Глава 1
Намаз: Хукм и времена
Обязательность намаза (саля)
Намаз, в лексическом значении, это просьба дуа. Когда арабы читают дуа (что-то просят у Аллаха), говорят «هو يصلّي ». В шариате намаз называется саля из-за того, что в него включен дуа (просьба). Намаз стал обязательным в ночь перенесения, в количестве пятидесяти намазов в сутки. Потом пришло облегчение, и количество намазов с пятидесяти было снижено до пяти, однако вознаграждение за пять намазов осталось как за пятьдесят (это милость Аллаха). Передается, что Анас (р.а.) сказал:
«فُرضت على النبي ليلةَ أُسْرِي به الصلواتُ خمسين ثم نقصت حتى جُعلت خمساً، ثم نُودي يا محمد إنه لا يُبدَّل القولُ لديَّ وإنَّ لك بهذه الخمس خمسين »
«В ночь перенесения пророку (с.а.с.) было вменено в обязанность пятьдесят намазов. Потом было сказано: О, Мухаммад, Я не меняю Своего обещания, пять намазов будут засчитываться тебе как пятьдесят» (Тирмизи, Ибн Мунзир, Абдурразак).
Бухари, Ахмад, Насаи передали длинный хадис от Анаса о перенесении, в нем приходит:
«... هنَّ خمسٌ وهنَّ خمسون، لا يُبدَّلُ القولُ لديَّ... »
«… пять будут засчитаны тебе как пятьдесят, Я не меняю Своего обещания…».
Ахмад передал, что Ибн Аббас (р.а.) сказал:
«فُرض على نبيكم خمسون صلاة، فسأل ربه عزَّ وجلَّ فجعلها خمساً »
|
«Было приказано пророку (с.а.с.) совершать пятьдесят намазов. Потом пророк (с.а.с.) попросил у Господа, азза ва джалля, облегчения, и Он снизил количество намазов до пяти».
И так, в сутки приказано совершать пять намазов, это требование религии Ислам. Достаточно мне упомянуть один хадис, в котором упоминается это. Передается, что Тальха ибн Убайдуллах (р.а.) сказал:
«جاء رجلٌ إلى رسول الله من أهل نجدٍ ثائرَ الرأس يُسمَع دويُّ صوتِه ولا يُفقَه ما يقول حتى دنا، فإذا هو يَسأل عن الإسلام، فقال رسول الله: خمسُ صلوات في اليوم والليلة فقال: هل عليَّ غيرُها ؟ قال: لا إلا أنْ تَطوَّع... »
«Один человек из народа Наджд пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.), его голова была растрепана, его голос был не разборчивым, пока он не приблизился. Когда он спросил об Исламе, посланник Аллаха (с.а.с.) ответил ему: Совершай пять намазов в сутки. Этот человек спросил: Есть ли у меня другие обязанности? Пророк (с.а.с.) ответил: Нет, кроме подчинения… » (Бухари, Малик, Байхакъы, Ибн Мунзир).
|
فضل الصلاة
Достоинства намаза
Намаз – это второй столп Ислама, после свидетельства «нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад – посланник Аллаха». Передается от Ибн Умара (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«بُني الإسلامُ على خمسٍ: شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمداً رسول الله، وإقام الصلاة ، وإيتاء الزكاة، والحج ، وصوم رمضان »
«Ислам построен на пяти вещах: Свидетельстве, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха, выстаивании намаза, выплачивании закатя, хадже, и посте в месяц Рамадан» (Бухари, Муслим, Тирмизи, Насаи).
Намаз – это то, за что человек будет отчитываться в Судный день в первую очередь. Передается, что Абу Хурайра (р.а.) слышал, как посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«أول شئ مما يحاسَب به العبدُ يوم القيامة صلاتُه المكتوبة، فإن أتمَّها وإلا زِيد فيها من تطوُّعه ، ثم يُفعَلُ بسائر الأعمال المفروضة كذلك »
«Первое, за что человек будет отчитываться в День Суда, это предписанные намазы. Если он совершал их полностью, это хорошо, а если есть упущения, то они дополняются из дополнительных намазов. Потом, также поступают и с остальными фардами» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, Тирмизи, Насаи).
|
Намаз – самое любимое для Аллаха. Передается, что Абдуллах ибн Масъуд (р.а.) сказал:
«سألت النبي: أيُّ العملِ أحبُّ إلى الله؟ قال: الصلاةُ على وقتها، قال: ثم أيُّ؟ قال: ثم بِرُّ الوالدين، قال: ثم أيُّ؟ قال: الجهاد في سبيل الله، قال: حدثني بهنَّ ولو استزدتُه لزادني »
«Я спросил пророка (с.а.с.): Какое дело самое любимое для Аллаха? Он ответил: Намаз, совершенный вовремя. Я спросил: Потом какое? Он ответил: Уважение к родителям. Я спросил: Потом какое? Он ответил: Джихад на пути Аллаха. Если бы я спрашивал его дальше, то он продолжал бы отвечать мне» (Бухари).
С таким же смыслом передал Ахмад от одного из сахабов.
Намаз стирает ошибки и прегрешения. Передается, что Абу Хурайра (р.а.) слышал, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«أرأيتم لو أن نهراً بباب أحدكم يغتسل فيه كلَّ يوم خمساً ما تقول ذلك يُبقي من دَرَنِه؟ قالوا: لا يُبقي من درنه شيئاً، قال: فذلك مثل الصلوات الخمس يمحو الله به الخطايا »
«Как вы думаете, если у двери одного из вас будет течь речка, в котором вы будете мыться пять раз в день, останется ли на вас грязь? Они ответили: Не останется из грязи ничего.Тогда он сказал: Это подобно пятикратному намазу, с совершением которого Аллах стирает ошибки» (Бухари, Муслим).
Передается, что Абдуллах ибн Умар (р.а.) слышал, как пророк (с.а.с.) сказал:
«إن العبد إذا قام يصلي أُتيَ بذنوبه فوُضعت على رأسه أو عاتقه، فكلما ركع أو سجد تساقطت عنه »
«Когда раб совершает намаз, то его грехи ставят ему на голову или на плечи, а когда он совершает рукуъ или саджду, эти грехи сыплются» (Ибн Хиббан, Байхакъы).
Передается, что Убада ибн Самит (р.а.) слышал, как посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«مَــن جاء بالصلوات الخمس قــد أكملهن لم ينقص من حقهن شيئاً كــان لــه عند اللــه عهدٌ أن لا يُعذِّبــه... »
«Кто в совершенстве выполнял пять намазов, не убавляя из них ничего, для того у Аллаха есть обещание что не накажет его…» (Ибн Хиббан).
حكم الصلاة المكتوبة
Хукм предписанных намазов
Намаз – это один из столпов Ислама. Он является фардом для каждого взрослого мужчины и взрослой женщины. Что касается ребенка, не настигшего зрелости, по шариату он не несет ответственности за свои деяния, и на него не возлагаются обязанности. Однако его опекун должен приказывать ему совершение намазов, и не делать ничего больше чем приказ, пока ребенок не настигнет десяти лет. Если ребенок не начал совершать намаз до десяти лет, то начиная с десяти лет, опекун должен заставлять его совершать намаз, даже если придется, бить. Все это указывает на то, что намаз занимает значительное и важное место в жизни мусульманина. Передается от Амра ибн Шуайба, от отца, от деда, Абдуллаха ибн Амра (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«مُروا أولادكم بالصلاة وهم أبناء سبع سنين، واضربوهم عليها وهم أبناء عشر، وفرِّقوا بينهم في المضاجع »
«Приказывайте своим детям совершать намаз начиная с семи лет, начинайте бить их если они к десяти годам все еще не совершают намаз, и разделяйте с ними ложе» (Абу Дауд, Ахмад, Хаким).
Передается от Субра, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«علِّموا الصبي الصلاةَ ابن سبع سنين، واضربوه عليها ابن عشرة »
«Учите детей намазу в возрасте семи лет, а в возрасте десяти лет бейте их (если они все еще не совершают намаз)» (Тирмизи).
В таком же смысле передал этот хадис Ахмад.
Ребенку, в возрасте семи лет, приказывается совершение намаза, а если к десяти годам он все еще не совершает намаз, тогда его нужно бить, несмотря на то, что он еще не мукалляф, и у него отсутствуют условия возложения на него обязанностей. Приказ ребенку с семи лет и битье его с десяти лет, это приучение его к совершению намазов, и практика в совершении намазов. Но это не в коем случае не является возложением на него обязанности. Передается от Аиши (р.а.), что пророк (с.а.с.) сказал:
«رُفع القلم عن ثلاث، عن النائم حتى يستيقظ، وعن الصبي حتى يحتلم ، وعن المجنون حتى يعقِل »
«Перо поднято от трех: От спящего, пока он не проснется, от ребенка, пока он не достигнет зрелости, от сумасшедшего, пока он не вернется в здравомыслие» (Ахмад, Бухари, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи).
Если человек оставляет намаз из-за лени и невнимательности, то он непокорный грешник, он будет наказан за свои действия. Судья или правитель приговорит ему такое наказание, которое вернет его в совершение пятикратного намаза. Если же человек не совершает намаз из-за непризнания его или отрицания, то он кяфир (неверный), отступивший от религии Аллаха. В таком случае его призывают к раскаянию в течении трех дней, если он не раскается, то будет убит. Передается, что Убада ибн Самит (р.а.) сказал:
«خمس صلوات افترضهن الله على عباده، فمن لقيه بهن لم يضيِّع منهن شيئاً لقيه وله عنده عهد يُدخِله به الجنة، ومن لقيه وقد انتقص منهن شيئاً استخفافاً بحقهنَّ لقيه ولا عهد له، إن شاء عذبه وإن شاء غفر له »
«Аллах предписал своим рабам совершать пятикратный намаз. Кто принесет их не потеряв из них ничего, для того есть обещание, что будет введен в Рай. А кто принесет их сократив что-то из них из-за легкомысленного отношения, для того нет обещания. Если Аллах пожелает, то накажет его, если пожелает, то простит» (Ахмад, Ибн Маджа).
В другой версии от Абу Дауда встречается:
«خمسُ صلوات افترضهن الله تعالى، مَن أحسن وضوءَهنَّ وصلاَّهنَّ لوقتهنَّ وأتمَّ ركوعهنَّ وخشوعهنَّ كان له على الله عهد أن يغفر له، ومن لم يفعل فليس له على الله عهد، إن شاء غفر له وإن شاء عذبه »
«Всевышний Аллаха обязал совершать пять намазов. Кто правильно совершал омовение (вуду), правильно совершал намаз по отношению ко времени, и совершал все поясные поклоны и был смиренным в намазе, для этого есть обещание Аллаха, что простит его. А кто не совершал это, для того нет обещания у Аллаха, если пожелает, то простит, а если пожелает, то накажет».
Если бы оставление намаза было бы куфром, как утверждают некоторые имамы, то посланник Аллаха (с.а.с.) не сказал бы «если пожелает, то простит » про того, кто оставил намаз, или сократил количество, как об этом говорится в первом тексте. А во втором тексте говорится, о том, кто оставил некоторые намазы или оставил все из них. В обоих случаях Аллах, по Своей милости и по Своей воле, может простить. Но мы знаем, что Аллах не прощает кяфиров, мушриков и вероотступников, это известно всем, Аллах говорит в Коране:
إن الله لا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ ويَغْفِرُ ما دُونَ ذَلك لِمْنْ يَشَاءُ ومَنْ يُشْرِكْ باللهِ فَقَد افْتَرَى إثْمَاً عَظِيْمَاً
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальное (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» («женщины»: 48).
Также Аллах говорит:
إنَّ الذين كَفَرُوا وصَدُّوا عَنْ سَبِيْلِ الله ثُمَّ مَاتُوا وهُمْ كُفَّارٌ فَلَنْ يَغْفِرَ الله لهم
«Воистину, Аллах не простит тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха, а потом умерли неверующими» («мухаммад»: 34).
Также Аллах говорит:
... ومَنْ يَرْتَدِدْ مِنْكُمْ عَنْ دِيْنه فَيَمُتْ وهُو كَافِرٌ فأُولئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ في الدُّنْيا والآخِرَةِ وأُولئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيْهَا خَالِدُوْنَ
«… А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деянию окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» («корова»: 217).
Так мы поняли, что тот, кто оставил некоторые намазы и все, не является кяфиром, мушриком или муртадом. Нам остается только сказать, что он остается мусульманином, однако фасиком (грешником).
