Деятельность Комитета национального единства




 

 

Комитет национального единства, взявший власть в Турции в результате государственного переворота 27 мая I960 г., распустил меджлис (парламент), упразднил конституцию и объявил вне закона Демократическую партию (ДП), конфисковав партийные средства в пользу государства. Руководители ДП и правительства, вид­ные депутаты, высшие должностные лица (около 600 человек) во главе с президентом Джелялем Баяром и премьер-министром Аднаном Мендересом были арестованы.

28 мая 1960 г. было сформировано Временное правительство под председательст­вом генерала Джемаля Гюрселя, который в 1958 —1960 гг. занимал пост командую­щего сухопутными войсками, а затем в знак протеста против использования армии для подавления студенческих демонстраций ушел в отставку.

Программа нового правительства предусматривала отмену антидемократиче­ских законов, восстановление демократии и правопорядка, оздоровление финансов, подготовку новой конституции и новых законов. Для того, чтобы вывести страну из тяжелого финансового кризиса, правительство выпустило внутренний заем «свободы и стабилизации» на 500 млн. лир и новые денежные знаки на сумму 700 млн. лир.

Были изданы новые законы о подоходном, поземельном налогах, а также о налоге на строения, которые ликвидировали существовавшие налоговые льготы для помещиков, промышленников и импортно-экспортных торговых объединений. Но эти законы не облегчили положение трудящихся масс, которые по-прежнему несли основную тяжесть налогового обложения. К тому же простое увеличение налоговых поступлений от населения, промышленности и торговли не покрывало колоссального бюджетного дефицита, который был вызван огромными военными расходами, связанными с участием Турции в НАТО и СЕНТО, а также необходимостью выплаты взносов на погашение внешнего государственного долга, достигшего к 1960 г. 5 млрд. лир[9].

Валютно-финансовый кризис и обесценение турецкой лиры привели к снижению деловой активности частных и государственных предприятий и резко ухудшили экономическое положение страны. На почве экономических трудностей и неудовлетворенности народных масс социально-экономическими мероприятиями правительства обострились разногласия среди членов Комитета национального единства.

С первых же дней работы комитета выявились различные точки зрения по вопросу о путях социально-экономического развития страны. Радикально настроенные офицеры, представлявшие интересы средних слоев города и деревни, считали необходимым прежде всего провести неотложные реформы в области социально-экономических и земельных отношений, государственного устройства, образования и куль­туры в интересах народа. Они выступали за то, чтобы освободить страну от опеки США и превратить ее в независимую демократическую республику, опирающуюся на национальные силы и ресурсы. Генералы и высшие офицеры, придерживавшиеся умеренных или консервативных взглядов, высказывались против пересмотра основ внутренней и внешней политики Турции. Они предлагали после парламентских вы­боров передать власть гражданскому правительству, которое бы и осуществило ре­формы в целях развития экономики и культуры. В ноябре 1960 г. 14 радикально настроенных офицеров были исключены из состава Комитета национального единства, а на их место назначены офицеры, поддерживавшие умеренную политику правительства. Отстранив от власти фактических организаторов переворота, Комитет национального единства во главе с Гюрселем завоевал на свою сторону симпатии буржуазии, помещиков и их политических партий, стремившихся взять государст­венную власть в свои руки.

6 января 1961 г. открылось Учредительное собрание. Его деятельность ограничилась подготовкой и принятием 27 мая того же года конституции и нового избирательного закона. В основу новой конституции, которая вступила в силу после референду­ма 9 июля, был положен принцип защиты неприкосновенности буржуазного госу­дарственного строя и капиталистической частной собственности. Вместе с тем она впервые в истории Турции предоставила некоторые социальные и экономические права трудящимся: право создавать без предварительного получения разрешения у властей политические партии и профсоюзы, право на ежегодные оплачиваемые отпус­ка. Конституция провозглашала Турцию «национальным, демократическим, светским и социально-правовым государством». Выборы в Великое национальное собрание, состоящее из двух палат — национальной (450 депутатов) и сената (150 сенаторов), объявлялись свободными, равными, всеобщими и прямыми (прежде они были двухстепенными)[10].

В соответствии с решением Верховного трибунала 15 сентября 1961 г. бывшие премьер-министр Аднан Мендерес, министр иностранных дел Фатин Зорлу, министр финансов Хасан Полаткан были казнены; 461 человека приговорили к различным срокам тюремного заключения 15 октября 1961 г. состоялись выборы в национальную палату и сенат. В выбо­рах участвовали Народно-республиканская партия (НРП), защищавшая интересы национальной буржуазии, мелких и средних помещиков, зажиточных крестьян, мелких торговцев и трудовой интеллигенции; созданная в 1961 г. Партия справедливости (ПС) — выразительница ин­тересов крупной буржуазии и помещи­ков, которая заимствовала основные положения программы распущенной Демократической партии (многие быв­шие члены ДП вошли в состав Партии справедливости); Буржуазная партия новой Турции, а также ряд мелких партий.

Ни одна из партий, выставивших своих кандидатов в депутаты, не получи­ла достаточного количества мандатов для образования однопартийного кабинета. Вследствие этого возникли трудности с формированием правительства и избра­нием Великим национальным собранием президента республики. Лишь под дав­лением Комитета национального един­ства президентом был избран генерал Гюрсель. После итого Комитет принял решение о самороспуске. Однако воен­ные, образовав Совет национальной бе­зопасности, оставили за собой право в случае необходимости вмешиваться в государственные дела[11].

