«Мы с моими бабушкой и дедушкой лучшие друзья!»
«Бабушка » и «детство» - слова, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает все доброе, незабываемое на долгие годы, - уют в доме и вечернюю сказку, веселую потешку и колыбельную песенку, ласковое прикосновение рук и слово, сияющие ребячьи огорчения…
Бабушка – воспитатель своих детей в прошлом и воспитатель внуков в настоящем. Какова ее роль в семье, как строятся отношения между бабушкой и внуками? Авторитетна ли она для детей своих детей? Все это не может не заботить нас педагогов, ведь воспитание уважения и добрых чувств к близким – дело не только узкосемейное. Опыт внутрисемейных отношений, приобретенный ребенком в дошкольном детстве, не может не сказаться в дальнейшем будущем. Окунуться в мир своей семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, духовные силы, нравственные устои и традиции рода – значит признать неоценимую роль бабушки.
Бабушка и дедушка после мамы и папы – самые родные для ребенка люди. Но отношение старшего поколения к внукам имеет другую эмоциональную основу. Они в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценность детства и каждого радостного и содержательно прожитого дня. Они умеют развеять их страхи, возникающие у их взрослых детей от недостатка опыта, создать спокойное настроение, предупредить спешку и нервозность, проявить терпение, что благотворно влияет на нервную систему ребенка. Родители могут спокойно работать, зная, что их ребенок в надежных руках.
Бабушки и дедушки – не только хранители семейного очага, но и источник исторических знаний. Их рассказы, подкрепленные семейными реликвиями, не только приближают ребенка к истории свои семьи. Через эту призму «высвечивается» история всей страны. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о преемственности поколений. При хороших отношениях в семье между бабушками и внуками существует эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах (прогулки, чтение, игры и т. д.). У бабушки чаще, чем у родителей, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радость и беды.
|
Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи, приводит к утрате семейных традиций.
Наша задача – показать своим воспитанникам, что их бабушки не просто «бабушки », жизнь которых ограничена домашними заботами, что, кстати, не всегда замечает и ценит маленький ребенок.
Проводя беседы, разговоры с детьми, чтение художественной литературы и др. – педагог поднимает авторитет бабушки в глазах ребенка, помогает увидеть ее образ в ином, социально – значимом аспекте: бабушка – мать мамы (папы, самая старшая в доме, с ней советуются, с ее мнением считаются, вместе с ней решают самые трудные вопросы. Бабушка труженица: сколько у нее обязанностей по дому, и это облегчает жизнь всех членов семьи. Бабушка – человек уважаемый окружающими людьми. Бабушка, как мама и папа, работала или продолжает работать, ее заслугами могут гордиться дети и внуки. В беседе с детьми мы старались узнать, какой бы они хотели видеть свою бабушку. В результате появился идеальный образ бабушки – добрая, ласковая, умная, нежная, веселая, трудолюбивая и т. д. Отдельные фразы перерастали в целые рассказы, мы их записали, а затем предложили нарисовать своих бабушек, была устроена выставка рисунков: «Моя любимая бабушка ».
|
«Беседа о бабушке и дедушке»
Цели: вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Пробудить эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уметь доставлять им радость.
Ход занятия.
Очень бабушку мою –
Маму мамину люблю.
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
- Кого же мы называем бабушкой?
/Ответы детей/
- Правильно, это мама вашей мамы и мама вашего папы. Значит, если мама у нас всегда одна, то бабушки должно быть две.
- Вы часто видите своих бабушек?
/Ответы детей/
- Если вы живете отдельно, то, пожалуйста, почаще навещайте своих бабушек. Они будут очень рады.
- Давайте откроем бабушкину страничку. Похожа ваша мама /папа/ на нее? Если похожи, то, как вы думаете, почему?
/Ответы детей/
- Да, ваша мама /папа/ похожа на вашу бабушку, т. к. она /бабушка/ - ее мама.
Помните, мы говорили о том, что морщинки у мамы появляются от того, что ее часто огорчают? А есть ли морщинки на лбу у бабушки?
/Ответы детей/
- А от чего они появились?
/Ответы детей/
- Да, у бабушек есть морщинки. Появились они от того, что бабушка прожила уже много лет, много думала, заботилась о ваших мамах /папах/ и о вас – своих внуках. Это морщинки мудрости.
- Ребята, а кто хочет рассказать о своей бабушке? Как ее зовут, какой у нее характер, чем она любит заниматься, что вы любите вместе с ней делать, и, конечно, о том, как вы ее любите.
/Рассказы 3-4 детей по опорным моделям или фотографиям/
- Какие добрые и заботливые у вас бабушки. Как ласково вы о них рассказали.
/Чтение стихотворения Е. Благининой «Бабушка-забота»/
- «Ну, а вы каковы? Как там с бабушкой вы?»