План
1. Понятие синтаксической нормы. Два типа нарушения синтаксических норм.
2. Выбор падежной формы управляемого слова.
3. Выбор предложно-падежной формы управляемого существительного.
4. Согласование главных членов предложения.
5. Оформление причастного оборота.
6. Оформление деепричастного оборота.
7. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр. № 1,2, 4, 7, 8, 9, 10 из учебника под ред. В.Д.Черняк, стр. 315- 319.
Методические рекомендации к занятию:
При подготовке к данной теме следует запомнить, что основные нарушения синтаксических норм связаны с ошибками в следующих случаях:
- при употреблении грамматических форм согласования;
- при употреблении словосочетаний с управлением;
- при неправильном порядке слов;
- при пропуске слов;
- при немотивированном дублировании местоимением подлежащего;
- при согласовании форм причастий в причастных оборотах.
Литература:!.[!: с. 315-331] 2, [6; с. 259-312]
Занятие 10. Стилистические нормы русского языка
План
1. Стилистическая окраска языковых единиц.
2. Стилистические ошибки.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр. №1,2, 3, 4, 5, 6 стр.388-390 из учебника под ред. В.Д. Черняк.
Методические рекомендации к занятию:
При подготовке к занятию следует понять, что в основе стилистической нормы лежат правила использования средств языка в различных функциональных стилях, в различных ситуациях общения, обусловленные их эмоционально-экспрессивной и функциональной окраской и закрепленные в практике речевого общения.
Стилистические ошибки - разновидность стилистических недочетов, в основе которых лежит неудачное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств языка, употребление иностилевых слов и выражений.
|
Стилевые ошибки проявляются в несоответствии выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения, неуместном их употреблении, что ведет к разрушению соответствующей стилистической структуры. К нарушению стилистической нормы.
Литература: 1.[1:с. 18-25] 2. [4: с. 96-107] 3. [6: с. 375-387]
ТЕМА 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Занятие 1. Культура письменной речи
План
1. Русская орфография. Нормы и варианты, правила и исключения.
2. Принципы русской орфографии.
3. Пунктуация как показатель речевой культуры.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр. № 1, 2, 5 стр. 328-330; упр. № 1, 2, 5 стр. 331- 333; упр. № 2, стр. 335 из учебника под ред. В.Д. Черняк.
2. Выполните упр. № 1, 2, 4 стр.364-366 из названного учебника.
Методические рекомендации к занятию:
При подготовке к занятию следует помнить, что культура письменной речи является компонентом культуры в целом. Обладающий языковым чутьем более восприимчив и ко всей культуре. За безграмотным письмом скрывается неуважение к своему народу, его традициям и культуре.
В основе современной русской орфографии лежат некоторые принципы: морфологический заключается в единообразном написании морфем слова; фонетический принцип (т.е. слово пишется как слышится) представлен в написании приставок на -з, -с; традиционный принцип проявляет себя в в написании жи-ши, окончаний имен прилагательных в форме Р.падежа и др.
Литература: 1.[1:с. 104-182] 2. [6: с. 321-363]
Занятие 2. Языковые средства в создании коммуникативных качеств профессиональной речи учителя
|
План
1. Основные качества речи: - содержательность; - точность, понятность; - богатство и разнообразие; - чистота; - выразительность; - правильность.
2. Тропы и риторические фигуры речи: - сравнение; - эпитет; - гипербола;
- литота; - аллегория; - риторические фигуры; - эллипсис; - антитеза; - риторический вопрос; - многосоюзие.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упр. № 3, 4, 5, 7,8, 9 стр.484-487 из учебника под ред. В.Д. Черняк.
Методические рекомендации к занятию:
При подготовке к занятию следует понять, что коммуникативные качества речи - это такие качества, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным.
Пользуясь предложенной литературой, более полно и подробно раскройте содержание следующих коммуникативных качеств речи.
Богатство речи - это показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств.
Чистота речи заключается в отсутствии в ней лексики, находящейся за- пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов - паразитов и др.
Точной называется речь, если значения слов т словосочетаний, употребляемых в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи.
Выразительность речи связана с выражением своего отношения к предмету и форме речи и соответствует коммуникативной ситуации.
Правильность речи - это не только ее соответствие нормам языка, но и правдивость, справедливость, разумность, точность и др.
Литература: 1. [2: с. 65-199] 2. [4: с. 184-303] 3. [6: с. 478-479]