Занятие 9. Синтаксические нормы русского языка




План

1. Понятие синтаксической нормы. Два типа нарушения синтаксических норм.

2. Выбор падежной формы управляемого слова.

3. Выбор предложно-падежной формы управляемого существительного.

4. Согласование главных членов предложения.

5. Оформление причастного оборота.

6. Оформление деепричастного оборота.

7. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполните упр. № 1,2, 4, 7, 8, 9, 10 из учебника под ред. В.Д.Черняк, стр. 315- 319.

Методические рекомендации к занятию:

При подготовке к данной теме следует запомнить, что основные нарушения синтаксических норм связаны с ошибками в следующих случаях:

- при употреблении грамматических форм согласования;

- при употреблении словосочетаний с управлением;

- при неправильном порядке слов;

- при пропуске слов;

- при немотивированном дублировании местоимением подлежащего;

- при согласовании форм причастий в причастных оборотах.

Литература:!.[!: с. 315-331] 2, [6; с. 259-312]

Занятие 10. Стилистические нормы русского языка

План

1. Стилистическая окраска языковых единиц.

2. Стилистические ошибки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполните упр. №1,2, 3, 4, 5, 6 стр.388-390 из учебника под ред. В.Д. Черняк.

Методические рекомендации к занятию:

При подготовке к занятию следует понять, что в основе стилистической нор­мы лежат правила использования средств языка в различных функциональных стилях, в различных ситуациях общения, обусловленные их эмоционально-экспрессивной и функциональной окраской и закрепленные в практике речевого общения.

Стилистические ошибки - разновидность стилистических недочетов, в осно­ве которых лежит неудачное использование экспрессивных, эмоционально окра­шенных средств языка, употребление иностилевых слов и выражений.

Стилевые ошибки проявляются в несоответствии выбранного слова или син­таксической конструкции условиям общения, неуместном их употреблении, что ведет к разрушению соответствующей стилистической структуры. К нарушению стилистической нормы.

Литература: 1.[1:с. 18-25] 2. [4: с. 96-107] 3. [6: с. 375-387]

ТЕМА 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Занятие 1. Культура письменной речи

План

1. Русская орфография. Нормы и варианты, правила и исключения.

2. Принципы русской орфографии.

3. Пунктуация как показатель речевой культуры.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполните упр. № 1, 2, 5 стр. 328-330; упр. № 1, 2, 5 стр. 331- 333; упр. № 2, стр. 335 из учебника под ред. В.Д. Черняк.

2. Выполните упр. № 1, 2, 4 стр.364-366 из названного учебника.

Методические рекомендации к занятию:

При подготовке к занятию следует помнить, что культура письменной речи является компонентом культуры в целом. Обладающий языковым чутьем более восприимчив и ко всей культуре. За безграмотным письмом скрывается неува­жение к своему народу, его традициям и культуре.

В основе современной русской орфографии лежат некоторые принципы: морфологический заключается в единообразном написании морфем слова; фоне­тический принцип (т.е. слово пишется как слышится) представлен в написании приставок на -з, -с; традиционный принцип проявляет себя в в написании жи-ши, окончаний имен прилагательных в форме Р.падежа и др.

Литература: 1.[1:с. 104-182] 2. [6: с. 321-363]

Занятие 2. Языковые средства в создании коммуникативных качеств про­фессиональной речи учителя

План

1. Основные качества речи: - содержательность; - точность, понятность; - богатство и разнообразие; - чистота; - выразительность; - правильность.

2. Тропы и риторические фигуры речи: - сравнение; - эпитет; - гипербола;

- литота; - аллегория; - риторические фигуры; - эллипсис; - антитеза; - риторический вопрос; - многосоюзие.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполните упр. № 3, 4, 5, 7,8, 9 стр.484-487 из учебника под ред. В.Д. Черняк.

Методические рекомендации к занятию:

При подготовке к занятию следует понять, что коммуникативные качества речи - это такие качества, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным.

Пользуясь предложенной литературой, более полно и подробно раскройте содержание следующих коммуникативных качеств речи.

Богатство речи - это показатель степени разнообразия использованных рече­вых и языковых средств.

Чистота речи заключается в отсутствии в ней лексики, находящейся за- пре­делами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов - паразитов и др.

Точной называется речь, если значения слов т словосочетаний, употребляе­мых в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи.

Выразительность речи связана с выражением своего отношения к предмету и форме речи и соответствует коммуникативной ситуации.

Правильность речи - это не только ее соответствие нормам языка, но и прав­дивость, справедливость, разумность, точность и др.

Литература: 1. [2: с. 65-199] 2. [4: с. 184-303] 3. [6: с. 478-479]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: