Северо-Западный профессионально-педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические указания
К выполнению контрольной работы
Для студентов по направлению подготовки
Профессиональное обучение (по отраслям)
Заочной формы обучения
Составитель:
к.п.н., доцент Е.А.Васильева
Санкт-Петербург
I.Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Психология профессионального образования» является одной из базовых дисциплин психолого-педагогического цикла в подготовке специалистов по специальности «Профессиональное обучение». В рамках этой учебной дисциплины рассматриваются вопросы, связанные с развитием человека как субъекта труда, профессиональным развитием личности, возрастными особенностями развития профессионала, с психологическими особенностями педагога профессионального обучения. Дисциплина « Психология профессионального образования»тесно связана с дисциплинами «Общая психология», «Возрастная физиология и психофизиология», «История педагогики и образования», «Введение в специальность».
Цель дисциплины
Ознакомить студентов с закономерностями и механизмами социализации и профессионализации личности, сформировать представления о психологических аспектах педагогической деятельности, связанной с профессиональным образованием.
Задачи дисциплины
1. Дать знания из возрастной психологии, психологии развития личности, психологии труда и профессиональной деятельности, педагогической психологии.
2. Познакомить со стадиями развития человека как субъекта труда.
3. Дать представление о факторах, влияющих на выбор профессии.
4. Ознакомить с основными закономерностями трудовой профессиональной деятельности.
5. Дать представление о структуре педагогической деятельности.
6. Дать знания о психологических основах развития познавательной и эмоционально-волевой сферах учащихся при профессиональном обучении.
7. Дать представление о сущности педагогического общения, влияния педагога на личность будущего профессионала.
8. Ознакомить с понятиями «педагогические способности» и «индивидуальный стиль деятельности педагога».
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения дисциплины
После успешного изучения дисциплины студент должен знать:
- понятия «социализация», «личностное и профессиональное развитие»,
- стадии развития человека как субъекта труда и этапы профессионализации;
- возрастные особенности учащихся учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования;
- специфику и формы работы по профориентации, профконсультировании, профотбору, профподбору;
- основные научные теории, лежащие в основе формирования профессиональных знаний и умений;
- структуру педагогической деятельности;
- основные механизмы и факторы, влияющие на формирование профессионального мышления, мотивацию и личностный рост будущих профессионалов;
- пути развития и саморазвития личности педагога как профессионала.
После успешного изучения «Психологии профессионального образования» студент должен уметь:
- классифицировать профессии;
- определять этапы профессионализации личности;
- осуществлять первичное профконсультирование;
- определять возрастные особенности учащихся образовательных учреждений профессионального образования;
- определять профессионально важные качества личности;
- конструировать собственный карьерный рост и определять условия для его осуществления.
II. Методические рекомендации и указания
По выполнению контрольной работы
Для студентов заочного отделения
по дисциплине «Психология профессионального образования»
Контрольная работа заключается в ответах на следующие вопросы:
1) Докажите, есть ли возрастные границы у процесса социализации?
2) Что такое профессиональное самоопределение? Какие факторы выбора профессии существуют?
3) Что лежит в основе психологической классификации профессий, разработанной Е.А.Климовым?
4) Дайте краткое разъяснение следующим понятиям:
а) профессиональная ориентация
б) профессиональный отбор
в) профессиональный подбор
5) Кратко охарактеризуйте методы и формы профориентации.
6) Раскройте специфику педагогической деятельности. Какие функции выполняет, какие компоненты она содержит?
7) Кратко раскройте педагогические умения.
Примечания:
1) В первом вопросе необходимо дать обоснование, исходя из характеристики процесса социализации, механизмов социализации (внушения, идентификации, подражания, фасилитации, конформизма) и основных институтов социализации.
Рекомендуемая литература по 1 вопросу:
1.Психологический лексикон: энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко, общ. ред. А. В. Петровский. - М.: ПЕР СЭ.
Т.1.Психология развития: словарь / ред. А. Л. Венгер. - 2010.
2.Андриенко Е. В.Социальная психология: учебное пособие. - М., Академия, 2009.
3.Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник - М., Смысл, Академия, 2007.
4.Габай Т. В.Педагогическая психология: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.
5. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.
2) Во втором вопросе необходимо дать определение понятия «профессиональное самоопределение», кратко раскрыть его суть. Перечислить факторы выбора профессии по Е.А.Климову.
Рекомендуемая литература по 2 вопросу:
1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.
2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.
3) В третьем вопросе необходимо кратко раскрыть основу психологической классификации профессий, разработанную Е.А.Климовым (типы, классы, разряды профессий)
Рекомендуемая литература по 3 вопросу:
1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.
2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.
4) В четвертом вопросе дать только определение понятий, не раскрывая их.
Рекомендуемая литература по 4 вопросу:
1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.
2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.
5) В пятом вопросе кратко раскрыть методы и формы профориентации (по профессиональной диагностике, профессиональному просвещению, профессиональному воспитанию, профессиональному консультированию, профессиональному отбору и профессиональной адаптации).
Рекомендуемая литература по 5 вопросу:
1. Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения: учебное пособие.- М.,Академия, 2010.
2. Психология для гуманитарных вузов. П/ред. В.Н.Дружинина – СПб,Питер, 2011.
3. Пряжников Н.Г., Пряжникова Е.Ф. Профориентация. – М., Академия, 2007.
6) В шестом вопросе необходимо дать определение педагогической деятельности. Перечислить и кратко раскрыть функции педагогической деятельности (презентативная, инсентивная, корректирующая и диагностические функции). Также перечислить и кратко раскрыть пять функциональных компонентов по Н.В.Кузьминой (гностический, проектировочный конструктивный, организаторский коммуникативный).
Рекомендуемая литература по 6 вопросу:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика и психология. – М., СПб, Питер,2011.
2. Сарычев С.В. Логвинов И.Н. Педагогическая психология. - СПб,2009
3. Зимняя И. А.Педагогическая психология.- М.: Логос, 2008.
7) В седьмом вопросе необходимо перечислить и кратко раскрыть педагогические умения (аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные; развивающие, ориентационные, перцептивные, коммуникативные).
Рекомендуемая литература по 7 вопросу:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика и психология. – М., СПб, Питер,2011.
2. Сарычев С.В. Логвинов И.Н. Педагогическая психология. - СПб,2009
3. Зимняя И. А.Педагогическая психология.- М.: Логос, 2008.
Вопросы для подготовки к экзамену