления обороны противника, для разведки боем. В соответствии с приказом №227 штрафников ставили на наиболее трудные участки фронта. В разведку за линию фронта, для захвата «языков» штрафников не отправляли никогда – боялись перехода на сторону противника.

Особо скажем об использовании за спинами штрафных подразделений заградительных отрядов. В литературе и интернете имеется немало воспоминаний ветеранов, которые воевали в штрафных подразделениях, причём как командирами, так и штрафными бойцами. Большинство из них утверждают, что заградотрядов за спинами штрафных рот и батальонов не бывало, что они ни разу таких отрядов не видели. Некоторые говорят, что слышали о заградотрядах, но не видели их на тех участках, где сами воевали. И всё же в части воспоминаний – хотя и в очень малой – говорится о том, что заградотряды применялись. По всей видимости, они действительно применялись, но только во много раз реже, чем это пытаются показать некоторые публицисты и режиссёры фильмов.

Освобождение из штрафных подразделений. Существовали следующие основания для освобождения из штрафного подразделения. Во-первых, по отбытии срока наказания. Это была чисто теоретическая возможность. Практически это было абсолютно невозможно: никто и никогда не держал штрафное подразделение во втором эшелоне месяц, а тем более три. «Конвейер» работал с идеальной чёткостью: набор – несколько дней на формирование – в бой, набор – формирование – в бой…

Во-вторых, при получении ранения в бою. Искупление вины кровью было основной причиной освобождения из штрафной роты или батальона. Собственно для этого штрафные подразделения и создавались, и этого никто никогда не скрывал. Тяжесть ранения значения не имела: убитый, искалеченный или получивший лёгкую царапину (лишь бы была кровь) – все в равной степени считались искупившими вину, все полностью восстанавливались в правах (увы, многие посмертно).

В-третьих, досрочно за боевое отличие по представлению командования штрафного подразделения, утверждаемого военным советом фронта или армии. Такое случалось, конечно, не на каждом шагу, но и не было чем-то из ряда вон выходящим. Бывало и такое, что после тяжёлого боя все оставшиеся в живых штрафники, независимо от пролития крови, объявлялись искупившими вину и освобождались из штрафного подразделения.

Все освобождённые из штрафных подразделений восстанавливались в звании и правах, им возвращались ордена и медали. Заключённые из тюрем и лагерей, направленные в штрафные роты, по освобождении из них направлялись на службу в обычные части в качестве рядовых. Судимость с них при этом снималась. Раненые направлялись для дальнейшего прохождения службы, естественно, после излечения. Инвалидам назначалась пенсия по последней должности перед зачислением в штрафную роту или штрафной батальон. Семьям погибших штрафников назначалась пенсия на общих основаниях по последней должности перед направлением в штрафное подразделение.

Сколько же их было? В заключение приведём некоторые статистические данные. В ходе войны было сформировано 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Количество одновременно существовавших штрафных подразделений было гораздо меньшим. Например, в 1944 году общее число имевшихся в действующей армии штрафных батальонов колебалось от 8 до 15. Количество штрафных рот в том же году колебалось от 199 до 301. Большинство штрафных подразделений существовало недолго, многие расформировывались через 2-3 месяца после своего создания.

Поскольку штрафникам поручались наиболее сложные боевые задачи, то и уровень потерь в штрафных ротах и батальонах был очень высок: за один бой штрафное подразделение могло потерять от половины до девяти десятых личного состава. По данным Генштаба России потери штрафников в 3-6 раз превышали потери личного состава обычных войск в тех же наступательных операциях.

За всю войну в штрафные подразделения было направлено 427910 человек. С другой стороны, через советские Вооружённые силы за время войны прошли чуть менее 34,5 млн. человек. Получается, что доля военнослужащих, побывавших в штрафных ротах и батальонах, составляет всего лишь 1,24%. Таким образом, вклад штрафников в Победу оказывается весьма скромным.

В наших беседах мы стараемся строго придерживаться фактов. Надеемся, что теперь нашим зрителям ясно видны различия между фактами и мифами! До свидания, друзья!

До новых встреч в эфире!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: