МНОГОСТОРОННОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «УЧЕНИЕ»
С позиции БИОЛОГИИ учение представляет собой адаптационный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, приспособление, регуляция (непосредственная, генетически обусловленная и «косвенная» от окружающей среды).
С позиции ФИЗИОЛОГИИ учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов выработки условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности (концентрации и иррадиации возбуждения и торможения, положительной и отрицательной индукции, доминанты), аналитико-синтетической деятельности мозга.
С позиции ПСИХОЛОГИИ учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека. Особое значение с этой позиции придается информационной функции знаково-символических структур, смыслообразованию, изменениям в познавательных и мотивационных структурах.
С позиции СОЦИОЛОГИИ учение рассматривается как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания. С этой позиции рассматриваются различные формы социального управления образовательными системами, в которых осуществляется учение.
С позиции ФИЛОСОФИИ (в гносеологическом плане) учение представляет собой специфическую форму познания. В учении возникают и решаются противоречия между объективным и субъективным, формой и содержанием и т.д. С логической точки зрения учение рассматривается как основа формирования логического мышления, выработки обобщенных алгоритмов. Логическое упорядочение учебного материала, оптимизация организации процесса — суть логического рассмотрения учения.
|
В ПЕДАГОГИКЕ учение рассматривается (по Лингарту) как формирование в процессе воспитания и обучения условий и системы потребностей,с целью обеспечить наиболее эффективную передачу общественного опыта. Отмечается также важность учета дезадаптивного поведения и использование психотерапии.
ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ, ОБУЧЕНИИ, ВОСПИТАНИИ.
НАУЧЕНИЕМ называется процесс и результат приобретения индивидуального опыта новых форм поведения (актуальных или потенциальных), т.е. понятие “научение” более широко, чем “обучение”: первое может включать в себя как целенаправленное, осознанное формирование некоторого поведения, так и неосознаваемое. О научении, в отличие от случайных, ситуативных проявлений, можно говорить в том случае, если изменения поведения являются стойкими. Научение является формой адаптации индивида к условиям окружающей среды.
ОБУЧЕНИЕМ называется процесс целенаправленной передачи опыта, формирования знания, умений, навыков (ЗУНы), а также процесс целенаправленного усвоения знаний, умений, навыков, проявляющихся в поведении.
ВОСПИТАНИЕ - деятельность по передаче новым поколениям общ.-истор. опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития (Психологический словарь).
ВИДЫНАУЧЕНИЯ
Выработка реактивного поведения:
* привыкание
* сенсибилизация
* импринтинг
|
* условный рефлекс.
Выработка оперантного поведения:
* путем проб и ошибок
* формирование реакции
* научение путем наблюдения:
- подражание;
- викарное научение.
3. Когнитивные формы научения:
· латентное научение
· путем инсайта
· обучение сложным навыкам
· путем рассуждения.
Кроме двух последних в гр., все формы присущи как человеку, так и животным, т.е. не требуют участия сознания.
ВЫРАБОТКА РЕАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
· Привыкание - СНИЖЕНИЕ восприимчивости к постоянному или часто повторяющемуся раздражителю. Постоянный окрик или бездейственное обращение в адрес ребенка. (Не путать с адаптацией – свойством пр. ощущение).
· Сенсибилизация - повышение чувствительности к повторяющемуся стимулу. Сенсибилизация участвует в возникновении так называемых “неврозов ожидания” - состояния, когда ожидание повтора раздражителя делает невозможной никакую другую деятельность.
· Импринтинг (запечатление) - установление связи между признаками объекта и поведенческим актом. Этот процесс совершается чрезвычайно быстро (часто с 1 раза) и без внешнего подкрепления. Эта специфическая форма научения свойственна высшим позвоночным и происходит в сензитивные периоды.
· Условный рефлекс - рефлекс (опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция на раздражитель).
ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(Optratio - действие) - активное взаимодействие со средой.
· Путь проб и ошибок. Чем больше количество проб, тем меньше становится число ошибок. Большая часть действий при решении проблемной ситуации носит случайный, хаотичный характер и менее эффективна. Если ситуация в конце концов разрешается (нашли решение), то при повторении ситуации (или аналога) количество неэффективных действий сокращается, поиск решения приобретает более направленный характер.
|
· Научение данным способом связано с законом эффекта: положительное решение проблемы увеличивает вероятность повторения; неудача - снижает.
· Формирование реакций - это как бы поэтапное подкрепление каждого отдельного действия, в итоге приводящая к желаемому целому действию (например, выработка навыка – пользование столовыми приборами).
· Научение путем наблюдения:
а) через подражание - способ научения, при котором Sb воспроизводит действия Ob, не всегда понимая их значение. Это основной способ социализации ребенка.
б) викарное научение (vikarius - заменяющий, замещающий). Усвоение формы поведения другой особи исходя из наблюдаемых последствий этого поведения. Викарное научение облегчается, если Ob доступен (знакомый или известный человек), или если поведение данного Ob возможно повторить (какой-то жест или манера) – это приводит к достижению результата.