Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе
постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Количество часов по учебному плану на 2017- 2018 уч. год 34 часа из расчета 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета на этапе начального образования. Сокращение часов вместо 34 до 33 за счет уплотнения учебного материала с учетом вычета праздничных дней.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
• эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
• понимания причин успеха в творческой деятельности;
• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально поэтического творчества народов мира;
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• находить и передавать информацию:
–о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
–о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
–о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
–о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;
–об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
–о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д.Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
–о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;
–об авторской песне;
• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров
• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения;
• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности • определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);
• различать танцевальную музыку по её особенностям;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации;
• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально поэтической и музыкально-пластической импровизации;
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально пластических импровизациях;
• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
• следовать при выполнении музыкально творческой работы инструкциям учителя;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально творческой работы;
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить цели и задачи в проблемно творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;
• осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально творческих задач;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ;.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям,
• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;
• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально творческой деятельности;
• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Содержание тем учебного предмета
В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:
—Встречи со знаменитыми композиторами;
—от Руси до России;
—по России ХХ века;
Встречи со знаменитыми композиторами Встречи со знаменитыми композиторами: И.С.Бах; В.А.Моцарт; Л.Бетховен. В рыцарских замках. На балах: полонез; вальс и его король – композитор И.Штраус; менуэт, гавот, мазурка, полька. На карнавалах: Р.Шуман «Карнавал».
Знакомство с творчеством западно-европейских композиторов. Познакомить учащихся с зарубежной классической музыки.
Музыкальное путешествие от Руси до России С чего начинается Родина? Русь изначальна И.Ф.Стравинский балет «Весна священная»; М.Балакирев симфоническая поэма «Русь». Русь православная: церковные песнопения; колокольные звоны. Русь скоморошья. Русь сказочная: И.Стравинский балет «Жар-птица»; Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане». Русь былинная Н.А.Римский-Корсаков оперы «Садко». Русь героическая: А.Бородин опера «Князь Игорь»; М.И.Глинка опера «Иван Сусанин».
Формирование у учащихся представлений о связи музыки российских композиторов с историей нашей страны.
«В гостях у народов России» Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и на войне: песни башкирских композиторов; Д.Шостакович симфония №7 «Ленинградская». Музыка на защите мира: Д.Кабалевский кантата «Песня утра, весны и мира». На космодроме. На стадионе.
«Музыкальное путешествие по России 20 века» На фестивале авторской песни. У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли; кто на чем играет? выступают ансамбли народного танца.Башкирские народные праздники. Башкирские народные инструменты.
Знакомство учащихся с музыкой советских композиторов и формирование у учащихся представлений о музыке как «зеркале» исторических событий.
В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в ходе организаций проектной и исследовательской деятельности младших школьников, экскурсии, внеклассных мероприятий.
7.Тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Дата план. | Дата факт. |
Встречи со знаменитыми композиторами(8ч) | |||
Мелодия. | 02.09 | ||
Вокализ. | 09.09 | ||
Кантата. | 16.09 | ||
Стихира. | 23.09 | ||
Былинные наигрыши.. | 30.09 | ||
Тропарь. | 07 10 | ||
Осень в творчестве русских композиторов.. | 14.10 | ||
Зимнее утро. | 21.10 | ||
Музыкальное путешествие от Руси до России(10ч) | |||
Зимний вечер. | 28.10 | ||
Музыкальная живопись. | 11.11 | ||
Ярмарка в искусстве. | 18.11 | ||
Одинь день А.С. Пушкиным. | 25.11 | ||
Русский романс. | 02 12 | ||
Струнный квартет. | 09.12 | ||
Вариации. | 16.12 | ||
Сюита. | 23.12 | ||
Романс «Сирен». | 30.12 | ||
Мир Шопена. | 20.01 | ||
В гостях у народов России(8ч) | |||
Мир Шопена. | 27.01 | ||
Патетическая соната. | 03 02 | ||
Симфоническая увертюра.. | 10.02 | ||
Музыкальная характеристика героев оперы. | 17.02 | ||
Музыкальная драматургия оперы «Иван Сусанин». | 24.02 | ||
Ария.Сцена в лесу. | 03.03 | ||
Роль дирижера в создании музыкального спектакля. | 10.03 | ||
Русский восток. | 17.03 | ||
Музыкальное путешествие по России 20 века(8ч) | |||
Восточные мотивы. | 24.03 | ||
Балет «Петрушка». | 07.04 | ||
Оперетта. | 14.04 | ||
Прелюдия. | 21.04 | ||
На фольклорном фестивале: кто на чём играет? | 28 04 | ||
На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного танца. | 05.05 | ||
Урок игры на гитаре. Башкирские народные инструменты | 12.05 | ||
Итоговый урок | 19.05 |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
Учебно-методическое обеспечение:
1 Программа Т.И.Баклановой «Музыка 1-4 классы» АСТ: Астрель, 2011
2. Бакланова Т.И. Музыка. 4 класс: Учебник. М., АСТ, Астрель 2014
Техническое обеспечение:
1.Ноутбук.
2.DVD, CD диски.