В ноябри 1961 г. Народно-республиканская партия и Партия справедливости сформировали на паритетных началах коалиционное правительство во главе с лидером НРП Исметом Инёню. Из-за серьезных разногласий по вопросам внутренней политики коалиционное правительство оказалось неспособным вывести страну из тяжелого экономического кризиса. Партия справедливости требовала «либерализации» экономики, ограничения капиталовложений в государственный сектор и поощрения частных и иностранных инвестиций. Она выступала также против аграрной рефор­мы и стояла за поддержку крупных капиталистических хозяйств.

Депутаты этой партии всячески тормозили работу правительства. Они настаи­вали на принятии закона об амнистии для всех осужденных руководителей ДП. В этих условиях курсанты Анкарского военного училища, активные участники переворота 27 мая 1900 г., считая, что новый режим свернул Турцию с пути Кемаля Ататюрка, в феврале 1902 г. попытались устроить новый переворот, но потерпели неудачу. Вторая попытка переворота, предпринятая той же группой офицеров в мае 1963 г., также была подавлена. Руководители этого выступления были казнены, многие участники приговорены к различным срокам тюремного заключения.

Борьба политических партий за власть мешала нормальной работе правительства. На протяжении трех лет Исмет Инёню, за спиной которого стояла армия, трижды формировал коалиционный кабинет.

В 1962 г. удалось образовать Государственную
плановую комиссию и утвердить первый пятилетний план экономического развития на 1963 —1967 гг., что имело положительное значение для развития экономики.

В сентябре 1963 г. Турция вступила в «Общий рынок» в качестве ассоциированного (фактически неравноправного) члена. Но надежды на смягчение экономических труд­ностей в результате присоединения к ЕЭС не оправдались.

В феврале 1905 г. третье коалиционное правительство Исмета Инёню подало в отставку, так и не выполнив своей программы проведения аграрной, налоговой и административной реформы в области просвещения и культуры. Четвертое коалиционное правительство возглавил «независимый» сенатор Суат Хайри Ургюплю; его задачей являлась подготовка и проведение очередных выборов в парламент, которые и состоялись 10 октября 1965 г.[12]

На выборах победу одержала Партия справедливости. Она обеспечила себе го­лоса крестьян, пообещав поднять закупочные цены на зерно, широко использовала поддержку духовенства, кулачества и верхушки курдских племен.

Впервые в истории страны в парламентских выборах 1965 г. участвовала со своей программой Рабочая партия Турции (РПТ), созданная в феврале 1961 г. прогрессивными деятелями профсоюзов; она получила 15 депутатских мест. В те­чение пяти лет (до запрещения РПТ) депутаты этой партии с трибуны парла­мента защищали интересы рабочего класса, средних слоев и разоблачали антинарод­ную политику правых партий.

В марте 1966 г. ввиду болезни президента Гюрселя новым президентом был избран начальник Генерального штаба Джевдет Сунай, ревностный сторонник ориентации на военный союз с США и сотрудничество с НАТО. Сформированное лидером Партии справедливости Сулейманом Демирелем в октябре 1965 г. однопартийное правительство сделало упор на развитие частной инициативы и привлечение в страну иностранного капитала. Второй пятилетний план (1968—1972 гг.) предусматривал уменьшение доли государственных капиталовложений в экономику и увеличение в инвестициях доли частного сектора и иностранных монополий[13].

В области сельского хозяйства правительство ПС взяло курс на постепенное превращение помещиков в капиталистических фермеров — владельцев крупных механизированных хозяйств, которые могли бы обеспечить страну товарным хлебом, продуктами животноводства и сырьем для промышленности. Правительство под­держивало кулацкие и зажиточные крестьянские хозяйства дешевыми кредитами для закупки машин, минеральных удобрений и высокоурожайных семян. В результате широкого применения машин удалось несколько поднять сельскохозяйственное производство, увеличить сбор товарного зерна и продукцию животноводства. Одна­ко развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось массовым разоре­нием и сгоном с земли крестьян-арендаторов. Капиталистический путь решения аграрного вопроса принес миллионам турецких крестьян нищету и резко обострил классовую борьбу в деревне.

Благодаря некоторому подъему промышленного и сельскохозяйственного произ­водства, нормализации внутренней жизни Партия справедливости вновь одержала победу па парламентских выборах в октябре 1969 г. Чисто депутатских мост всех оппозиционных партий, кроме НРП, значительно сократилось. Разногласия внутри РПТ ослабили ее, и она получила лишь два места в парламенте.

В программе нового правительства Демиреля вновь говорилось о мероприятиях в целях подъема промышленности и сельского хозяйства, о широком привлечении иностранного капитала. Особый упор делался па создание смешанной экономики, т. е. участие иностранного капитала в строительстве заводов, фабрик, эксплуата­ции естественных богатств, создание совместных импортно-экспортных объединений, торговых и кредитно-банковских учреждений[14].

В смешанных предприятиях главную роль играл американский капитал, а с конца 60-х годов и капитал ФРГ. Американ­ские и западногерманские монополии заняли прочные позиции во многих отраслях турецкой экономики, в частности в нефтяной, сборочной, резинотехнической промыш­ленности. Прогрессивно-националистические круги не поддерживали политику со­здания смешанной экономики. Их призыв к борьбе за развитие независимой от и иностранных монополий отечественной промышленности получил широкую поддержку со стороны народных масс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: