ТЕСТ: О БОГЕ ТВОРЦЕ И ПРОМЫСЛИТЕЛЕ .




№1 Кто или что является причиной творения мира? 1. Мир - вечен. Не было времени, когда бы мир не существовал. Следовательно, ни о какой причине мира не может быть и речи. 2. Мир сотворен Богом. 3. Материя совечна Богу, но Бог однажды эту материю оформил соответствующим образом. Так образовался мир. 4. Причиной творения мира явился слепой случай.
№2 Из чего сотворен мир? 1. Мир сотворен Богом из ничего. 2. Мир сотворен Богом из совечной Ему материи. 3. Мир является саморазвитием Сущности Божией.
№3 Все ли Ипостаси Пресвятой Троицы участвовали в деле творения? 1. Нет, не все, а только Бог Отец, так как в Ветхом Завете ничего не говорится о Сыне и о Святом Духе. 2. Бог Отец и Святой дух, ибо Сын Божий к тому моменту еще не родился, да и самого Вифлеема тогда еще не было. 3. В деле творения участвовали все три Божественных Лица. 4. В деле творения непосредственное трудовое участие принимали две Ипостаси Сын Божий и Святой Дух, - а Бог Отец только командовал.
№4 Какой мир сотворен прежде: невидимый или видимый? 1. Невидимый и видимый миры сотворены одновременно. 2. Невидимый и видимый мир - это один о тот же мир, просто прежде, нежели были созданы твари, имеющие зрение (то есть: рыбы, птицы, пресмыкающиеся, животные, человек), были созданы иные тварные вещи, не обладающие способностью видеть. Поскольку какое-то время видеть их было некому, постольку эти творения и назывались невидимыми. 3. Прежде мира видимого был создан мир невидимый. 4. Сперва был создан видимый мир, а затем - невидимый.
№5 Кто такие ангелы? 1. Симпатичные существа, имеющие человеческое тело, оснащенное крылами для летания. 2. Бесплотные разумные духи. 3. Ангелы существуют только в легендах и сказках. 4. Наукой не доказано, существуют ли они на самом деле, так как не существует ни одного кино-фото-документа, подтверждающего бытие ангелов.
№6 Кто такие демоны? 1. Аллегорические образы зла. 2. Персонажи древнерусского фольклора. 3. Падшие духи, пытавшиеся произвести ДЕМОНтаж духовных законов 4. Мифические персонажи.
№7 Из-за чего сатана и демоны низвержены с неба? 1. Их никто не извергал, они упали сами по причине потери равновесия и согласно закону земного тяготения. 2. Сатана и демоны добровольно покинули небесный, ангельский мир из-за тесноты, ошибочно полагая, что область, в которую они переходят, сулит им гораздо большее количество благ, но не угадали. 3. Сатана и демоны изгнаны с неба из-за гордости, ставшей причиной противления Богу.
№8 В продолжении скольких творческих дней Бог благоустроил видимый мир? 1. В продолжении шести творческих дней. 2. Бог благоустроил мир мгновенно, ведь Он - Всемогущ. 3. В продолжении миллионов лет. 4. Мир - это форма существования материи, которая вечна.
№9 В какой творческий день был создан человек? 1. В праздничный. 2. Этот день точно установить невозможно, так как человек произошел от обезьяны не мгновенно, а постепенно. 3. В седьмой. 4. Все зависит от способа летоисчисления. 5. Об этом можно узнать через гадание магов и чародеев, а также от дипломированных экстрасенсов-прорицателей или астрологов за деньги. 6. В шестой.
№10 Как следует понимать постулат о том, что человек создан по образу и подобию Божию? 1. Внешность человека сходна с внешностью Божией. 2. Телесные органы человека устроены по образцу Божиих органов. Библия ясно сообщает о том, что Бог все видит, все слышит, все знает, ходит (в раю), обоняет (жертву Ноя) и т. п. 3. Это всего лишь метафора, утверждающая о высоком достоинстве человека по отношению к остальным тварям, а на самом деле человек не имеет и не может иметь в себе образа Божия, так как Бог бесконечно совершенен, а человек - ограничен. 4. Основные черты образа Божия в человеке: разум, свободная воля, способность любить, способность к творчеству, нравственное чувство, царственое достоинство и др. Подобие же Божие - это то, чего человек может достигнуть в результате духовного совершенствования в союзе с Богом.
№11 По какой причине сатана подучил Еву нарушить Божий наказ? 1. Из-за любви к человеку хотел сделать как лучше, но не угадал. 2. Просто ему нужен был собеседник, так как рабочий день его закончился и он не знал с кем поговорить. Кроме того, он хотел есть. Тут появилась Ева, сорвала плод, но диавола не угостила, а съела плод сама. 3. Сатана из-за зависти подучил Еву преступить заповедь. Он желал разрушить союз между Богом и человеком.
№12 В чем заключалась религиозная сущность грехопадения? 1. Рай - это первый заповедник, а Адам и Ева - первые браконьеры. Тем, что человек сорвал запретный плод, он нанес экологический ущерб первозданному миру. 2. Человек без разрешения взял то, что ему не принадлежало, чем нанес материальный ущерб Богу. 3. Бог приревновал человека к диаволу, так как Он создал человека для Себя, а не для кого-то иного. 4. Добровольно нарушив заповедь и пойдя на поводу у диавола, человек отрекся от Творца.
№13 Каковы последствия грехопадения? 1. В мир вошел грех, разлад, тление и смерть. 2. В отношении человека ничего не изменилось, так как проклятие пало только на змея. 3. Человек сделался более свободным и раскрепощенным, так как осознал, что отныне он сам себе указ. 4. Человек стал как Бог, знающий добро и зло.
№14 Что такое "первородный грех", передается ли он от одного человека другому, и если "да", то каким образом? 1. Грех первого человека, рожденного от Адама и Евы. Он передается от человека человеку через воспоминание, как пример. 2. Грех в отношении первого человека, рожденного от Адама и Евы, то есть убийство жестокосердным Каином праведного Авеля. 3. Наследственная порча человеческой природы.
№15 Проявляет ли Бог заботу о мире, или мир существует самостоятельно, в силу законов, вложенных в него от начала? 1. Мир существует самостоятельно, а иначе для чего нужны законы природы? 2. Изначально мир находился под непрерывным попечением Божиим, но впоследствии, после грехопадения прародителей, Бог отвернулся от своего создания. 3. Бог непрерывно печется о мире. 4. Бог иногда печется о мире, а иногда нет. От этого напрямую и зависит, совершенствуется ли мир или деградирует. 5. Бог перестал проявлять заботу о мире после шестого дня творения, так как в седьмой день Он почил от дел. 6. Об этом может судить либо высококвалифицированный естествоиспытатель-самоучка, либо не очень высоко квалифицированный, но дипломированный специалист.
№16 Распространяется ли попечение Божие на грешников, на падших ангелов? 1. Конечно же, нет. Ведь у Бога и так много дел. 2. Конечно же, нет. А иначе, Бог запятнал бы Свою репутацию. 3. Попечение Божие распространяется на все творение. Втом числе, - и на грешников, и на падших ангелов. 4. Попечение Божие не рапространяется на падших ангелов, но рапространяется на грешников, ибо Господь стремится их спасти. 5. Иногда распространяется, а иногда - нет. Все зависит от настроения Божия.
№17 Приуготовлял ли Бог людей к пришествию Спасителя в мир, или оно произошло спонтанно? 1. Не приуготовлял. Ему не было нужды приуготовлять людей, так как Он всемогущ. 2. Приуготовлял. 3. Смотря с какой стороны посмотреть. 4. Об этом имеет право судить только римский папа как наместник Христа на Земле.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

N Вопрос Правильный ответ Комментарий
№1 Кто или что является причиной творения мира? 2. Мир сотворен Богом. Причиной сотворения мира является Бог. Те, кто считают материю совечной Богу, по сути, обожествляют её, так как приписывают ей совершенства, присущие Богу: самобытность, вечность и прочее. Ещё нелепее выглядят мыслители, утверждающие, что мир произошел в результате случайного стечения ряда обстоятельств, в результате слепого случая. Попробуйте, например, представить себе, чтобы во время взрыва в художественной мастерской подпрыгнувшие кисточки и краски случайно легли на разбросанные взрывной волной холсты так, чтобы образовалось собрание картин, иллюстрирующих становление мира. Едва ли кто поверит в случайную возможность такого результата. А между тем реальное творение мира - дело куда более сложное, но, тем не менее, в случайность его происхождения верят. Это - абсурд. Только Бог мог устроить мир так, как он и устроен. Об этом ясно повествуется в Священном Писании: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1); "Вот происхождение неба и земли, при сотворенеии их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо" (Быт. 2, 4).
№2 Из чего сотворен мир? 1. Мир сотворен Богом из ничего. Мир сотворен Богом из ничего. Прежде творения мира существовал один только Бог. Учение, согласно которому параллельно с Богом вечно существовала какая-то хаотичная неоформленная материя, и которую Бог однажды взял и оформил так, что получился мир (это учение называется: "дуализм") - ложно. Настолько же ложна и пантеистическая теория утверждающая, будто мир произведен из Сущности Божией. Если бы мир был произведен из сущности Божией, то и мы могли бы называться Божественными. Божественными также могли бы называться и животные, и букашки, и болота, и лужи, и грязь, и пыль сапог. Но это - не так. Божественной Сущностью обладает один только Бог. Вторая Книга Маккавейская, повествуя о мученической смерти героической семьи, приводит, в числе прочих, и такие слова матери к младшему чаду своему: "Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего" (2 Мак. 7, 28).
№3 Все ли Ипостаси Пресвятой Троицы участвовали в деле творения? 3. В деле творения участвовали все три Божественных Лица. В деле творения мира участвовали все три Божественных Лица. Собственно говоря, Отец, Сын и Святой Дух - это не три Бога, а один, познаваемый в трех Лицах. В числе прочих оснований, подтверждающих правильность сказанного, Святые Отцы приводили шестой стих тридцать второго псалма: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32, 6). В этом фрагменте под "Словом Господа" подразумевается Единородный Сын Божий, а под "Духом уст Его" - Святой Дух. Тот же, чьё это Слово и чей это Дух Бог Отец.
№4 Какой мир сотворен прежде: невидимый или видимый? 3. Прежде мира видимого был создан мир невидимый. Согласно толкованию отцов, прежде мира видимого был создан мир невидимый. Основания этому толкователи видят во фразе: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1), где под словом "небо" подразумевается не пустое пространство, не то, что мы обыкновенно называем небом, а мир невидимых духов - ангелов. В этом понимании, указанный стих можно было бы перефразировать: в начале сотворил Бог мир невидимый и видимый. Небо же видимое (то есть то, что мы обычно называем небом) сотворено, сообразно Писанию, позже, а именно, во второй творческий день. "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй" (Быт. 1, 6-8).
№5 Кто такие ангелы? 2. Бесплотные разумные духи. Ангелы суть бесплотные разумные существа. Они были созданы прежде, нежели был создан видимый мир. Правда, насчет бестелесности ангелов мнения толкователей расходятся. Некоторые настаивают на их абсолютной бестелесноти, другие полагают, что абсолютной бестелесностью обладает только Бог. В этом понимании, ангелы называются бестелесными лишь в сравнении с нашими грубыми телами. Поскольку ангелы бесполотны, они не видимы нашими телесными очами. Согласно учению Церкви, различают девять ангельских иерархических степеней. Это: Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Архангелы, Ангелы. Совокупность всех этих чинов называется Ангельским Собором. Само слово "ангел" означает "вестник", "глашатай". Это наименование связано с их деятельностью: они возвещают на земле повеления Божии. На небе ангелы воспевают, восхваляют Бога. Ангелы не колеблются между добром и злом, подобно людям, тем паче - не грешат. Они добровольно подчинили свою волю воле Божией и теперь она крепко утверждена в добре посредством благодати. По учению отцов, существуют англы-хранители народов, стран, Церквей и отдельных людей. У каждого христианина есть свой ангел-хранитель.
№6 Кто такие демоны? 3. Падшие духи, пытавшиеся произвести ДЕМОНтаж духовных законов Демонами называются падшие духи. Демоны ненавидят добро, противляются Богу, искушают и губят людей. Считается, что у демонов существует и некая иерархия - по степеням. Основания этому можно видеть в словах Христа: "Когда нечистый дух выйдет из человека... и, придя, находит его (дом, которым служит для демона человек - А. Л) выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя" (Лк. 11, 24 - 26). Из данной цитаты видно, что демоны различаются по силе злобы. Возглавляет эту камарилью - диавол, он же - веельзевул, он же - люцифер, он же - сатана. Сами демоны именуются в Священном писании то духами злобы, то духами нечистыми, то бесами. У святого апостола Павла встречаем дифференциацию демонов на начальства, власти и мироправителей тьмы века сего (см. Кол. 2, 15; Еф. 6, 12). Повторюсь, возглавляет всю эту ватагу сам изобретатель греха, диавол. Об этом однозначно свидетельствуют многочисленные высказывания, содержащиеся как в Священном Писании, так и в Священном Предании. Скажем, Евангелист Лука, повествуя о клеветниках, обзывающих Господа, пишет: "Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского" (Лк. 11, 15). Демоны обладают необычайною хитростью и коварностью. И если бы Бог не сдерживал их злой пыл, людям пришлось бы очень и очень туго. Мы знаем, что победою Спасителя держава диавола сокрушена и цартсво его попрано. Отныне мы уже не подчинены ему рабски и при помощи Божией способны противостоять его козням. Бесы, по слову Господа, изгоняются постом и молитвою (Мф. 17, 21).
№7 Из-за чего сатана и демоны низвержены с неба? 3. Сатана и демоны изгнаны с неба из-за гордости, ставшей причиной противления Богу. Сатана и демоны низвержены с неба из-за противления Богу. Один из лучших, когда-то светлых ангелов, денница, возгордился своими совершенствами. Это и явилось побудительной причиной к богоотступничеству. Он же совратил и множество других светлых ангелов. В Книге Бытия, в разделе о творении мира, о падении духов ничего не говорится. Но зато в Книге пророка Исайи есть фрагмент, который отцы Церкви относили к оному событию. В данном отрывке описано, как пророк обращается с провозвестием к Вавилонскому царю, но, подспудно, и к тому, кто как бы стоит у царя за спиной - к диаволу. Вот этот отрывок: "В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари!" (Ис. 14, 11 - 12). Данный пассаж подкрепляет правильность святоотеческих суждений о том, что диавол пал из-за гордости.
№8 В продолжении скольких творческих дней Бог благоустроил видимый мир? 1. В продолжении шести творческих дней. Мир сотворен и благоустроен Богом в течении шести творческих дней. Об этом ясно говорится в Священном Писании: "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал" (Быт. 2, 2). Правда, единогласного мнения на счет того, какова продолжительность творческого дня, не существует. Некоторые исследователи (например, святой Ефрем Сирин [1, т. 3, с. 466]) полагали что день творения равен по продолжительности обыкновенному дню. Другие указывали на то, что день - это период. Среди поздних исследователей можно, в этой связи, назвать профессора А. П. Лопухина [2, с. 626 - 629]. Дело в том, что еврейское слово "йом", обозначенное в синодальном переводе как "день", может переводиться и иначе - как "период". Это учение не догматизировано Церковью; данный вопрос следует относить к области богословских мнений. Святой преподобный Ефрем Сирин. Творения. Изд. Московского Патриархата; Молдавской митрополии, Единецко-Бричанской Епархии, 2003. Лопухин А. Проф. Библейская история Ветхого Завета. К.: Изд. Имени святителя Льва, папы Римского, 2005.
№9 В какой творческий день был создан человек? 6. В шестой. Человек создан Богом по окончании творения. В последовательности творения видимого мира отцы нередко углядывали идею восхождения от низшего к высшему. В этом смысле человек называется венцом творения Божия. Человек благословляется Богом на владычество в видимом мире. Бог вселяет его не в хаос, а в уже приготовленный (к его появлению) мир. Мир как бы даруется человеку Богом. В этой связи становится понятным, почему человек сотворен в последний, шестой, а не в первый творческий день. О сотворении человека Библия рассказывает в первой главе Книги Бытия.
№10 Как следует понимать постулат о том, что человек создан по образу и подобию Божию? 4. Основные черты образа Божия в человеке: разум, свободная воля, способность любить, способность к творчеству, нравственное чувство, царственое достоинство и др. Подобие же Божие - это то, чего человек может достигнуть в результате духовного совершенствования в союзе с Богом. Образ Божий отображается в человеке в многочисленных свойствах и силах его природы. Основные черты образа Божия в человеке: разум, свободная воля, умение любить, способность к творчеству, нравственное чувство, царственное достоинство, неумираемость души и другие. Божьего же подобия человек может достигнуть в результате духовного совершенствования в союзе с Богом. Выражаясь иначе, образ Божий в человеке - это данность, дарованная Богом, а богоуподобление - это путь, цель, к которой призван человек. Собственно, к богоуподоблению он был призван изначально, но, преступив запрет о невкушении с дерева познания добра и зла, пал. Этим он разрушил Бого-человеческий союз, отступил от Создателя. Вне же союза с Богом человек способен только к духовной деградации, а не росту. Бого-человеческий союз, разрушенный Адамом, восстановлен Христом. Своим служением, страданиями и смертью, Господь искупил мир. Он основал Церковь, в лоне которой жизнью по Христу, жизнью во Христе человек преображается, обоживается, богоуподобляется, охристовляется, отроичивается; становится богом (не по сущности, разумеется, а) по благодати.
№11 По какой причине сатана подучил Еву нарушить Божий наказ? 3. Сатана из-за зависти подучил Еву преступить заповедь. Он желал разрушить союз между Богом и человеком. Низвергнутый с Небес диавол, позавидовал славе, в которую был обличен первозданный человек. Имея опытное знание о том, что получается в результате богоотступничества, изобретатель греха обманным путем подучил и человека отступить от Создателя. Этим он лишил прародителей того высокого положения и достоинства, каковыми они обладали до грехопадения. Человек, по лукавому совету веельзевула, преступил Божий наказ и подверг себя и всех своих потомков бедам и несчастьям вместо радости и блаженства. Бого-человеческий союз оказался разрушенным рукою самого человека.
№12 В чем заключалась религиозная сущность грехопадения? 4. Добровольно нарушив заповедь и пойдя на поводу у диавола, человек отрекся от Творца. Каждый реально существующий человек неоднократоно сталкивался со скорбями и несчастьями. Неоторых людей они преследуют буквально повсюду. Нередко можно услышать недоумение: неужели Бог сотворил человека для того, чтобы он печалился и скорбел? Отнюдь, нет. Бог - благ, и человека он создал не для того, чтобы было на кого обрушивать напасти, а для радости, для счастья и блаженства. Бог создал человека совершенным. Однако же, тот не представлял собою совершенства окончательного, абсолютного, бесконечного, ибо таким совершенством обладает только Сам Господь. Но человек был призван к восхождению по лествице совершенств, был призван к богоуподоблению. Для того, чтобы человек более и более утверждался в Добре, Бог дал ему заповедь о невкушении с дерева познания добра и зла. Эта заповедь позволяла человеку добровольно веропределяться либо в сторону послушания Богу, либо - в сторону противления. Для того, чтобы побудить человека нарушить наказ, диавол должен был придумать и озвучить человеку убедительную мотивацию. И диавол с этой задачей справился. Он внушил Еве мысль, что Бог потому запрещает людям вкушать плоды с дерева познания добра и зла, что если они вкусят, то сами станут как боги. И человек заглатил эту богохульную наживку. При этом Создатель показался ему как бы и ненужным. Таким образом, Адам и Ева предали своего Творца, отвернулись, отступили от Него.
