Характеристика познавательных процессов: мышление и воображение.
Мышление
Выделяют определенные виды мышления:
· Наглядно-действенное – мышление, непосредственно включенное в деятельность.
· Наглядно-образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).
· Отвлеченное – мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
Различают формы мышления:
- Понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятия относятся не к отдельным предметам, а к группе сходных предметов или явлений. (дом, человек, мяч, футбол…)
- Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отвергаются связи между предметами и явлениями действительности. (Истина – Москва – столица России; Ложь – дважды три – восемь; предположительные – м.б., завтра будет дождь).
- Умозаключение – выделение из одного или нескольких выводов из ряда суждений. Различают индуктивное (умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу), дедуктивное (все тела при нагревании расширяются, а воздух есть тело, следовательно, воздух при нагревании расширяется) и умозаключение по аналогии (вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий).
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи
мыслительных операций:
- Анализ (мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части).
- Синтез (мыслительная операция, позволяющая в аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому).
- Сравнение – мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений др. с др. и выявлении общности или различия между ними.
- Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
- Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-либо общему признаку.
- Конкретизация – переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности.
Воображение
1. Наряду с образами памяти в сознании может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, чего не было в нашем опыте или не существует в действительности. Это образы воображения. Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Если воспроизведение – основная характеристика памяти, то преобразование – основная характеристика воображения. Если основная функция памяти – сохранение опыта, то основная функция воображения – его преобразование.
Образы воображения опираются на представления памяти, но мы можем также создавать себе представления о вещах, которых никогда раньше не воспринимали (* песчаную пустыню) на основе опыта и знаний. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой – звуков). Самые фантастические представления ВСЕГДА строятся из элементов действительности.
2. Виды:
Непроизвольное, или пассивное воображение – процесс непреднамеренного или малоосознанного построения образов. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».
Несмотря на всю причудливость сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения на спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и ловишь рыбу. Иногда причиной сна являются бурные события за день – продолжение событий на ту же тему. Приснившийся сон может сигнализировать о какой-то болезни. Так, одну женщину долго преследовал сон: она ела испорченную или сырую рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита.
Сон – продукт здоровой психики, он необходим для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации. Галлюцинации – это пассивное, непреднамеренное воображение. Они появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей, когда образы фантазии приобретают черты реальности (зрительные и слуховые галлюцинации).
Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Люди грезят о чём-то приятном, радостном, причем четко видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
Произвольное, или активное воображение – процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью. Этот вид воображения возникает в раннем детстве и наибольшее развитие получает в детских играх. Активное воображение разделяется на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. При воссоздающем мы воспроизводит то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (словесное описание, чертежами, знаками…) * при создании образа машины рассматривают чертеж.
При творческом воображении образы создаются самостоятельно без опоры на готовое описание или условное изображение. Особые виды творческого воображения - мечта (всегда направлена в желаемое будущее) и фантазия (желаемое будущее не связано с настоящим: *науч. фантастика).
Психологические механизмы воображения
Выделяют несколько техник воображения:
1. Комбинирование – сочетание известных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов. Частный случай комбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путем соединения совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, сфинкс – лев с головой человека, ковер-самолет – способность птицы летать перенесли на другой предмет. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, танк-амфибия.
2. Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт (*великан). Этот способ лежит в основе создания карикатур и шаржей(умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий). Проявляется в нескольких действиях:
а) утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;
б) преувеличение или приуменьшение: Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч;
в) типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образа (например, это построение типов героев в литературе: берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это - обобщенные типы).