Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа




Бухгалтерские отчеты являются важнейшей основой финансового анализа. Перед тем как приступить к их обработке и фундаментальному анализу содержащейся в отчетности информации, аналитик должен изучить методику расчета отдельных статей.

Источниками информации для анализа финансово – хозяйственной деятельности являются данные оперативного и бухгалтерского учета.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н, бухгалтерская отчетность предприятия является открытой для всех заинтересованных пользователей. В ее состав также включается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность. Прочая информация, данные производственного и финансового учета, представляющие коммерческую тайну, не публикуются, только руководство предприятия в отдельных случаях может расширить информацию, представленную для анализа [27].

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации. Отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования и прогнозирования.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показаний бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей. Организации, имеющие большие объемы оборотов товаров, обязательств, могут составлять отчетность в миллионах рублей.

В бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки за подписями лиц, подписавших отчетность. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Достоверность информации годовой бухгалтерской отчетности отрытого акционерного общества подлежит обязательному аудиту и подтверждается аудитором (аудиторской фирмой), имеющим лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Состав и содержание бухгалтерской отчетности в настоящее время регулируется следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с последующими изменениями и дополнениями [37];

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н [27];

- Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н [26];

- Положениями по бухгалтерскому учету и другими документами.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» содержит наиболее общие положения в отношении отчетности. В соответствии с Федеральным законом «о бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из [28]:

1) бухгалтерского баланса (форма №1);

2) отчета о прибылях и убытках (форма №2);

3) приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

а) отчета об изменениях капитала (форма №3);

б) отчета об изменении денежных средств (форма №4);

в) приложений к бухгалтерскому балансу (форма №5);

г) отчета о целевом использовании полученных средств (форма №6);

4) пояснительной записки;

5) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (в настоящее время перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, установлен Федеральным законом от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Годовая бухгалтерская отчетность дает широкие возможности для всестороннего анализа деятельности предприятия, и наиболее информативной ее частью является баланс. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемного капитала, а также эффективность их привлечения.

На основе изучения внешние пользователи могут: принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов.

При анализе бухгалтерского баланса необходимо в первую очередь установить, какие изменения произошли в его активе и пассиве за анализируемый период, и дать оценку этим изменениям.

Термин «баланс» употребляется как символ равновесия, равенства. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет несколько значений:

1) равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах;

2) итог основной отчетной формы;

3) наименование основной отчетной формы.

Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, так как документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах:

1) по составу (виду);

2) по источникам формирования, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса).

В нашей стране традиционно баланс представлен в виде двухсторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия, а в правой – его пассивы. Общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают. В российской учетно – аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса. Баланс содержит две колонки показателей – на начало года и на конец периода (например, квартала, полугодия, года).

Структура баланса, подразумевающая выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной. В настоящее время она имеет следующий вид (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 – Представление бухгалтерского баланса

Актив Пассив
Внеоборотные активы Капитал и резервы
Оборотные активы Долгосрочные обязательства
Краткосрочные обязательства

 

Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь стартовый капитал. Это могут быть взносы учредителей либо средства, выделенные организацией. Этот источник средств, обозна­ченный в табл. 1.1 как «Капитал и резервы» и представляющий собой собственные средства, изначально состоит из уставного капитала, величина которого оговорена в учредительных документах, но по мере функционирования предприятия структура и величина этого источника меняются. Термин «собственные» означает принадлежность лицам (юридическим или физическим), создавшим данное предприятие, то есть задолженность предприятия перед своими учредителями.

Любое предприятие обычно не ограничивается собственными средст­вами, а привлекает средства из внешних источников: банковские ссуды, займы, кредиторы. Эти привлеченные средства подразделяются на две большие группы: долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные находятся в распоряжении предприятия в течение более одного года, краткосрочные по каж­дому конкретному их источнику в течение года неоднократно возникают и исчезают в результате их погашения.

Средства, полученные предприятием из различных источников, вкла­дывают вактивы, которые подразделяются на две большие группы: внеобо­ротные активы, то есть активы, используемые в производственном процессе в течение длительного времени (более года), и оборотные активы, кото­рые потребляются в течение года неоднократно, то есть средства, вложен­ные в них, оборачиваются за это время несколько раз.

До недавнего времени баланс подвергался периодическим изменениям как по количеству разделов и статей, так и с позиции содержательного наполнения отдельных показателей. Расположение разделов в 6алансе может быть различным. В ряде стран предпочитают располагать активы по убыванию степени их ликвидности, а пассивы - по возрастанию времени их погашаемости. Расположение на одном уровне разделов «Внеоборотные активы» (актив баланса) и «Капитал и резервы» (пассив баланса) означа­ет, что данный раздел пассива в первую очередь является источником покрытия внеоборотных активов и лишь в остаточной сумме - источни­ком покрытия оборотных активов.

В настоящее время наибольшее распространение получили две взаимосвязанные трактовки актива баланса, условно называемые предметно -вещностной и расходно - результатной.

Согласно предметно - вещностной трактовке в активе баланса по­казывают состав, размещение и фактическое целевое использование средств организации. Основной упор делают на то, во что вложены фи­нансовые ресурсы организации, каково функциональное назначение при­обретенных хозяйственных средств. В соответствии с этим актив баланса - это средства, которые могут быть подвержены инвентаризации.

Согласно расходно - результатному подходу актив баланса представ­ляет собой величину затрат организации, сложившихся в результате предшествующих операций и финансовых сделок, и понесенных ею рас­ходов ради возможных будущих доходов. Здесь упор делается на сам факт вложения средств, то есть рассматривается финансовая, а не вещностная природа объектов учета, представленных в активе. Кроме того, актив дает и вероятностную оценку минимально возможного дохода, которым в данный момент владеет организация и который может быть получен после расчетов со всеми кредиторами.

Основными источниками информации для комплексного анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский ба­ланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровываются и детализируют отдельные статьи баланса. Наибольшую информацию для анализа содержат бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2), хотя данные всех приложений к балансу также могут быть использованы для проведения анализа финансового состоя­ния и результатов деятельности за отчетный год.

В российской практике для составления баланса используются рекомендации российского национального стандарта ПБУ 4/99 «Бухгалтер­ская отчетность организации», который отвечает требованиям междуна­родного стандарта.

Основными факторами, определяющими финансовое состояние предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборот­ных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платеж­ные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хо­зяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Поскольку выполнение фи­нансового плана в основном зависит от результатов производственной и хозяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое положение определяется наиболее обобщающим показателем. Следова­тельно, отчет о прибылях и убытках также привлекается для анализа фи­нансового состояния.

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) содержит сравнение сум­мы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала го­да. Результатом данного сравнения являются валовая (балансовая) при­быль или убытки за период. Отчет о прибылях и убытках состоит из двух разделов. В первом разделе отражают этапы расчета финансовых резуль­татов (валовой прибыли или убытков), во втором разделе показывают направления использования прибыли предприятия в отчетном периоде: на уплату налогов, образование резервного и специальных фондов, на­числение дивидендов.

Отчет о прибылях и убытках дает представление о тенденциях разви­тия фирмы, ее финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках - во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информа­ция о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.

В пояснительной запискеприводят краткую характеристику деятельности организации, ее основные показатели и факторы, повлиявшие на финансовые результаты деятельности организации, а также информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о ее фи­нансовом положении [7].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: