МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«ДОБРОВОЛЬЦЫЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ»
Номинация:
«Наше наследие»
Тема:
«По следам Угодской узкоколейной железной дороги»
Выполнили:
Союзов Иван Андреевич, ГБПОУ КО «Колледж механизации и
Сервиса» г.Жуков, IIIкурс группа ЭР-2
Мама Союзова Наталья Александровна
Зуева Юлия Сергеевна, преподаватель ГБПОУ КО «Колледж
Механизации и сервиса» г.Жуков, преподаватель истории
Электронная почта команды: zueva2606@yandex.ru
Г.Жуков, Калужской области
Центральный федеральный округ
История Калужского края интересна и насыщенна событиями, она складывается из истории малых городов и сел, одним из котрых является город Жуков, до 1974г. носивший название Угодский Завод. Как выяснилось, в ходе проведенного опроса, большинство жителей нашего района и города понятия не имеют, что здесь еще каких-то 50-60 лет назад по лесной узкоколейной железной дороге ездили паровозы в г.Серпухов. Именно этот факт, о котором я в прошлом году узнал от своего преподавателя истории и натолкнул меня на мысль о том, что про железную дорогу нужно рассказывать нашим жителям, студентам, учащимся.
Исследование истории узкоколейной железной дороги «Серпухов -Угодский Завод», стало не просто сбором «сухих» данных, а увлекательным путешествием в прошлое, которое мы совершали всей нашей командой. Путешествие это сопровождалось полезными открытиями, внезапно всплывающими неизвестными фактами, встречами с очевидцами и специалистами. Но обо всем по порядку...
На начальном этапе я располагал данными, полученными из книг по краеведению и истории г.Серпухов, статей путешественников и краеведов в сети интернет. Затем я сделал запрос в архивы Московской и Калужской областей и круг информации расширился, потом я начал искать очевидцев событий и свидетелей.
|
Итак, в 1879 году известный русский промышленник Николай Николаевич Коншин основал красильно-отделочную фабрику, расположенную на берегу реки Нары в г.Серпухов. Коншинская фабрика была одной из наиболее крупных в России, ее здание сохранилось до наших дней. Именно Н.Н.Коншин стал инициатором строительства узкоколейной железной дороги, так как его разрастающиеся предприятия требовали много дров, применявшихся тогда для паровых машин.
Благодаря работе с источниками, полученными из архива, материалам по товариществу Н.Н.Коншина и беседам с очевидцами удалось установить маршрут по которому проходила УЖД (общая длина УЖД составляла примерно 76 км): «Серпухов» — «Лесная» — «7 км» — «Шатово» — «Гавриловка (Оболенск)» — «Калугинская казарма» — «Мантейфелевский склад» — «Станки» — «Буриновская казарма» — «22 км» — «Буриново» — «Трояново» — «34 км» — «Угодский Завод» – «Терники (не была достроена)». Эта информация дала возможность уточнить и нанести на современную карту маршрут УЖД «Серпухов - Угодский Завод».
Одной из самых оживленных была станция «Лесная», где располагалось небольшое депо, предназначенное для ремонта паровозов, входивших в составы. Спустя некоторое время от станции «Лесная» была проложена ветка УЖД, соединявшая ее с Беляевской (ныне Занарской) фабрикой. Эта ветка имела и другое значение. Ее использовали местные жители для того, чтобы относительно быстро и удобно добраться до города.
|
«На территории ст.Лесная был вокзал, клуб, детский сад, в клубе был свой духовой оркестр, созданный из рабочих, летний сад с летним кинотеатром, эстрада для оркестра. При клубе было много кружков. Первоначально, депо было на ст. «Станки», а уже потом центром стала ст. «Лесная». Большинство домов (деревянных одноэтажных) было перевезено на ст. «Лесная». Туда же переехало много рабочих. Среди них были мои родные. В моем доме проживал Чусов М. Еще в нашем доме проживали машинист Юрьев И. и брат Затравкина В. — Затравкин Михаил, ремонтник Гусляев Николай. На ст. «Станки» в 20-е годы работали мои дедушка Копылов В., его дети (мои дяди) Георгий, Владимир, дедушкин брат Копылов Александров и его сын Сергей, дядя Шумов И.», - из воспоминаний Дорофеевой М.В., жительницы с.Покров, Жуковского района.
Со станции «Лесная» два раза в сутки ходил пассажирский поезд: утром отправлялся в 06:00, вечером — в 18:00 до Трояново, кстати жители окрестных деревень называли железную дорогу «троянкой», по названию населенного пункта, через которую проходила узкоколейка.
Поезд состоял из 5 классных пассажирских вагонов и одного багажного, часто к последнему цепляли вагон с грузами райпотребсоюза и др. Было несколько паровозов. «В летнее время по УЖД организовывались массовые выезды в лес за грибами, ягодами. В конце мая – начале июня был массовый выезд на отдых на реку Аложа, если точнее, то до бетонного моста за ст. «Трояново». Кстати, раньше этот мост называли «чугунный». Паровоз останавливался на мосту, был вагон с буфетом, на большой поляне под сосной играл оркестр. Организовывались всевозможные спортивные игры», - из воспоминаний Дорофеевой М.В., жительницы с.Покров, Жуковского района.
|
Расцвет УЖД пришелся на 30е годы XX века, именно в это время по дороге стали перевозить пассажиров из местных населенных пунктов и окрестностей. В 1931 году она перевезла 113,2 тыс. пассажиров, в 1934 году — 164,7 тыс. К середине 1930-х годов лесные грузы и уголь из Семкинких шахт, составляли менее половины в общем грузопотоке узкоколейной железной дороги. По дороге в 1930-х гг. ходили два пассажирских поезда в день. Фактически она становилась железной дорогой общего пользования. Узкоколейка стала важной транспортной артерией для местных жителей, стало удобнее добираться до Серпухова, а оттуда в Москву на заработки. Надо понимать, что альтернативного транспорта в то время просто не было, автомобили были редкостью, лошади, в большинстве использовались в колхозах на работах. Дорога обеспечивала людей работой. «Мой папа Василий Иванович Колыбелин и его брат Николай Иванович работали бухгалтерами в конторе на ст. «Лесная». Бухгалтерия обслуживала рабочих УЖД. В 50-х годах моя мама, Таисия Васильевна, была главным бухгалтером, пока УЖД не закрылась», - из воспоминаний Дорофеевой М.В., жительницы с.Покров, Жуковского района.
Даже в период Великой Отечественной войны эта дорога имела немалое значение, более того, дорога смогла пережить ту страшную войну. По ней при отступлении Красной армии, эвакуировали скот, мирных жителей и солдат дальше на восток. Когда линия фронта уже вплотную подошла к Серпухову, узкоколейку на разъезде Монтейфельском перегородили, завалив пути еловыми деревьями, дабы не дать врагу воспользоваться ею.
«Кроме паровозов был еще один мотовоз. Паровоз возил дрова на Занарскую фабрику, мимо стадиона «Спартак». По Железнодорожной улице ходил еще на Бумажную фабрику, и через реку Нара на ст. «Серпухов-2» и на «Новоткацкую». Во время войны на ст. «Серпухов-2» приходили санитарные поезда с ранеными. На ст. «Лесная» во время войны был один военный паровоз, который доставлял раненых со ст. «Станки», а также располагалась была военная лесопилка, привозили лес из Сибири и монтировали заготовки для мостов», - из воспоминаний Дорофеевой М.В., жительницы с.Покров, Жуковского района.
Однако, несмотря на всю свою богатую историю существования, дальнейшая участь дороги оказалась незавидной. В 1963 году она прекратила свое существование и была разобрана властями или же растаскана местными жителями на металлолом. Судьба паровозов остается неизвестной, скорее всего они были проданы или отправлены на металлолом. Причинами ненужности узкоколейки стало распространение электрофикации - на фабрики уже не нужно было возить дрова, да и со временем они были закрыты, шахты в деревне Семкино были ликвидированы, получил развитие автомобильный транспорт, после реформы Н.С. Хрущева были ликвидированы многие деревни, которые находились вдоль железной дороги. Сегодня на месте узкоколейки проходит асфальтированная дорога, популярная у велотуристов.
В местных музеях, к сожалению, я не нашел ни одного экспоната связанного с железной дорогой, о ее существовании помнят старожилы, но как важную историческую достопримечательность не воспринимают. Во время проведения своего исследования моя команда совершила небольшую экспедицию, в ходе который мы нашли, сохранившиеся до наших дней здания и сооружения узкоколейки. Самым впечатлящим стал мост через р.Аложа 1905 года постройки, а также здание казармы и депо в д.Станки Московской области. И если мост в 2012 году был отреставрирован и выглядит как новый, то здание казармы медленно умирает, местные жители рассказали нам, что если бы за него взялись лет 10-15 назад можно было бы его восстановить, очень жаль ведь ему уже более 100 лет!!!
Моя задача: рассказать историю узкоколейной железной дороги «Серпухов - Угодский Завод», как можно большему количеству людей, привлечь внимание к исчезающим памятникам того времени. Многие здания, места, свидетельства, а самое главное – люди, исчезают... к сожалению безвозвратно. Большинство из тех, кто когда-то имел возможность видеть узкокойную железную дорогу – уже давно нет в живых. Чем большее количесто людей узнает о нашей «исчезнувшей достопримечательности», тем больше шансов у нас получиь дополнительную информацию, найти новых очевидцев событий! Именно с этой целью мы разработали и провели патриотическую акцию среди студентов колледжа в г.Жукове, а также подготовили статью для публикации в местных СМИ.