Психологические механизмы воображения




Характеристика познавательных процессов: мышление и воображение.

Мышление

 

 

 

Выделяют определенные виды мышления:

· Наглядно-действенное – мышление, непосредственно включенное в деятельность.

· Наглядно-образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).

· Отвлеченное – мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

 

Различают формы мышления:

 

  1. Понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятия относятся не к отдельным предметам, а к группе сходных предметов или явлений. (дом, человек, мяч, футбол…)
  2. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отвергаются связи между предметами и явлениями действительности. (Истина – Москва – столица России; Ложь – дважды три – восемь; предположительные – м.б., завтра будет дождь).
  3. Умозаключение – выделение из одного или нескольких выводов из ряда суждений. Различают индуктивное (умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу), дедуктивное (все тела при нагревании расширяются, а воздух есть тело, следовательно, воздух при нагревании расширяется) и умозаключение по аналогии (вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий).

 

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи

мыслительных операций:

 

  1. Анализ (мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части).
  2. Синтез (мыслительная операция, позволяющая в аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому).
  3. Сравнение – мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений др. с др. и выявлении общности или различия между ними.
  4. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
  5. Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-либо общему признаку.
  6. Конкретизация – переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности.

 

Воображение

1. Наряду с образами памяти в сознании может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, чего не было в нашем опыте или не существует в действительности. Это образы воображения. Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Если воспроизведение – основная характеристика памяти, то преобразование – основная характеристика воображения. Если основная функция памяти – сохранение опыта, то основная функция воображения – его преобразование.

Образы воображения опираются на представления памяти, но мы можем также создавать себе представления о вещах, которых никогда раньше не воспринимали (* песчаную пустыню) на основе опыта и знаний. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой – звуков). Самые фантастические представления ВСЕГДА строятся из элементов действительности.

2. Виды:

Непроизвольное, или пассивное воображение – процесс непреднамеренного или малоосознанного построения образов. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Несмотря на всю причудливость сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения на спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и ловишь рыбу. Иногда причиной сна являются бурные события за день – продолжение событий на ту же тему. Приснившийся сон может сигнализировать о какой-то болезни. Так, одну женщину долго преследовал сон: она ела испорченную или сырую рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита.

Сон – продукт здоровой психики, он необходим для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации. Галлюцинации – это пассивное, непреднамеренное воображение. Они появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей, когда образы фантазии приобретают черты реальности (зрительные и слуховые галлюцинации).

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Люди грезят о чём-то приятном, радостном, причем четко видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

Произвольное, или активное воображение – процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью. Этот вид воображения возникает в раннем детстве и наибольшее развитие получает в детских играх. Активное воображение разделяется на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. При воссоздающем мы воспроизводит то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (словесное описание, чертежами, знаками…) * при создании образа машины рассматривают чертеж.

При творческом воображении образы создаются самостоятельно без опоры на готовое описание или условное изображение. Особые виды творческого воображения - мечта (всегда направлена в желаемое будущее) и фантазия (желаемое будущее не связано с настоящим: *науч. фантастика).

 

Психологические механизмы воображения

Выделяют несколько техник воображения:

1. Комбинирование – сочетание известных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов. Частный случай комбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путем соединения совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, сфинкс – лев с головой человека, ковер-самолет – способность птицы летать перенесли на другой предмет. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, танк-амфибия.

2. Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт (*великан). Этот способ лежит в основе создания карикатур и шаржей(умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий). Проявляется в нескольких действиях:

а) утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение: Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч;

в) типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образа (например, это построение типов героев в литературе: берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это - обобщенные типы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: