Становление информационного менеджмента как самостоятельного направления




Тема: «Информационный менеджмент как научно-практическое направление»

Вопросы.

1. Становление информационного менеджмента как самостоятельного направления.

2. Основные концепции, основанные на возрастающей роли информации в развитии общества.

Становление информационного менеджмента как самостоятельного направления

 

Теория менеджмента имеет столетнюю историю. Одной из заметных начальных вех её развития служит знаменитая работа Ф.В. Тэйлора «Научная организация труда», вышедшая в 1911 г. и изданная у нас на рус­ском языке в 1925 г. К середине прошлого века эта теория насчитывала сотни крупных работ, многие из которых сохраняют значение до нашего времени. Заслуживают особого упоминания труды модного в США и у нас американского экономиста австрийского происхождения Питера Друкера (1909-2005). Им написано четыре десятка книг, часть которых недавно издана на русском языке. Он был апологетом концернов и пропагандировал возможность сочетания прогресса экономики и социальной гармонии.

В 50-е гг. прошлого века менеджмент обогатился рядом новых идей, связанных с развитием кибернетики и системным подходом к решению проблем управления. Помимо самой кибернетики, эти идеи содержались в теории решений, теории информации, математическом моделировании, исследовании операций, а также в эвристических методах и про­граммированном обучении. Они стали особенно эффективными с развитием вычислительной техники и созданием специализированных прикладных программ, однако сущностных проблем менеджмента не решили.

В противовес рыночной теории экономики развивалась теория так на­зываемой институциональной экономики, в основе которой лежит убеждение в решающем влиянии на рост и развитие экономики общественных институтов, институций различного рода. Основоположник этой теории Т. Веблен (1857-1929) считал, что первостепенное значение для экономики имеет социальное поведение и управление им. Среди представителей этого направления многие имена, такие как Й. Шумпетер, Дж. Гэлбрайт, Д. Белл, Э. Тоффлер, знакомы читателю по трудам в области прогнозирования социально-экономического развития общества. Вместе с тем в их работах изучалась и информационная составляющая менеджмента.

Йозеф Шумпетер (1883-1950) уделял большое внимание функциям руководителя, который должен уметь распознавать новые возможности, накапливаемые его сотрудниками в процессе трудовой деятельности. Как автор идеи инноваций, он придавал особое значение информационной деятельности руководителя, в результате которой появляются новые знания, способствующие появлению новых товаров, новых рынков их сбыта и новых методов продажи.

Джон Гэлбрайт (1908-2006) известен своими исследованиями роли монополий; он констатировал смену условий существующего управления национальными экономиками. Вместо свободной конкуренции мелких товаропроизводителей, по его мнению, развитие народного хозяйства начало определяться крупными монополиями, транснациональными корпорациями. В этих условиях первостепенное значение приобретают вопросы управления на уровне государств, на долю которых к 70-м гг. XX в. приходилось до четверти всей экономики.

Дэниэл Белл (род. в 1919 г.) знаком большинству специалистов как автор теории постиндустриального, информационного общества и переведенных на русский язык книг «Социальные рамки информационного общества: Новая технологическая волна на Западе» (1986), «Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования» (1999). Важнейшим признаком наступления этой новой стадии развития общества он считает превалирующее развитие интеллектуальной техно­логии, основанной на ускорении обращения информации. В вопросах управления он обращает особое внимание на рост общественного знания и подготовку кадров высшего звена.

Элвин Тоффлер (род. в 1928 г.) — признанный во всем мире как тео­ретик менеджмента, футуролог и политолог, последовательно описывает важнейшие проблемы, стоящие перед человеческим обществом в книгах, которые будоражат своими названиями: «Футуршок» (1970, рус. 1997), «The eco-spasm report» (1975), «Третья волна» (1980, рус. 2004), «Previews and premises» (1983), «Сдвиг власти» (1990), «War and anti-war» (1993), «Creating a new civilization» (1995, рус. 1996), «Revolutionary wealth» (2006). Одна из важных мыслей этих книг заключается в том, что, по его мнению, управление знанием, а не денежными потоками, составит основу будущей власти над миром.

Теоретические модели управления, система ценностей, представление о реальной действительности, отношение к риску, к карьерному росту, межличностному общению в менеджменте развитых и развивающихся стран сильно отличаются друг от друга. Культура менеджмента отражается в стиле принятия решений американских, европейских, азиатских и африканских стран. Эти различия и необходимость их учитывать породили научную и учебную дисциплины, получившие название «Сравнительный менеджмент».

Заметным этапом в развитии управленческой деятельности стали ав­томатизированные системы управления (АСУ), на которые в 1970-1980-е гг. возлагались большие надежды и которые теперь возродились на новой технологической основе в качестве систем, называющихся корпоративными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: