КЛАСС МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 22.10.2020 ЧТ
Преп. Протасова Е.А.
Здравствуйте, дорогие обучающиеся и родители!
Тема урока: Средства музыкальной выразительности – закрепление темы. Виды музыкальных коллективов: ансамбли, хоры, оркестры.
Тест по теме: «Средства музыкальной выразительности»
1. Выбрать названия средств музыкальной выразительности: МЕЛОДИЯ, МИНОР, ГАРМОНИЯ, АККОРД, ТЕМП, ЛАД, НОТА, ЛИГА, ФАКТУРА, РИТМ, ДИНАМИКА, СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ, ШТРИХИ, РЕГИСТР, РЕЧИТАТИВ, МЕТР, СИНКОПА, ТЕМБР.
2. Главная мысль произведения, выраженная одноголосно:
1) фраза 2) мотив 3) мелодия
3. Как называется мелодия, написанная для голоса?
1) инструментальная 2) вокальная 3) кантиленная
4. Выбрать два типа мелодии:
1) легато и стаккато 2) кантилена и речитатив 3) форте и пиано
5. Чередование длительностей и пауз: 1) ритм 2) пауза 3) темп
6. Ритм, написанный одинаковыми длительностями:
1) неравномерный 2) равномерный 3) пунктирный
7. Выберете определения, относящиеся к ритму: СИНКОПА, БАС, ВОКАЛ, ПАУЗА, ПУНКТИР, ЛИГА, ТЕМП, ЧЕТВЕРТЬ, ЗАТАКТ, ВОСЬМАЯ, ПАРТИЯ.
8. Музыкальная ткань произведения: 1) мелодия 2) гармония 3) фактура
9. Как переводится ПОЛИФОНИЯ?
1) многоголосие 2) одноголосие 3) монодия
10. Что такое ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКАЯ ФАКТУРА? 1) равенство всех голосов 2) мелодия с аккомпанементом 3) одноголосие
11. Аккорды, сопровождающие мелодию: 1) гармония 2) фактура 3) лад
12. Соотношение звуков по отношению друг к другу, их согласованность:
1) мелодия 2) гамма 3) лад
13. Регистр делится на:
_____________, ______________, _______________.
14. Скорость звучания музыки: 1) темп 2) ритм 3) динамика
15. Сила звучания музыки: 1) динамика 2) темп 3) гармония
16. Звуковая окраска: 1) штрихи 2) тембр 3) гармония
17. Способ извлечения звука: 1) штрихи 2) динамика 3) тембр
Виды музыкальных коллективов: ансамбли, хоры, оркестры.
Музыкальный коллектив — это группа музыкантов-исполнителей.
Виды музыкальных коллективов:
1. Немногочисленные по количеству исполнителей ансамбли — вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.
2. Хор.
3. Оркестр.
Ансамбль – небольшая по составу группа музыкантов, исполняющих одно произведение (от 2-х до 8-ми человек: из двух - дуэт, из трех - трио, из четырех - квартет, из пяти - квинтет, из шести - секстет, из семи - септет, из восьми - октет).
https://www.youtube.com/watch?v=HJzogioRx6A
Отличительной особенностью ансамбля, в сравнении с хором или оркестром, является принцип одна партия = один исполнитель. В оркестре или хоре одну партию исполняют несколько музыкантов, как минимум 2-4.
У каждого музыкального коллектива есть руководитель:
1. Музыкальный (иногда — художественный) руководитель ансамбля.
2. Дирижер хора или оркестра.
Дирижѐр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) – руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки. Дирижеру принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей. Инструменты дирижѐра — партитура и палочка.
Дирижер хора, как правило, обходится без дирижерской палочки, а дирижер оркестра, в большинстве случаев пользуется.
За многие годы способы дирижирования многократно менялись: дирижёры находились за сценой, перед оркестром, за оркестром, в середине оркестра. Во время игры то сидели, то ходили. Дирижировали молча, пели, кричали во весь голос, играли на одном из инструментов.
Дирижировали огромным жезлом; рулоном бумаги, свёрнутой в трубку; ударами ноги, обутой в сандалии, подошвы которой были обиты железом; смычком; дирижёрской палочкой – баттутой.
Раньше дирижёры стояли спиной к оркестру. Немецкий композитор Рихард Вагнер в 19 в. нарушил эту традицию и повернулся лицом к оркестру.
Хор — это коллектив певцов.
https://www.youtube.com/watch?v=95L9ZJErlPg
Вид хоров:
1. По количеству исполнителей:
1) малые — минимальное число участников хора — 12;
2) большие — максимальное число участников — обычно до 100—120 (с пропорциональным распределением певцов по группам для соблюдения ровности ансамблевого звучания).
2. По качеству состава:
1) однородные — женские, мужские, детские;
2) смешанные — состоят из 4х групп: сопрано, альты (женские голоса), тенора и басы (мужские голоса); каждая из групп может разделяться на несколько партий.
Тембры певческих голосов
Певческие голоса отличаются друг от друга тембром, высотой, диапазоном и силой звучания.
Детские певческие голоса:
- дискант (сопрано) – высокий детский голос с диапазоном «до» первой октавы – «соль» второй октавы.
- альт – низкий детский голос с диапазоном «ля» малой октавы – «ми бемоль» второй октавы.
Женские певческие голоса:
- сопрано – высокий женский певческий голос с диапазоном «до» первой октавы – «до» третьей октавы. Исполнители: Тамара Милашкина, Галина Вишневская, Монсеррат Кабалье и др.
Разновидность сопрано - Колоратурное сопрано.
Колоратура (в пер. с итал. – украшение) – быстрые виртуозные пассажи и мелизмы, служащие для украшения сольной вокальной партии.
- меццо-сопрано – средний женский певческий голос с диапазоном «ля» малой октавы – «ля» («си бемоль») второй октавы. Исполнители: Надежда Обухова, Ирина Архипова, Елена Образцова и др.
- контральто – самый низкий женский певческий голос с диапазоном «фа» малой октавы – «фа» второй октавы. Исполнители: Тамара Синявская и др.
Мужские певческие голоса:
- тенор – высокий мужской певческий голос с диапазоном «до» малой октавы – «до» второй октавы. Исполнители: Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Вадим Козин, Энрико Карузо, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Карерас и др.
- баритон – средний мужской певческий голос с диапазоном «ля» большой октавы – «ля» первой октавы. Исполнители: Юрий Гуляев, Дмитрий Хворостовский, Тита Руффо и др.
- бас – низкий мужской певческий голос с диапазоном «фа» большой октавы – «фа» первой октавы. Исполнители: Фёдор Шаляпин, Борис Штоколов, Евгений Нестеренко и др.