Возможно, кто-то скажет, что первый текст (о сокращении) не указывает на оставление некоторых намазов, а указывает на присутствие недостатка в его намазах по отношению к смирению, покорности, спокойствию и т.д. Скажет, что второй текст не указывает, как и первый, на полное оставление, и что слова:
«ومن لم يفعل »
«тот, кто не совершал »
направлены на недостатки омовения и выстаивания намаза несвоевременно, и недостаток движений и покорности. Мы ответим ему, что у нас есть ясный текст и несет только полное оставление намаза. Убайда ибн Самит (р.а.) сказал: Я слышал как посланник Аллаха (с.а.с) говорил:
«خمس صلوات كتبهن الله عزَّ وجلَّ على العباد، فمَن جاء بهنَّ لم يضيِّع منهن شيئاً استخفافاً بحقهنَّ كان له عند الله عهد أن يدخله الجنة، ومَن لم يأت بهنَّ فليس له عند الله عهد، إن شاء عذَّبه وإن شاء أدخله الجنة »
«Предписано Аллахом, азза ва джалля, пять намазов для рабов, кто совершал их не упуская из них ничего, есть у Аллаха обещание для него, что введет его в Рай, а тот кто не совершает, то нет у Аллаха обещания для него, если пожелает, то накажет его, если пожелает, то введет его в Рай». (Малик, Абу Дауд, Насаий, Байхакы).
От Ахмада передается словами:
«... إن شاء عذبه وإن شاء غفر له »
«Если пожелает, то накажет, если пожелает, то простит его».
Я приведу несколько сахих хадисов по этому поводу, от которых отворачиваются многие из ученных, я не говорю все, я говорю многие, а у некоторых есть неясности в понимании указаний этих хадисов:
А) Передается от Абу Бакра, а он передал от отца Абу Мусы аль-Ашъари, что посланник Аллаха (с.а.с)сказал:
«من صلى البَرْدَين دخل الجنة »
«Кто выстоял два бардун намаза, тот войдет в Рай». (Муслим, Байхакы, Малик, Абдуллах ибн Ахмад). Два бардун намаза - это фаджр (утренний) и аср (предвечерний).
Б) Передается, что Аммар ибн Руайба (р.а.) сказал: Я слышал, как посланник Аллаха (с.а.с) сказал:
«لن يلج النار أحدٌ صلَّى قبل طلوع الشمس وقبل غروبها، يعني الفجر والعصر »
«Никогда не войдет в огонь тот, кто совершал намаз до восхода солнца и до заката солнца, имея ввиду фаджр и аср». (Муслим, Абу Дауд, Ибн Хузайма, Ахмад, Насаи).
В) Передается, что Фудаль (р.а.) сказал: Учил меня посланник Аллаха (с.а.с) и однажды сказал:
«وحافِظْ على الصلوات الخمس، قال قلت: إنَّ هذه ساعاتٌ لي فيها أشغالٌ فمُرْني بأمرٍ جامعٍ إذا أنا فعلتُه أَجْزأ عني، فقال: حافظ على العصرين، وما كانت من لغتنا ، فقلت: وما العصران؟ فقال: صلاةٌ قبل طلوع الشمس وصلاةٌ قبل غروبها »
«Выстаивай пять намазов, я сказал: У меня в это время есть работа, прикажи мне такое, что когда я сделаю его, это будет для меня достаточным. Он (с.а.с.) сказал: Совершай два асра. Я спросил: Что за два асра? Он (с.а.с.) сказал: Намаз до восхода солнца и намаз до захода солнца». (Абу Дауд, Ахмад).
Разве этот человек не ограничился двумя намазами: фаджр и аср, разве не считается он оставившим некоторые из пятикратных намазов, и вместе с этим он оставался мусульманином?
Что касается хадисов, как например: Передается, что Бурайда (р.а.) сказал: Я слышал, как посланник Аллаха (с.а.с) говорил:
«العهد الذي بيننا وبينهم الصلاة فمن تركها فقد كفر »
«Между нами и неверием стоит намаз, кто оставил намаз, тот уже в куфре» (Ахмад, Ибн Маджа, Насаи, Тирмизи).
Также передается, что Джабир ибн Абдуллах сказал: Я слышал, как посланник Аллаха (с.а.с) говорил:
«بين الرجل وبين الشِّرك والكفر ترك الصلاة»
«Между человеком и многобожием (или куфром) стоит намаз». (Муслим, Ахмад, Тирмизи).
Эти хадисы несут тагълиз (жесткое порицание) тех, кто оставил намаз. Они подобны тому, что передано от Абдуллаха ибн Масъуда (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с)сказал:
«سباب المسلم فسوق وقتاله كفر »
«Поношение мусульманина – грех, а убийство – куфр» (Бухари, Муслим).
И тому, что передано от Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с)сказал:
«اثنتان في الناس هما بهم كفر: الطعن في النسب والنياحة على الميت »
«Две вещи вводят человека в куфр: ругань чьих-то родственников и оплакивать мертвого» (Муслим, Ахмад).
И тому, что передано от Абу Зарра (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с)сказал:
«ليس مِن رجلٍ ادَّعى لغير أبيه وهو يعلمه إلا كفر بالله... »
«Зная, выдавать другого человека за своего отца, будет расцениваться у Аллаха как куфр» (Бухари, Муслим).
И тому, что передано от Джабира (р.а.), что Пророк (с.а.с) сказал:
«من أُعطي عطاءً فوجَدَ فلْيَجْزِ به، ومن لم يجد فَلْيُثْنِ، فإن من أثنى فقد شكر، ومن كتم فقد كفر... »
«Кто получил подарок, пусть подарит что-нибудь взамен, если найдет, если не найдет, путь похвалит его. Кто похвалил, тот уже отблагодарил его, кто промолчал, тот уже в куфре…» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Хиббан, Байхакы).
Тирмизи сказал, что слова «…кто промолчал, тот уже в куфре» означают неблагодарность подарку.
И тому, что передано от Ибн Аббаса (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с) сказал:
«... وأُريتُ النارَ فلم أرَ منظراً كاليومِ قطُّ أفظعَ، ورأيتُ أكثر أهلِها النساء، قالوا: بمَ يا رسول الله؟ قال: بكفرهنّ ، قيل: يكفرن بالله؟ قال: يكفرنَ العشير ويكفرن الإحسان... »
«Мне был показан Ад, не видел я ничего, более ужасного в этот день, я видел что большинство обитателей Ада – женщины, его спросили: Почему, о, посланник Аллаха? Он ответил: Из-за их неблагодарности. Его спросили: Из-за неблагодарности Аллаху? Он ответил: Из-за неблагодарности своим мужьям…» (Бухари, Муслим).
Убийство мусульманина, ругань чьих-то предков, оплакивать мертвого, выдавать за своего отца другого человека, неблагодарность доброте, неблагодарность женщины своему мужу – это, без сомнения, грех, но эти действия не выводят из Ислама, и не являются неверием. В этих хадисах слово куфр используется для жесткого порицания. Слово куфр здесь употребляется в лексическом значении «скрывание». Арабы говорят: «كفر الشّيئ» когда человек что-то скрывает. Также говорят: «كفر الزارع البذر بالتراب» когда фермер закрыл семена землей. В Книге Аллаха, иногда, это слово встречается в лексическом значении. Аллах говорит:
وَعَدَ اللهُ الذّينَ آمنوا مِنْكمْ وَعَمِلوا الصّالحاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهمْ في الأرضِ... ومنْ كَفَرَ بعْدَ ذلك فَأولئِكَ هُمُ الفَاسِقون
«Обещал Аллах тем из уверовавших, которые творили благие деяния, что сделает их намесниками на земле… а кто откажется после этого те нечестивцы» (55: «ан-Нур»).
Его слова: «ومنْ كَفَرَ » муфассиры растолковали как «неблагодарность милости». Аллах говорит:
أَفَبِالباطِلِ يؤْمِنون وَبِنِعْمَةِ اللهِ همْ يكْفُرون
«Разве уверуют они в ложь, и будут неблагодарны милости Аллаха?» (72: «Нахль»).
Этот аят растолковал предыдущий аят:
... أَفَبِنِعْمَةِ اللهِ يَجْحَدون
«Разве неблагодарны они милости Аллаха?»
Слово «куфр» применяется на выход из Ислама, но иногда используется к запрещенным действиям, не выводящими из Ислама, а карина (дополнительное указание), определяет какой из этих двух значений он несет. Относительно текстов, называющих оставление намаза куфром, имеются карины, которые отклоняют значение слова «куфр» от шариатского значения (выход из Ислама) к лексическому значению (скрывание милости), как мы упомянули выше. Поэтому не допускается рассмотрение оставления намаза, как выход из Ислама. Кто рассмотрел оставление намаза выходом из Ислама, тот ошибся в своем мнении.