Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)




Тема «Восприятие и познание людьми друг друга (перцепция)»

План.

1. Аспекты коммуникации.

2. Перцептивный аспект общения.

3. Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия.

4. Механизмы межгруппового восприятия. Эффекты восприятия.

5. Влияние эмоционального состояния на восприятие.

 

Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрени я) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения. Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрени я) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения.

Такая многофункциональность общения позволяет вы­делить следующие аспекты коммуникации:

информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен ин­формацией между коммуникантами;

интерактивный , где общение анализируется как взаимодей­ствие индивидов в процессе их кооперации;

гносеологический (познавательная деятельность субъекта),

когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

аксиологический (этический, ценностный), предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

нормативный (соблюдение норм литературного языка в качестве образца или «идеала»), выявляющий место и роль общения в про­цессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

семиотический ( семиотика – знак, признак), в котором общение выступает как специ­фическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем (противопоставленность знаков символов на основе различных признаков, например: день - ночь", "близкий - далекий", «собака-кошка», «большой-маленький»;

практический , где процесс общения рассматривается в ка­честве обмена результатами деятельности, способностями, умени­ями и навыками.

Вступая в общение, то есть взаимодействуя друг с другом, люди

обычно преследуют конкретные цели.

К основным целям комму­никации обычно относятся:

• обмен и передача информации;

• формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;

• формирование отношения к себе, к другим людям, к обще­ству в целом;

• обмен деятельностью, инновационными приемами, средства­ми, технологиями;

• изменение мотивации поведения;

• обмен эмоциями.

Содержательный характер взаимодействия людей определяет­ся предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессио­нальное, научное, политическое, информационное, межкультур­ное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят не­посредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партне­ров, уровня их культуры.

Выявление перечисленных аспектов коммуникативного акта происходит с помощью как вербальных, так и невербальных средств. Эти средства обладают способностью передать не только текст са­мого сообщения, но и информацию о его отправителе (его соци­альном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, об­разовании, самооценке).

В зависимости от соответствующей ком­бинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета и поведения становится ясно и отношение от­правителя к адресату.

При этом нужно учитывать, что если вер­бальную информацию контролировать достаточно легко, то не­вербальные средства плохо поддаются контролю.

Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к како­му-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств.

 

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ –

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — как личность.

Социальная перцепция

Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

Процесс восприятия одним человеком другого является обя­зательной составной частью общения. Эффективное общение не­возможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.

Межличностное восприятие или социальная перцепция - это сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и ин­терпретацию на этой основе поступков и поведения.

Термин «социальная перцепция» ввел американский психо­лог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социального восприятия, и его зависимости не только от характе­ра стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, осознания значимости ситуации.

Позже под социаль­ной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъек­том не только предметов материального мира, но так называе­мых социальных объектов (других людей, групп, классов, народ­ностей), социальных ситуаций.

В социальном восприятии человека в целом всегда присутст­вуют оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах.

На основе восприятия человека человеком формируется представление о

- намерениях,

- мыслях, способностях,

- эмоциях,

- установках партнера по общению

и определяется собственное поведение.

В целом в ходе социальной перцепции осуществляется:

· эмо­циональная оценка другого,

· попытка понять причины его по­ступков и прогнозировать поведение,

· создание собственной стра­тегии поведения.

Можно также выделить четыре основные функции социальной перцепции:

1. познание себя,

2. познание партнера по общению,

3. организация совместной деятельности на основе взаимо­понимания,

4. установление эмоциональных отношений.

При изучении процессов межличностного восприятия выде­ляют два главных аспекта:

1) психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия;

2) механизмы и эффекты межличностного отражения.

В восприятии и оценке людьми друг друга существуют индивидуаль­ные, половые, возрастные, профессиональные различия.

Но наи­большее значение в формировании оценки партнера по общению имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок.

Внутренние психологиче­ские и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции.

Особенно значительна работа таких установок при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести:

ü выражение лица,

ü способы выражения экспрессии (чувств),

ü жесты и позы, походка,

ü оформление облика (одежда, прическа),

ü особенности голоса и речи.

Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помо­щью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить.

Вместе с тем можно выделить ряд универсальных психоло­гических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: