К 165 – летию народной актрисы Марии Николаевны Ермоловой.
Слайд – титульный – «Сердце Малого Театра».
Мария Николаевна Ермолова... Вряд ли найдется человек, который не знал бы имени этой великой трагической актрисы, оставившей глубочайший след в истории русской театральной культуры. Еще при жизни Мария Николаевна пользовалась всенародной любовью и огромной популярностью среди неисчислимого количества поклонников и почитателей своего таланта.
Слайд – Портрет М.Н. Ермоловой и слова Александра Ивановича Южина.
Мария Николаевна Ермолова (1853 – 1928 г.г). Русская актриса, народная артистка Республики (1920 г). Крупнейшая трагедийная актриса.
Вы – сердце Малого театра,
Вы – его свет, тепло и жизнь.
Вы ему отдали всё –
И Ваш гений, и Вашу любовь,
И буквально, -
Всю Вашу жизнь.
Из выступления актёра А. И. Южина
в день 50 – летнего
творческого юбилея М. Н. Ермоловой
2 мая 1920 года.
Слайд – родители М. Н Ермоловой.
Мария Николаевна Ермолова родилась 3(15) июля 1853 года в Москве, в благочестивой и верующей семье старшего суфлера Малого театра Николая Алексеевича Ермолова. Маму актрисы звали Александра Ильинична. Дед Ермоловой, Алексей Семенович, был крепостным и играл на скрипке в помещичьем оркестре.
Слайд – стихотворение Н.В. Михайловой «Родилась Машенька в Москве».
Родилась Машенька в Москве
В семье суфлёра Николая,
Не знал ещё никто в семье
Кто будет она такая.
Из суфлёрской будки, чуть дыша
Смотрела, глаз не отрывая.
Артистка в ней уже жила,
Сама того не зная.
Свершилось чудо из чудес –
Она актриса мировая.
Глядят ей зрители вослед,
Ещё не раз на бис взывая.
В театре жизнь её была
Себя всю сцене отдавая.
Семейные неурядицы свои
Всегда играя забывала.
Ермолову любила вся Москва
За скромность и талант огромный,
За гениальность её ума,
За дух её революционный.
Она умела так играть,
На сцене в образы вживаться.
Душою не хотела лгать
Её игрой любили восхищаться.
Отдав всю жизнь свою сполна
Театру, Родине, народу.
С высокой гордостью она
Играла, борясь за женскую свободу.
Бегут куда – то вдаль года,
Как мимолётные мгновенья.
Но в памяти народной навсегда
Останется та Машенька из прошлого столетья.
Слайд – дом Ермоловых.
Свое детство и юность провела Ермолова в унылой подвальной квартире дома просвирни Воиновой, у Спаса на Песках, в Каретном ряду. Семья жила довольно скромно, если не сказать, бедно. Основной педагогический принцип, какого придерживался Ермолов и неукоснительно проводил в воспитании дочерей, формулировался так: "Жизнь – тяжкий крест, надо с детства приучиться нести его".
Слайд.
В августе 1862 года Ермолова была зачислена "казенной воспитанницей" в Московское театральное училище, в балетное отделение, готовившее танцовщиц и танцоров для балетной труппы Большого театра. Однако девочка, по замечаниям педагогов, оказалась угловатой, неграциозной, поэтому пользы обучение танцам Ермоловой принесло мало. Да и сама она, как потом вспоминала, "к балету была более чем равнодушна, но страстно увлекалась мыслью о драме". Театральное начальство пессимистично оценивало способности Ермоловой. А уж шансы на успех в области драматического искусства были совсем невелики. Выдвинуться среди остальных и получить право называться трагической актрисой помог случай. Марию Николаевну ожидал исключительный успех 30 января 1870 года, когда она блистательно сыграла роль Эмилии в спектакле "Эмилия Галотти" Г.-Э. Лессинга, подменив заболевшую актрису Г.Н. Федотову, известную и любимую публикой. Таким образом, скрытность, нелюдимость, неразговорчивость, по характеристике К.С. Станиславского, "до болезненности конфузливость, застенчивость и скромность" – качества, присущие актрисе на протяжении всей ее жизни, не помешали Ермоловой по праву занять достойнейшее место в драматическом театре. Отсчет творческой деятельности великой актрисы начинается с момента вступления ее на подмостки Малого театра – 30 января 1870 года. Тогда ей было 17 лет.
слайд - М. Н. Ермолова. 1871 год, выпущена в труппу Малого театра.
Всю свою последующую жизнь, вплоть до 1921 года, она была верна школе этого театра, которую называют школой сценического реализма. Ермолова оставила после себя огромное наследство – около 300 ролей, сыгранных за полвека. Вот лишь неполный их перечень:
Слайд 8-9-10-11-12-13 – роли Ермоловой. Особняком стоит роль Жанны роль Жанны д'Арк в "Орлеанской деве" Ф.Шиллера. Именно эта роль стала одним из самых совершенных созданий Ермоловой. Однако актриса воздерживалась от высказываний о своем творчестве, она не любила писать и говорить о себе, видимо, стараясь никого не впускать в свой внутренний мир. Поэтому так важны факты, свидетельства, воспоминания о ней ее современников.
14 слайд - Т.Л. Щепкина-Куперник, вхожая в дом актрисы и являющаяся ее близкой подругой, в своей книге "Ермолова", говоря об окружении Марии Николаевны, подмечает: "В числе характерных свойств актрисы было одно: если она дарила кому-нибудь свою дружбу, то это кончалось обыкновенно только с уходом из жизни этого человека. Она не расточала своих чувств, но если чувствовала, то глубоко. И глубокую благодарность сохранила к тем, кто как бы то ни было помогал ей на пути ее жизни в ее стремлении к самообразованию и самосовершенствованию, не покидавшую ее до последних дней".
15 слайд. Личность Марии Николаевны как актрисы и человека безмерно велика. В свое время К.С. Станиславский наиболее точно охарактеризовал образ актрисы, запечатлевшийся в сердцах ее почитателей: "М.Н. Ермолова – это целая эпоха для русского театра. Это символ женственности, красоты, силы, пафоса, искренней простоты и скромности. У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент.... неисчерпаемость душевной глубины".
16 слайд – Так описывает Станиславский портрет Марии Николаевны при жизни: "Превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры, глубокий грудной, теплый голос, пластичность, гармоничность, беспредельное обаяние и сценичность ей дана была от природы исключительная психологическая чуткость".
17 слайд – Южин о Ермоловой. Мягкость, душевность и поразительную скромность сохраняла актриса в общении с людьми. Для ближайшего окружения, друзей-актеров, коллег по сцене, Мария Николаевна являлась чутким товарищем, быстро откликающимся на чужую беду. Она всегда умела радоваться чужим успехам и сопереживать неудачам, защищать слабых и немощных. К себе же относилась требовательно, скромно и критически оценивая свои творческие возможности. В своей статье за 1921 год о М.Н. Ермоловой артист А.И. Южин, вскрывая истоки скромного отношения актрисы к своей работе, пишет: "Считая свою сценическую жизнь подлинною, действительною жизнью, мы не восхищались, что живем этой жизнью. Мы всегда говорили друг с другом о тех сторонах исполнения, при которых эта жизнь недостаточно проникала в нас, звучала тем притворством, которое и в несценической жизни является игрою. Поэтому восторги и комплименты друг другу, так расплодившиеся к нашему времени в закулисном мире, у нас определенно были изъяты..."