Перевод олимпиады в Интернет повлечет дальнейший обвал уровня образования в связи с расширением сферы «он-лайн – обучения».




Председателю Совета Федерации

В.И. Матвиенко

 

Уважаемая Валентина Ивановна!

Разрушительные тенденции в нашем образовании набирают обороты, теперь они в полной мере распространились на Всероссийскую олимпиаду школьников.

В текущем году фонд «Талант и успех» и Минпросвещения организовали проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсоШ) на компьютерах, на цифровой платформе «Он-лайн-курсы Образовательного центра «Сириус» в сети Интернет по 6 предметам (математика, физика, биология и др.) для детей начиная с 4 класса. В рамках рекламы данного типа олимпиады его организаторы сообщают об удобстве решения заданий он-лайн олимпиады в любом месте, на дому, в том числе со смартфона, в любое время (https://www.youtube.com/watch?v=vOc_HGBRtWs). Во многих школах раздают информационные листки следующего содержания: «Задание ребенок дома выполняет со своего компьютера. Накануне будут даны пароль и логин», без пояснений об операторе проведения мероприятия и о причинах кардинальных изменений.

Между тем в результате радикальной ломки традиционной, отработанной системы проведения Всероссийской олимпиады школьников происходит подмена организатора олимпиады и ее незаконный перевод из сферы государственной функции в сферу тотального контроля и управления цифровой платформы сомнительного происхождения, управляемой частным фондом с уставным фондом 10 тыс. рублей с 7 учредителями – физическими лицами.

Президент России многократно отмечал важность обеспечения государственными органами обратной связи с гражданами, необходимость общественного консенсуса при принятии чиновниками решений по чувствительным для людей вопросам. Несомненно, к таким вопросам относится образовательная сфера и Всероссийская олимпиада школьников как существенная ее часть, позволяющая детям развиваться интеллектуально, раскрывать свои таланты, получать в случае успехов особые возможности при поступлении в высшие учебные заведения, укреплять авторитет педагогов, которые готовят детей к олимпиаде и участвуют в ее проведении. Вместе с тем, в текущем году решение об отмене традиционного формата Всероссийской олимпиады принято тихо, без проведения общественно-экспертной дискуссии, без научной оценки нового формата, с грубым нарушением законодательства.

Чем мотивирован отказ от традиционной формы проведения олимпиады? Как отметил на пресс-конференции 15.09.21 г. директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Е. Е. Семченко, мир становится глобальным, олимпиада также меняется под глобальные тенденции, поэтому переходит на компьютерный формат проведения (https://www.youtube.com/watch?v=vOc_HGBRtWs).

Такой подход абсолютно игнорирует суверенные интересы Российской Федерации в сфере образования, не говоря о нарушении федеральных законов и санитарных правил новым форматом мероприятия. Как Вы справедливо отмечали зимой 2021 г., у руководства Минпросвещения обнаруживается излишняя увлеченность международными системами оценки в сфере образования и отсутствует системное понимание целей нацпроекта "Образование". Необходимо учитывать, что именно по причине следования сомнительным международным системам оценки мы получили ломку некогда качественного российского образования для подгона его под неадекватные формальные признаки успешности, навязываемые зарубежными структурами. То, что считается успешным с точки зрения разного рода иностранных систем оценки (например, PISA), вынуждает снижать уровень нашего образования и превращает его в натаскивание к тестам с примитивными задачками уровня бытовой сложности («на какую кнопку нажать, чтобы…»). Сфера образования не должна превращаться в опасный для здоровья детей цифровой эксперимент с антинаучной направленностью, лишь прикрытый мощной дорогостоящей рекламой.

Нас вталкивают на путь бездушных, нечеловеческих отношений в образовании. Такое образование не даст хорошие плоды. Дети, вовлекаемые в эксперимент (очевидно, не без помощи организаторов), выступают в целях рекламы ВсОШ с речами о том, что только цифровой формат ВсОШ якобы вызывает доверие: «Ты знаешь, что твою работу будут проверять не какие-тоучителя из соседней школы, а цифровая платформа», звучало из уст юных участников пресс-конференции от 15.09.21 г. Что это как не дискредитация наших педагогов? Несмотря на обертку в виде речей о важности учителей, нас ведут к мертвой машинной системе в обучении, в которой со временем учителя не будут значить ровным счетом ничего: не случайно и подготовиться, и поучаствовать в ВсОШ, и получить разбор работ детям предлагается на цифровой платформе.

Перевод Всероссийской олимпиады школьников на он-лайн формат, в Интернет является незаконным, дискриминационным и деструктивным с точки зрения интеллектуального и физического развития детей России по следующим причинам.

Перевод олимпиады в Интернет повлечет дальнейший обвал уровня образования в связи с расширением сферы «он-лайн – обучения».

Решение заданий олимпиады при грамотном подходе требует работы участников олимпиады на бумажных носителях. Выполнение задач на компьютере в таком ключе исключено по естественным причинам. Компьютерный вариант предполагает тестовый характер системы, выбор из представленных вариантов ответа для постановки «галочки» или для указания итогового результата (без записи хода решения, аналитической составляющей), является профанацией с научной точки зрения, лишает олимпиаду истинной ценности по развитию способностей детей, исключает возможность выявления хода их мысли при решении задач.

Между тем, перевод ВсОШ в интернет-формат приведет к тому, что и подготовка к ней, и анализ результатов также потребует погружения детей в аналогичные интернет-версии заданий. Не случайно в рекламных материалах по ВсОШ сказано о том, что «для подготовки школьников приглашают … поучиться онлайн в системе «Сириус.Курсы»», а «по результатам олимпиады школьники … будут приглашены к участию в дистанционных программах…»[1].

«Он-лайн – обучение» для детей представляет собой скольжение мозга по поверхности темы, лишает их времени и возможности для глубокого освоения предметов, которое требует работы с книгами, бумажными носителями, ручкой, карандашом и осуществления записей. В России и за рубежом имеется огромное количество научных исследований, доказывающих пагубность внедрения электронных средств обучения для когнитивных, аналитических способностей детей и их здоровья, которые игнорируются чиновниками, грубо ломающими систему образования в целом и ВсОШ, в частности, под цифровой формат. Приведем несколько цитат из научных статей по данной теме:

(1) «В исследовании 2012 года анализ физиологических тестов результатов показал, что у студентов, работающих на компьютере, отмечено большее снижение умственной работоспособности и развитие утомления зрительного анализатора в динамике учебных занятий, чем у тех, кто не использовал компьютерную технику. Причём степень снижения умственной работоспособности и ухудшение функционального состояния зрительного анализатора находились в прямой зависимости от продолжительности нахождения перед монитором » [2].

(2) «Работа с видео-дисплейными терминалами (ВДТ) сопряжена с более высоким зрительным напряжением, чем работа с бумажными текстами, так как при работе с бумажными носителями информации на глаза воздействует отраженный свет, а при работе с ВДТ – свет, излучаемый самими ВДТ [8]. Кроме того, изображение на ВДТ дискретно (частота 60 Гц и выше). Эти факторы существенно затрудняют зрительное восприятие и непосредственным образом влияют на психофизиологию человека. …

Во время занятий с персональными ЭВМ происходит функциональное напряжение механизмов восприятия, что выражается в … уменьшении объемов зрительной памяти в значительном проценте случаев…

Функциональное напряжение зрительной системы, выявленное в ходе исследования, возникает при пользовании компьютером и может быть вызвано как необходимостью считывания информации, так и особенностями изображения на экране, и воздействием электромагнитного излучения». [3]

Имеется обширный научно-практический материал о вредоносности перевода сферы образования в цифровой формат. Как отмечают специалисты, «только реальная личная коммуникация делает возможной глубокую переработку информации», «компьютер отбирает у учеников умственную работу»[4]; дети, пользуясь электронными средствами обучения, не могут делать самого главного: формировать свой интеллект[5].

В связи с изложенным переход к интернет-олимпиаде приведет к падению уровня знаний учащихся в целом, даже при формально высоких баллах, даваемых интернет-площадками за прохождение ВсОШ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: