Альтернативная коммуникативная игра – тренинг
Для подростков 11-15 лет
«Моя реальность»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, развитие навыков общения и коммуникации.
Задачи:
· расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
· улучшение уровня коммуникации;
· отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
· овладение навыками эффективного слушания;
· развитие рефлексии и чувства эмпатии.
Оборудование: столы, стулья, альбомные листы и листы ватмана, ручки, маркеры, бейджики.
Ведущие: психолог и ученик-помощник.
Время проведения: 2 часа.
Количество участников: 17-20 человек (один класс). Также для участия можно объединять обучающихся разных классов.
Задачи | Упражнения |
Целеполагание, знакомство, выявление ожиданий, принятие правил группы. | Знакомство. Вводное слово ведущего. Принятие правил группы • Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях. • Говорить только «от своего лица» («Я – высказывания»). • Слушать друг друга внимательно, не перебивая. • Выключить мобильный телефон. • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице. • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения. • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе. Упражнение «Круг знакомств». Работа в кругу. 1. Один из игроков делает шаг к центру круга. 2. Называет свое имя или псевдоним, которым он хотел бы называться. 3. Демонстрирует какое-то движение в знак приветствия. 4. Возвращается на свое место. 5. Остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать показанное движение и интонацию голоса. После этого в игру вступает следующий игрок и т.д. Упражнение «Общение – это…» Невербальное общение «Передай другому» Ребята в кругу без слов передают друг другу по очереди воображаемый невидимый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает следующему игроку уже другой, свой предмет. Далее идет обсуждение. Умение слушать «Спина к спине» Два игрока по желанию садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача вести диалог в течение 3-5 минут. Остальные молча наблюдают. Далее идет обсуждение, насколько было легко общаться и т.д. |
Создание условий для комфортного пребывания в группе. Создание положительной атмосферы, активизация личностной динамики. | Упражнение «Ласковое слово» Участники должны вспомнить и записать, какими ласковыми словами они называют родных, друзей, знакомых. Далее проходит обсуждение. Выявляется, как бы ребятам хотелось, чтобы их называли родители, друзья и т.д. Затем наступает следующий этап упражнения – «комплимент соседу». Упражнение «Все мы» Один из участников выходит. Члены группы должны сказать о нем что-либо приятное. Ведущий записывает высказывания. Игрок возвращается и должен угадать, кто о нем сказал ту или иную фразу. Далее наступает очередь следующего желающего. Затем составляется «портрет группы». |
Координация действий с партнерами по группе, принятие инициативы на себя, развитие умения руководить собственными действиями и действиями партнеров. | Игра «Бинго-бинго» (бланк для игры в приложении) Сейчас каждый из вас получит бланк «Бинго» и карандаш. Вам необходимо как можно быстрее заполнить любые 6 клеток подряд по горизонтали, вертикали или диагонали именами людей, которые смогли бы утвердительно ответить на все ваши вопросы, написанные в квадратиках. Итак, ребята, ваше время вышло. Обсуждение: -Что показалось в игре интересным? -Что заставляло вас задуматься? - Бывали ли случаи, когда ваши ожидания не оправдались: например: вы думали, что человек, которому вы подошли ответит на вопрос, а он вам не отвечал, и наоборот? -Как вы чувствовали себя в таких случаях? |
Обучение умению находить взаимопонимание с людьми в различных ситуациях, получение навыков вербального и невербального общения, развитие доверия и взаимопонимания участников игры. | Упражнение «Вслепую через лабиринт» На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной на плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись). Обсуждение Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его? |
Развитие творческого мышления и креативности, анализ используемой лексики, развитие словарного запаса. | Упражнение «Иностранец» Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы: • Себе на уме. • Комар носа не подточит. • Метать бисер перед свиньями. • Сам черт не брат. • Прошел огонь, воду и медные трубы. • Не подмажешь – не поедешь. • У семи нянек дитя без глазу. • Яйца курицу не учат. • Зимой снега не выпросишь. • Дом был полной чашей. • На воре и шапка горит. Упражнение выполняется в подгруппах по 3 — 4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки. Обсуждение. Обратите внимание, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла. Обсудите случаи, когда отказ от «заранее известного» понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе. |
Снятие эмоционального напряжения. | Упражнение – медитация «На морском берегу» под музыку. |
Развитие эмпатии, рефлексия, координация действий в группе, развитие навыков вербального и невербального общения. | Групповой коллаж «Моя реальность» Подростки на листах ватмана коллективно выполняют творческую композицию. В ней следует отразить ту «реальность», которую они сами создали на игре. Можно разбиться на мини-группы, а затем соединить части картины. Обсуждение. Подведение итогов игры. Рефлексия «Мое настроение» - на листе ватмана цветными кружочками ребята отмечают свое настроение до (в начале занятия) и после игры (в конце мероприятия). |
|
|
|
Приложение 1
«Бинго-бинго»
Кто играет на музыкальном инструменте? | Кто любит учиться? | Кто боится числа 13? | Кто не терпит, когда рядом с ним нецензурно выражаются ? | Кто изучает английский язык? | У кого день рождения в январе? |
Кто участвовал когда-нибудь в сборе урожая? | Кто любит манную кашу? | Кто спит больше 12 часов в сутки? | Кто может самостоятельно приготовить обед? | У кого бабушку зовут Настя? | Кто ни разу не был в цирке? |
Кто был заграницей? | Кто зимой любит кататься на лыжах? | Кто видел, как цветет сирень? | Кто, хотя бы однажды, встречал рассвет? | Кто может подтянуться более 10 раз? | Сколько участников с именем Саша? |
Кто любит море? | Кто умеет танцевать? | Кто знает наизусть текст гимна России? | Кто терпеть не может рок-музыку? | Кто не любит праздновать свой день рождения? | У кого зеленые глаза? |
У кого есть родимое пятно? | Кто когда-нибудь прыгал с парашютом? | Кто умеет свистеть на пальцах? | Кто считает, что добро должно быть с кулаками? | Кто умеет печь торты? | Кто левша? |
Кто знает хотя бы 10 слов на немецком языке? | Кто не хочет уезжать из города на каникулы? | Кто умеет самостоятельно ставить палатку? | Кто пел или поет в хоре? | Кто учится без троек? | Кто занимается борьбой? |