Методические указания
Для преподавателей по проведению практических занятий по деловым коммуникациям для факультета социальной работы и клинической психологии
Составитель: преподаватель кафедры общей и клинической психологии Д.В. Воронков
Дата: ___________________________________
Методичка утверждена на кафедральном совещании______________________________
Методические рекомендации
По изучению дисциплины
Изучение курса предполагает применение студентами полученных ранее знаний по различным дисциплинам. Необходимо уяснить, что содержание курса обобщает знания в области психологии межличностных отношений, психологии менеджмента, социальной психологии, риторики, логики и др.
На занятиях наряду с лекциями, беседами, диалогом, дискуссией широко используются управленческие и коммуникативные тренинги, деловые и рефлексивные учебные игры, анализ ситуаций (традиционных, кейсов и метода «инцидента»), ситуационно-ролевых игра, упражнения и тестовые методики на самодиагностику и развитие коммуникативной компетенции, интеллектуальные задачи, рефераты и контрольные задания.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы и подготовку письменных контрольных работ. Методические рекомендации по написанию контрольных работ предложены ниже.
Технологические карты семинарских занятий
Семинар №1 Тема: «Введение в предмет. Характеристика курса «Деловые коммуникации»
Время семинара – 4 часа
Цель проведения занятия – раскрыть содержание и сущность деловых коммуникаций. Рассмотреть теоретические основы дисциплины, показать эволюцию научной мысли.
|
1. Вопросы для изучения:
1. Какова роль и место коммуникации в профессиональной деятельности. в межличностном общении?
2. Какова структура коммуникативного процесса и основные его составляющие?
3. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова?
4. Каковы основные различия между межличностным информационным обменом и массовым информационным обменом?
5. Каковы ключевые теории коммуникационных процессов в обществе и организациях? Дать характеристику.
6. Чем отличаются массовая и межличностная коммуникации?
7. Чем отличаются деловая и межличностная коммуникации?
8. Дать характеристику понятий: деловая среда, информационное поле, целевая аудитория, информационный повод,
9. Какие вам известны модели коммуникации?
10. Каковы характеристики деловой коммуникации в разных социальных сферах?
Самостоятельная работа
Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:
Менеджмент коммуникаций
Связи с общественностью
Деловое общение
3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 1
Семинар №2 Тема: Коммуникации: виды и функции. Коммуникации как механизм взаимодействия.
Время семинара – 4 часа
Цель проведения занятия – изучить виды и функции коммуникаций, рассмотреть коммуникации как механизм взаимодействия, а также виды и характеристики общения.
1. Вопросы для изучения:
- Дайте определение понятию «общение»
- Какие формы и виды общения вы знаете?
- Назовите функции, которые проявляются в общении
- Раскройте содержание классификации функций общения по любому критерию.
- Что исследует психология общения?
- В чем разница между философским и социологическим подходом к общению?
- На каком из уровней общения предпочитаете общаться вы?
- Каковы основные функции и виды деловой коммуникации?
- В чем суть методики HEMP?
- Что такое менеджмент репутации?
- В чем суть термина «бинарные оппозиции» и возможности применения в управлении репутацией?
- Охарактеризуйте процесс общения как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельно Каковы базовые составляющие социальной коммуникации.
2. Самостоятельная работа:
|
Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:
- Место теории коммуникации в системе научного знания.
- Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации.
- Коммуникация в информационном обществе.
3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 2
Практическое занятие №3 Тема: Модели и стили делового общения. Специфика деловой коммуникации.
Время занятия – 4 часа
Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения изучить существующие модели и стили делового общения, специфику деловой коммуникации
Примечание 1: Занятие проводится в форме метода учебной групповой дискуссии - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении темы (тем), заданных преподавателем, выявлении положительных и отрицательных сторон обсуждаемых моделей менеджмента. При данном методе обучения студент (группа студентов) будет высказывать мнение и обосновывать (аргументировать) его.
|
Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.
1. Вопросы, выносимые на рассмотрение:
- Какие стратегии мышления вам известны?
- Какие жанры массовой коммуникации вам известны и какова их роль?
- Каковы особенности коммуникационной среды?
- Какие виды делового общения вам известны?
2. Самостоятельная работа:
Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:
- Коммуникативный процесс и его структура.
- Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации.
- Линейные и нелинейные модели коммуникации.
- Социологические и психологические модели коммуникации.
3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 3
Практическое занятие № 4 Тема:Средства делового общения: вербальные и невербальные.
Время занятия – 4 часа
Цель проведения занятия – изучить вербальные и невербальные средства делового общения
1. Вопросы для изучения:
1. В чем заключается специфика вербальной и невербальной коммуникации?
2. Кто автор теории мотивации?
3. Перечислите компоненты невербальной коммуникации?
4. Каковы особенности спичрайтинга и копирайтинга и требования к их исполнителю?
5. Каковы этапы психологии восприятия?
6. Этические принципы общения по телефону.
7. Невербальные средства общения, их типы и функции.
8. Национальные особенности невербальных средств общения.
9. Чему можно больше верить: языку слов или языку тела?
10. Можно ли проверить истинность невербального языка? Если „да”, то
каким способом?
11. К чему может привести нарушение „территориального императива”?
12. О чем может поведать интонация собеседника?
2. Самостоятельная работа:
Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:
1. Факторы, обуславливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: коммуникативная компетентность, социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, этнокультурные особенности, коммуникативная установка.
2. Понятие о коммуникационных барьерах. Сущность, особенности, причины и условия возникновения технических, межъязыковых, социальных, психологических барьеров в коммуникационных процессах.
3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 4
Источники:
Практическое занятие №5* Тема:Этика делового общения
Время семинара – 4 часа
Цель проведения занятия – с применением интерактивных формобучения раскрыть и обсудить нормы и правила этики делового общения.
Примечание 1: Занятие проводится в форме метода коллективного анализа ситуации (кейс-метод) - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном рассмотрении и обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.
Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
1. Вопросы, выносимые на рассмотрение:
1. Как соотносятся понятия этика и этикет?
2. Чем отличается деловой этикет от неформального?
3. Сформулируйте основные принципы делового этикета?
4. Что представляет собой деловая репутация?
5. В старинных русских пословицах, приведенных ниже, заложены определенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использовать сегодня?
«Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину».
«Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится».
«А где как честь хранится строго, там не должно болтать-де много».
«Похвала доброт твоих быть должна в устах других».
6. Приведите свои примеры пословиц, поговорок, изречений по поводу соблюдения этикета.
7. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.
8. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы.
9. Виды выступлений. Приемы, используемые для придания речи характера публичного выступления. Аргументация и структура выступления.
2. Самостоятельная работа:
Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:
1. Сущность и содержание этики делового общения
2. Принципы этической аргументации в бизнесе
3. Особенности общения по Интернету.
4. Функция этикета при взаимоотношениях людей
3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 5
Семинар №6 Тема: Барьеры в общении. Причины их возникновения.
Цель проведения занятия – раскрыть сущность, содержание и причины возникновения барьеров в общении.
Время семинара – 3 часа
1. Вопросы для изучения:
1. Назовите сущность, виды и содержание основных коммуникативных барьеров общения.
2. Назовите причины барьеров в общении.
3. Пути их преодоления основных коммуникативных барьеров в деловом общении
4. Развитие процесса деловой коммуникации
5. Роль обратной связи в деловой коммуникации
6. Методы постановки целей в деловой коммуникации
7. Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии преподавателя и студента в различных ситуациях общения?
Самостоятельная работа
Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы семинара:
1. Слушание и мышление.
2. Правила убеждения. Особенности применения
3. Публичная речь. Правила построения и применения
4. Средства воздействия на аудиторию.
3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 6
Практическое занятие №7 Тема: Речевое воздействие. Слушание в деловой коммуникации.
Цель проведения занятия – с применением интерактивных формобучения раскрыть сущность и содержание речевого воздействия и слушания в деловой коммуникации.
Время занятия – 3 часа
Примечание 1: Занятие проводится в форме метода коллективного анализа ситуации (кейс-метод) - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном рассмотрении и обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.
Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.
1. Вопросы, выносимые для рассмотрения:
1. Этапы публичного выступления. Содержание и сущность.
2. Виды слушания. Особенности.
3. Раскрыть значение понятия «стереотип».
4. Трудности эффективного слушания. Причины и меры преодоления.
5. Приведите примеры искажений в оценке роли субъекта действия и охарактеризуёте.
6. Назовите и дайте анализ уровням слушания.
7. Что такое фильтры, влияющие на процесс слушания?
8. Назовите основные способы совершенствования навыков слушания
9. Какие группы вопросов Вам известны при моделировании собеседника?
10. Охарактеризуйте известные Вам типы собеседников.
Самостоятельная работа
Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:
1. Соблюдение норм языка и культуры речи в деловой коммуникации.
2. Этика и психология речевой коммуникации.
3. Формулы речевого этикета в различных культурах.
3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 7
Практическое занятие №8 Тема: Деловое общение в бизнесе. Вопросы и ответы
Цель проведения занятия – с применением интерактивных форм обучения изучить существующие модели и стили делового общения, специфику деловой коммуникации
Время занятия – 3 часа
Примечание 1: Занятие проводится в форме метода учебной групповой дискуссии - обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении темы (тем), заданных преподавателем, выявлении положительных и отрицательных сторон обсуждаемых моделей менеджмента. При данном методе обучения студент (группа студентов) будет высказывать мнение и обосновывать (аргументировать) его.
Примечание 2: При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.
1. Вопросы, выносимые на рассмотрение:
- Презентация. Основные этапы.
- Пресс-конференцию. Этапы и технология подготовки и проведения.
- Торги. Технология подготовки и ведения.
- Переговоры. Подготовка, проведение, структура.
- Приведите примеры общения в различных деловых ситуациях и раскройте особенности.
- Резюме. Типы резюме. Правила составления резюме.
- Собеседование и виды собеседования.
- Адаптационные ошибки новичка: поведенческие и функциональные.
2. Самостоятельная работа:
Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение на предложенные темы, либо по выбору студента, с учётом темы практического занятия:
1. Этикет деловой беседы: методы ведения переговоров, базовые элементы, объективные критерии оценки проведения переговоров и возможные взаимовыгодные варианты.
2. Условия и оценка эффективности деловых переговоров.
3. Правила проведения делового разговора по телефону.
3. Практикум: практическиезадания, ситуации и тесты по теме 8
Практическое занятие №9 Тема: Сознательное/бессознательное. Ложь в речевой коммуникации. Манипуляции в общении.