Мы считаем важным вычленить три стиля лидерского поведения. Характерны следующие типы: авторитарный лидер, или лидер-контролер, который берет на себя всю полноту ответственности и принимает решения за других; анархический, «отсоединенный», лидер, который занимается администрированием, но снимает с себя всякую ответственность, перекладывая вину на своих подчиненных; демократический, связующий лидер, который воодушевляет, поощряет, дает силы и средства, критикует и поддерживает, принимает окончательную ответственность за совместно принимаемые решения. Китайский философ Лао Цзы использует примерно ту же типологию:
Лучший из всех правителей тот, кто является для своих подданных лишь тенью.
Потом идет правитель, которого любят и чтят. Потом, тот, кого боятся...
Сомневаясь, лучший правитель не так легко молвит.
Но когда он сыграл свою роль и выполнил свою работу, люди скажут: «Это случилось само собой».
Вездесущее, всепроникающее лидерство — это именно неясное, призрачное, всего лишь «тень», присутствие которой всегда и отчетливо ощущается, хотя она и незрима, и кажется, что все происходит само собой. Несмотря на «эфемерность» этого типа правления, на него всегда можно рассчитывать, особенно в трудную минуту. Оно демократично и не отделяет себя от последователей или подданных с помощью статуса, денег, влияния или привилегий.
Чем более организация становится подвижной, чутко реагирующей и творческой единицей, тем меньше возможностей остается у лидеров диктовать свою волю пассивным подчиненным. Чтобы эффективно функционировать, им просто необходимо заручиться согласием тех, с кем и для кого они работают. Вне всяких сомнений, высший менеджмент должен сохранить за собой роль определения того типа лидеров, который, с их точки зрения, должен подойти организации более всего. Однако их голос не должен оставаться единственным. Те, кому предстоит пойти за лидером, также должны принимать участие в этом процессе, выбирая лидеров, в которых они нуждаются.
|
Требования персонала, предъявляемые к лидеру, могут коренным образом меняться. В какой-то момент сотрудникам может понадобиться лидер-новатор, который способен отыскать нетривиальные решения проблем, которые, возможно, еще не сформулированы. Могут оказаться необходимыми лидеры, которые легко ориентируются в условиях сосуществования различных компонентов, культур, навыков, мысленных стереотипов и шаблонов. В другой момент незаменимыми будут лидеры, которые являются непревзойденными специалистами по коммуникациям; способны устанавливать связи, продвигать совместную деятельность, выстраивать альянсы; такие лидеры могут собрать всех в единое целое. Могут быть нужны и лидеры, которые способны к решительным действиям.
Демократическое лидерство должно характеризоваться многообразием не только в контексте национальных, половых, возрастных, культурных различий, но проявляться также сочетанием различных практик, восприятий, мысленных ориентиров, коммуникационных стилей, характеров, эмоциональных типов, персоналий. Оптимальная стратегия состоит в том, чтобы организация, имея Широкий спектр лидерских стилей, располагала возможностью в любой момент воспользоваться тем стилем, который наиболее соответствует сложившимся обстоятельствам.
|
Подчеркивая значимость развития всепроникающих, демократических, связующих форм лидерства, мы вовсе не утверждаем, что другие стили оказываются совершенно бесполезными. Например, всегда есть потребность в лидерстве на основе видения, которое требует определенного бесстрашии и далеко не всегда оказывается «всепроникающим». Волевые «лидеры-провидцы» могут появиться на любом уровне организационной иерархии. Возможно, они обладают не слишком выдающейся харизмой, но зато, когда приходит время сформулировать или отстаивать многообещающую идею, они формулируют свою позицию со всей возможной ясностью. Примером связующего лидера, обладающего видением, может служить Джерри Купер, бывший вице-президент компании Showtime Television Networks, который возглавил процесс крупнейшей реорганизации корпорации, с целью сделать ориентированные на потребителя самоорганизующиеся команды основой ее структуры. Вот как он сам описывает то, что он сделал:
Я видел перспективу с двух сторон. Я считал, что, реорганизовав финансовый департамент, можно повысить стоимость компании, сделав ее строго ориентированной на обслуживание потребителей. Я просто взял и объединил бухгалтерию с планово-экономическим отделом, создав структуру по принципу «покупка за одно действие». В традиционной бухгалтерии у вас есть старшие бухгалтеры, которые ведут учетную работу, и финансовые аналитики, которые готовят бюджеты, планы и расчетные оценки. Вы просто объединяете эти две функции в «подразделение бизнес-аналитики», которое будет отвечать за всю учетную, бюджетную и плановую деятельность предприятия.
|
Затем мы шаг за шагом стали посекционно «стыковать» новое подразделение с нашими потребителями. Это действительно повысило стоимость организации, поскольку, когда финансовый департамент был интегрирован со всеми прочими подразделениями компании, мы в результате получили то, что различные группы экономистов говорили на одном языке и стояли на одной почве с производственными подразделениями. И все обрели полную свободу действовать так, что уже было трудно сказать, кто какому подразделению изначально принадлежал.
Затем мы решили повысить общее качество нашей деятельности. На этом этапе нужно было изменить привычный нам способ работы и культуру высказываний, обеспечить персонал условиями, которые могли бы принести пользу не только с точки зрения карьерных соображений, но и сослужить определенную службу самой организация. В результате мы пришли к концепции саморегулируемой, командной организации, поддерживаемой окружением. Этот процесс оказался непростым испытанием, но у нас было видение того, как добиться поставленной цели. Кроме того, командная среда предоставила нам два преимущества: во-первых, она позволила поднять людей на новый, нужный нам уровень, а во-вторых, люди имели постоянную поддержку со стороны своих команд. Команды солидаризировались с бизнес-подразделениями, которым они оказывали поддержку, благодаря чему мы увеличили поле стратегической ответственности бизнес-подразделений.
В результате этих изменен мм сотрудники получили возможность устанавливать контакты, выходя за рамки традиционного штатного расписания, за рамки границ отделов, профессиональных каст. Организовавшись в самонаправляемые команды с достаточными полномочиями, они смогли устанавливать контакты с потребителями через свои бизнес-подразделения и обеспечивать прямое качественное обслуживание потребителей. Каждый получил стимул стать лидером, поддерживать сотрудничество, мыслить стратегически, расширять возможности личного карьерного роста, развивать собственные лидерские качества и оказывать содействие на этом пути другим.
Роли связующего лидера
Практическое содержание работы лидеров, проникших во, все сферы деятельности организации, которые выполняют функции связующего звена, подразумевает исполнение следующих функций:
1. Формирование контекста ценностей, этики и целостности.
· Поддержание духа, сердца, души организации.
· Развитие ценностей, этики и целостности в рамках организации, соблюдение этих норм.
· Учет не только требований рынка, но и человеческих качеств.
· Стимулирование видения, инноваций, творческого подхода к решению проблем.
2. Формирование живой, развивающейся паутины сообществ.
· Выстраивание активно используемых связей между командами, отдельными работниками, узловыми пунктами.
· Фокус на производстве высококачественной продукции, формировании адекватных процессов и отношений.
· Поощрение всех сотрудников к свободному выражению себя.
· Обеспечение многообразия каналов для коммуникации на личном и организационном уровне.
3. Выстраивание всепроникающего, связующего лидерства.
· Последовательность, искренность, доступность для каждого сотрудника.
· Выявление кандидатов, для которых будет уместно развитие лидерских качеств и повышение квалификации.
· Повышение уровня знаний, способности к анализу, укрепление способности руководствоваться здравым смыслом, борьба за обновление как личности, так и организации в целом.
· Создание открытых возможностей для «перекрестного» обучения, личного развития, обмена опытом.
4. Создание инновационных, самоуправляемых команд.
· Стимулирование высокопроизводительных инновационных, ответственных, наделенных достаточными полномочиями команд.
· Согласование мотивации и нравственных категорий с лидерством, ростом, обучением.
· Создание примеров честных, открытых, дружелюбных коммуникаций и поддерживающей обратной связи,
· Формирование многочисленных демократических обсуждений и систем поддержки команд, которые стимулируют участие, вовлеченность и самоорганизацию.
5. Практическое осуществление простых, точных, открытых, дружественных процессов.
· Придание процессам того оптимального вида, когда можно говорить об устранении потерь и факторов снижения эффективности, формирование условий для взаимодействия и сотрудничества на человеческом уровне,
· Уточнение, какие процессы принятия решений адекватны для решений различных типов, принятие важнейших решений в рамках процедуры достижения консенсуса.
· Вовлечение всех и каждого в процесс стратегического планирования и определения будущего.
· Проведение открытых, адекватных ситуации демократических собраний, на которых каждый участник располагает возможностью сделать собственные конструктивные предложения.
6. Создание комплексных саморегулируемых систем.
· Обеспечение по мере возникновения проблем честной, открытой, своевременной, поддерживающей обратной связи.
· Оценка эффективности каждого сотрудника с помощью процесса «круговой» оценки (360').
· Стимулирование обучения организации с помощью честного отображения ситуации и обратной связи.
7. Стратегическая интеграция, изменение самого способа изменений.
· Интегрирование организационной длительности, стирание границ между отделами, департаментами, ролевыми функциями.
· Преобразование процесса изменений с тем, чтобы они стали строиться на основе сотрудничества, демократии, самоорганизации.
· Взращивание агентов изменений, организационных революционеров.
Указанные ролевые функции являются целостным, интегрированным выражением тех сложных процессов, которые необходимо усвоить персоналу, чтобы управлять демократической, самоуправляемой организацией на основе сотрудничества.