№13 Каковы последствия грехопадения? 1. В мир вошел грех, разлад, тление и смерть. Ослушание, вопреки ожиданию, привело прародителей в состояние разлада - и по отношению к Мировладыке, и по отношению друг к другу, и по отношению каждого из них к самому себе. Разум их помрачился, чувства воспалились, "приближение" Господа вызвало вместо состояния восторженности состояние панического ужаса. Услыхав глас Создателя, "ходящего в раю во время прохлады дня" (Быт. 3, 8), позабыв о вездеприсутствии Божием, о Его всевидении и всеведении, первочеловеки не смогли придумать ничего лучшего, чем "скрыться". На вопрос Создателя Адаму: "не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?", - последний, вместо покаяния, озвучил в адрес Бога обвинение: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева и я ел" (Быт. 3, 11 - 12). Аналогичным образом повела себя и Ева - тоже не раскаялась, а попыталась переложить ответственность на змея+ Итог ситуации печален: духовная смерть, подверженность тлению и неминуемость телесной смерти, изгнание из рая. Н о трагизм грехопадения этим не исчерпывается, ибо последствия первородного греха распространяются не только на несчастных прародителей, но также и на всех людей. Более того, заболевает смертельною болезнью вся природа. Земля уже не плодоносит так, как прежде, а звери вместо подчинения проявляют к человеку недоверие, свирепость. Сам человек из заботливого царя превращается в жестокого тирана - жалкого и немощного, но тирана. Жизнь человека "обессмыслена", ведь "что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем" (Еккл. 1, 3), если финал - смерть?
№14 Что такое "первородный грех", передается ли он от одного человека другому, и если "да", то каким образом? 3. Наследственная порча человеческой природы. Согласно учению Церкви, каждый, без исключения, потомок Адама рождается носителем последствий прародительского преслушания. Обыкновенно, такие последствия в богословской литературе обозначаются не фразой "Последствия первородного греха", употреблённой целиком, а её укороченным вариантом - фразой "Первородный грех", или "Прародительский грех". Это понятие нужно отличать от тезоименного, обозначающего, собственно, сам прародительский грех как проступок. Для этого следует обращать внимание на контекст. В чем заключается подоплека "первородного греха"? Отвернувшись от Создателя, человек отвернулся от Источника своего существования, отступил от Него. Отступив от Источника жизни, а значит, и Источника здоровья, человек навел порчу на свое естество. Все, без исключения, потомки Адама стали рождаться поврежденными по душе и по телу, склонными более ко злу, нежели к добру. Если до грехопадения плоть человеческая была подконтрольна душе, душа - духу, а дух устремлялся к Богу, то после нарушения наказа все переменилось. Плоть не только вышла из (гармоничного) подчинения душе, но и взяла над нею верх. Дух же человеческий, вместо того, чтобы устремляться выспрь, устремился к мирским греховным удовольствиям. Повторюсь, эта греховная наследственная порча, греховное начало, корень греха, и называется в Православном богослови первородным грехом.
№15 Проявляет ли Бог заботу о мире, или мир существует самостоятельно, в силу законов, вложенных в него от начала? 3. Бог непрерывно печется о мире. Самобытным бытием обладает только Бог. Мир же не самобытен. Он существует в силу причастности нетварным Божественным энергиям. Бог - не только Творец, но и Мироправитель, Промыслитель. Как может не радеть о Своей твари Тот, Кто по Своей бесконечной благости создал мир, - задавались вопросом отцы. Как Промыслитель, Бог проявляет заботу о Своем творении. Это попечение заключается в сохранении тварей и управлении ими. Промысл Божий, по учению Церкви, разделяется на общий, обо всем мире, и частный, о каждой конкретной (частной) твари. Без Промысла Божия не было бы гармоничного порядка в мире. И если бы Господь отстранил от управления Свою всемогущую десницу хотя бы на миг, мир тут же бы перешел из бытия в небытие.Хотя промысел Божий объемлет весь в мир, свобода разумно-свободных существ этим не нарушается. Бог, хотя и направляет такие существа к добру, однако же не отнимает их свободу. Отсюда - возможность злоупотреблений, возможность появления зла. У некоторых может возникнуть вопрос, мол как сочетается учение о Промысле Божием с ясными словами Священного Писания: "И почил (Бог) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал" (Быт. 2, 2). Ответим на него словами блаженного Августина: "... выражение, что Бог почил от всех дел Своих, которые делал, мы понимаем так, что Он не стал создавать более ни одной новой твари, а не так, что перестал сохранять уже созданные и управлять ими. Отсюда, истинно как то, что в седьмой день Он почил, так и то, что Он доныне делает" [1, с. 398]. Кстати, само же Священное Писание об этом и свидетельствует, подчеркивая, что Бог "почил от всех дел Своих, которые... творил и созидал" (Быт. 2, 3). 1. Блаженный Августин. Творения (том второй). Теологические трактаты. СПб.: изд. Алетейя; К.: изд. УЦИММ-Пресс, 1998.
№16 Распространяется ли попечение Божие на грешников, на падших ангелов? 3. Попечение Божие распространяется на все творение. Втом числе, - и на грешников, и на падших ангелов. Промышление Божие распространяется на все, без исключения, творение. Отступив от Бога, диавол и демоны сделались исчадиями зла. Однако же это не означает, что связь между ними и Богом совершенно расторглась. Если бы Бог совершенно прекратил промышление о диавольской ватаге, она попросту перестала бы существовать. Более того, между Богом и диаволом сохранились даже и личные взаимоотношения. Об этом, в частности, свидетельствует Книга Иова, где повествуется о том, как диавол предстал перед Богом, явившись между "сынами Божьими", и Господь задал ему вопрос: "Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?" (Иов 1, 8). И сатана ответил Вседержителю: "Разве даром богобоязнен Иов?" (Иов. 1, 9). То есть главный бес хотел подсказать Господу, что Иов праведен лишь потому, что Бог создал для него комфортные условия, а если эти условия изменить на некомфортные и, тем более, на тяжелые, то он падет, как и прочие грешники-богоотступники. В ответ Бог сказал диаво лу: "вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей" (Иов. 1, 12). Из данного повествования четко видно, что диавол находится в зависимости от Бога, что он не обладает полною свободой в своих действиях и действует лишь в тех рамках, в которых позволяет ему действовать Господь.
№17 Приуготовлял ли Бог людей к пришествию Спасителя в мир, или оно произошло спонтанно? 2. Приуготовлял. На протяжении всей историии человечества Бог приуготовлял людей к Пришествию Спасителя. Первое, упоминаемое в Священном Писании, обетование о пришествии Христа было озвучено сразу же после изгнания прародителей из рая. Бог, обращаясь к змею-искусителю, произнес слова, которые многие богословы называют не иначе как Первоевангелием. Вот эти слова: "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3, 15). В этом провозвестии Бог обещает человеку не подчинение злу, а борьбу со злом. Борьбу, сопряженную со многими трудностями, но которая, в результате, завершится поражением зла. Ведь удар в голову для змеи - смертелен. Бог обещает (хотя и прикровенно) послать в мир Своего Единородного Сына, который воплотится от пречистых кровей "жены" - девы Марии. Для того, чтобы Пришествие возымело смысл, необходимо было, чтобы оно стало предметом желаний и чаяний человеческого рода, предметом его стремлений и молитв. Человек долженствовал дорасти, возвыситься до него. Только в этом случае он добровольно согласился бы принять великий Божий дар - Спасение. Для того, чтобы человечество осознало глубину ниспадения в бездну зла, Бог попускал ему испытывать множество скорбей. Так Бог и воспитывал падшего, и взращивал в нем желание скорейшего восстановления богообщения. Это благое желание Бог подкреплял и преумножал посредством многочисленных пророчеств и обетований о пришествии Христа. История повествует, что ко времени пришествия Спасителя степень Его ожидания была очень и очень высока. Итак, когда род человеческий был приуготовлен к встречи с Воплотившимся Богом, когда из среды человечества явилась Та Единственная, что достойна была сделаться Матерью Самого Бога (по человеческому естеству), когда, наконец, Она добровольна согласилась на этот ответственный шаг, Господь не заставил Себя ждать... и пришел.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: