Гр.90 от 15.05. урок № 49. Учебник Обществознание скинула
ВНИМАНИЕ РАБОТУ НА ПРОВЕРКУ ПРИСЛАТЬ ДО 18.МАЯ2020 г.!!!!!
Тема урока Практическая работа № 8 «Семья в современной России.»
Для выполнения практической работы воспользуйтесь материалом после задания даю Вам лекцию!!!(Её изучите конспект не нужен, только практическая работа!)
1. Найдите в приведённом списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | экономическая самостоятельность женщины |
2) | совместное проживание нескольких поколений |
3) | организация быта как основная экономическая функция |
4) | принятие решений всеми членами семьи |
5) | жёсткое распределение мужских и женских обязанностей |
6) | совместная производственная деятельность |
2. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведённом перечне характерные признаки семьи, описанной в задании. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:
1) | демократическая |
2) | патриархальная |
3) | партнёрская |
4) | нуклеарная |
5) | моногамная |
6) | традиционная |
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Семья как социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов семей, и одно предложение, раскрывающее функции семьи.
Лекция.
Семья как социальная группа
Семья — это:
1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Формы брачно-семейных отношений в своём развитии прошли следующие этапы:
1) промискуитет — половые отношения не регулируются ни какими нормами и существуют между всеми членами общества (характерен для ранней ступени истории человечества);
2) кровнородственная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к одному роду, включая братьев и сестёр;
3) пуналуальная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к разным родам;
4) синдиасмическая семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, после чего дети остаются с матерью;
5) моногамная семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы могут быть расторгнуты только по воле мужа;
6) полигиния (полигамия) — брак одного мужчины с несколькими женщинами;
7) полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
8) патрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по отцу;
9) матрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по матери.
Основные функции семьи:
1) репродуктивная функция — связана с биологическим воспроизводством членов общества;
2) функция социализации — связана с формированием индивида как личности;
3) воспитательная функция — проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освоении социальных ролей;
4) хозяйственно-бытовая функция — связана с ведением домашнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой престарелых и инвалидов;
5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
6) защитная функция — проявляется в физической, психологической и экономической защите членов семьи;
7) эмоционально-психологическая функция — проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уверенность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохранении позитивного жизненного тонуса;
8) рекреационная (досуговая) функция — включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе организацию проведения досуга;
9) социально-статусная функция — заключается в предоставлении своим членам социального статуса, что способствует воспроизводству социальной структуры общества.
10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.
Классификация семьи
Основания для классификации | Типы семьи | ||
По количеству детей | Многодетная | Малодетная | Бездетная |
По характеру распределения домашних обязанностей | Традиционная (патриархальная) — домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине. Экономическая зависимость жены от мужа. Глава семьи — муж. Чёткое разделение семейных обязанностей — муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети присматривают за младшими. | Нетрадиционная (эксплуататорская) — работают оба супруга, но как и в традиционной семье на жену дополнительно ложится вся домашняя работа и воспитание детей. | Коллективистская (партнёрская) — обязанности выполняют супруги совместно или по очереди. Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи. Все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи. Все члены семьи доброжелательно и уважительно относятся руг к другу. |
Состав семьи | Нуклеарная (от лат. nucleus — ядро) — супружеская пара с детьми. | Расширенная (многопоколенная) — супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними. | Неполная семья —отсутствует один из родителей. |
Характер воспитания | Авторитарная — основывается на безусловном авторитете родителей, старшие "лучше знают", что необходимо младшим. | Анархическая — выражается во внешней свободе для всех, но, по сути, во вседозволенности. | Демократическая — характеризуется учётом мнения всех членов семьи, но с необходимостью нести ответственность за свои действия и решения. |
Тенденции развития современной семьи:
1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.
3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.
5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
6) Преобладание нуклеарной семьи.
7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.