Выработка реактивного поведения




МНОГОСТОРОННОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «УЧЕНИЕ»

С позиции БИОЛОГИИ учение представляет собой адаптацион­ный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, при­способление, регуляция (непосредственная, генетически обус­ловленная и «косвенная» от окружающей среды).

С позиции ФИЗИОЛОГИИ учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов выработки условных рефлексов, за­кономерностей высшей нервной деятельности (концентрации и иррадиации возбуждения и торможения, положительной и от­рицательной индукции, доминанты), аналитико-синтетической деятельности мозга.

С позиции ПСИХОЛОГИИ учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического разви­тия. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным из­менениям поведения человека. Особое значение с этой позиции придается информационной функции знаково-символических структур, смыслообразованию, изменениям в познавательных и мотивационных структурах.

С позиции СОЦИОЛОГИИ учение рассматривается как фактор со­циализации, как условие связи индивидуального и обществен­ного сознания. С этой позиции рассматриваются различные фор­мы социального управления образовательными системами, в ко­торых осуществляется учение.

С позиции ФИЛОСОФИИ (в гносеологическом плане) учение представляет собой специфическую форму познания. В учении возникают и решаются противоречия между объективным и субъ­ективным, формой и содержанием и т.д. С логической точки зрения учение рассматривается как ос­нова формирования логического мышления, выработки обоб­щенных алгоритмов. Логическое упорядочение учебного матери­ала, оптимизация организации процесса — суть логического рассмотрения учения.

В ПЕДАГОГИКЕ учение рассматривается (по Лингарту) как формирование в процессе воспитания и обучения условий и системы по­требностей,с целью обеспечить на­иболее эффективную передачу общественного опыта. Отмечается также важность учета дезадаптивного поведе­ния и использование психотерапии.

ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ, ОБУЧЕНИИ, ВОСПИТАНИИ.

НАУЧЕНИЕМ называется процесс и результат приобретения индивидуального опыта новых форм поведения (актуальных или потенциальных), т.е. понятие “научение” более широко, чем “обучение”: первое может включать в себя как целенаправленное, осознанное формирование некоторого поведения, так и неосознаваемое. О научении, в отличие от случайных, ситуативных проявлений, можно говорить в том случае, если изменения поведения являются стойкими. Научение является формой адаптации индивида к условиям окружающей среды.

ОБУЧЕНИЕМ называется процесс целенаправленной передачи опыта, формирования знания, умений, навыков (ЗУНы), а также процесс целенаправленного усвоения знаний, умений, навыков, проявляющихся в поведении.

ВОСПИТАНИЕ - деятельность по передаче новым поколениям общ.-истор. опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития (Психологический словарь).

ВИДЫНАУЧЕНИЯ

Выработка реактивного поведения:

* привыкание

* сенсибилизация

* импринтинг

* условный рефлекс.

Выработка оперантного поведения:

* путем проб и ошибок

* формирование реакции

* научение путем наблюдения:

- подражание;

- викарное научение.

3. Когнитивные формы научения:

· латентное научение

· путем инсайта

· обучение сложным навыкам

· путем рассуждения.

 

Кроме двух последних в гр., все формы присущи как человеку, так и животным, т.е. не требуют участия сознания.

ВЫРАБОТКА РЕАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

· Привыкание - СНИЖЕНИЕ восприимчивости к постоянному или часто повторяющемуся раздражителю. Постоянный окрик или бездейственное обращение в адрес ребенка. (Не путать с адаптацией – свойством пр. ощущение).

· Сенсибилизация - повышение чувствительности к повторяющемуся стимулу. Сенсибилизация участвует в возникновении так называемых “неврозов ожидания” - состояния, когда ожидание повтора раздражителя делает невозможной никакую другую деятельность.

· Импринтинг (запечатление) - установление связи между признаками объекта и поведенческим актом. Этот процесс совершается чрезвычайно быстро (часто с 1 раза) и без внешнего подкрепления. Эта специфическая форма научения свойственна высшим позвоночным и происходит в сензитивные периоды.

· Условный рефлекс - рефлекс (опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция на раздражитель).

ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(Optratio - действие) - активное взаимодействие со средой.

 

· Путь проб и ошибок. Чем больше количество проб, тем меньше становится число ошибок. Большая часть действий при решении проблемной ситуации носит случайный, хаотичный характер и менее эффективна. Если ситуация в конце концов разрешается (нашли решение), то при повторении ситуации (или аналога) количество неэффективных действий сокращается, поиск решения приобретает более направленный характер.

· Научение данным способом связано с законом эффекта: положительное решение проблемы увеличивает вероятность повторения; неудача - снижает.

· Формирование реакций - это как бы поэтапное подкрепление каждого отдельного действия, в итоге приводящая к желаемому целому действию (например, выработка навыка – пользование столовыми приборами).

· Научение путем наблюдения:

а) через подражание - способ научения, при котором Sb воспроизводит действия Ob, не всегда понимая их значение. Это основной способ социализации ребенка.

б) викарное научение (vikarius - заменяющий, замещающий). Усвоение формы поведения другой особи исходя из наблюдаемых последствий этого поведения. Викарное научение облегчается, если Ob доступен (знакомый или известный человек), или если поведение данного Ob возможно повторить (какой-то жест или манера) – это приводит к достижению результата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: