За последние насколько тысяч лет человеческий труд претерпел существенные изменения, пройдя через целый ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Не вдаваясь в детали, скажем, что мы начали путь от доисторических охотников и собирателей, миновали стадии натурального хозяйства, рабства, феодализма, меркантилизма, индустриального капитализма и вплотную подошли к новому этапу исторического развития, характеризуемому большей степенью кооперации, активным использованием компьютерных технологий, инновациями в научно-технической сфере, глобализацией производства и дистрибьюции.
Попробуем пересмотреть эволюцию организации труда, несколько иначе интерпретировав этапы эволюционного развития и поместив их в контекст психологической теории Маслоу:
- Работа как выживание. Человеческий труд на этом этапе соответствует базовой категории потребностей и состоит в усилиях, направленных на то, чтобы обеспечить подобающие стол, кров и одежду в объеме, достаточном для выживания индивидуума, семьи или племени. Работа состоит в данном случае в том, чтобы вырвать у природы кусок хлеба, заставить ее поделиться своими богатствами. На этом этапе труд обычно характеризуется непритязательностью и необходимостью, но он остается естественным и приносящим удовлетворение.
- Работа как признак общественного положения. В процессе формирования привилегированного класса и становления рабства труд начинает рассматриваться как унижение и свидетельство крайне низкого статуса. Сменивший рабство феодализм также тесно связан со статусом, принуждением и необходимостью обеспечивать элементарные жизненные потребности.
- Работа как ремесло. Искусная работа феодальных кустарей обращала природные материалы и предметы, которые служили не только практической цели, по и обеспечивали удовлетворение духовных потребностей. На этом этапе работу можно рассматривать как акт творчества, заключающийся в превращении простых, естественных материалов в полезные и высокохудожественные произведения прикладного искусства.
- Работа как товар. На этом этапе работа превращается в товар: работник продает свою способность работать капиталисту, который использует эти способности для производства предметов потребления, приносящих прибыль в результате их реализации. Здесь работа рассматривается как акт отчуждения, тирании, инструмент, призванный принести удовлетворение третьим лицам. Работники отделены и от средств производства, и от плодов собственного труда, благосостояния, удовольствия от выполненной работы.
- Работа как информация. Когда информация и ее анализ стали приобретать первостепенное значение, в задачу работника начинают включаться поиск, формирование и направление информации таким образом, чтобы преумножить осведомленность и информированность организации; поэтому работа становится олицетворением естественного любопытства и стремления повысить уровень собственных знаний. В этом случае работу можно рассматривать как метод обучения и личного совершенствования. В настоящее время организация труда по этому принципу стремительно развивается.
- Работа как общественный вклад. Работа рассматривается как форма социальной ответственности, акт формирований чувства сообщества, единения, общественный вклад, участие в сети социальных контактов, которое увеличивает наши шансы прожить полную, насыщенную жизнь. В этом ключе работа рассматривается как связующее звено и дар всему человечеству.
- Работа как акт самовыражения. Когда работа приобретает черты самовыражения, люди используют ее как инструмент создания и развития собственной жизни и собственного существа. В связи с этим работу можно рассматривать как путь к духовному и личному удовлетворению, как дополнительный мотив, стимул, смысл жизни, источник роста и личного совершенствования.
- Работа как искусство. Высшим проявлением человеческого труда является воплощение творческих замыслов в произведение искусства, где работа состоит в том, чтобы изменить сложившиеся представления, построить новый мир, получить от этого удовольствие. Работа здесь выходит за рамки ремесла или полезности и призвана подстегнуть человеческое воображение. Таким образом, работу в данном случае можно рассматривать как нечто элитарное, прекрасное, что-то такое, для чего понятие «работа» становится уже не вполне адекватным.
|
|
Характеризуя формы организации труда, мы синтезировали психологическую точку зрения и исторический, или эволюционный, контекст. Мы считаем, что предложенные формулировки не исключают друг друга, — наоборот, они могут где-то пересекаться и дополнять друг друга, образуя занимательный и необычный сплав. Например, в последних формах организации труда получает выражение общая для них тема социального и личностного развития, которая позволяет объединить их в одну группу. Следует подчеркнуть, что каждая из форм организации груда соответствует определен ной жизненной позиции или состоянию ума, что не всегда находится в жесткой зависимости от исторической эпохи или характера выполняемой работы. В зависимости от того, глубоким или поверхностным будет восприятие принципов конкретной формы организации труда и каким образом будет структурирована работа, любой из представленных подходов может как получить дальнейшее развитие, так и полностью дискредитировать себя.
|
Понятно, что менеджмент становится совершенно незаменимым инструментом, когда работа является знаком отличия, подчеркивающим социальный статус, или продаваемым и покупаемым товаром. Печально, но традиционный менеджмент блокирует преимущества, заложенные в последних четырех подходах к организации труда. Несмотря на то что управление работой, которая воспринимается как социальный вклад или информации, возможно, редко бывает целесообразным и во многих случаях непродуктивно. Если работа воспринимается как самовыражение или акт искусства, то как мы уже сказали, она вообще не поддается управлению без того, чтобы не изменилась цель трудового процесса и не снизились барьеры возможности удовлетворять соответствующие потребности. Однако отмечены тенденции, которые могут оказаться еще более фатальными. Менеджмент пытается свести трудовую деятельность к ранним формам ее существования, стараясь сохранить не только свое влияние, статус и привилегии, но и придать смысл своей, зачастую бессодержательной, работе.