Иранская ядерная программа




Создание атомной энергетики в Иране началось еще во время правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда в середине 1950-х годов был основан Атомный центр Тегеранского университета. Разработки в области атомной энергии проводились при помощи США, с которыми Иран в 1957 году подписал Соглашение о мирном использовании ядерной энергии. В соответствии с этим соглашением Вашингтон обязался поставить в Иран ядерные установки, оборудование и подготовить специалистов.

В 1958 году Иран стал членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1963 году страна подписала Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в 1970 году вступила в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

В 1973 году Иран одним из первых подписал с МАГАТЭ соглашение о всеобъемлющих гарантиях, а в 1974 году — дополнительное соглашение о содействии инспекциям МАГАТЭ на своих объектах и приступил к реализации плана развития атомной промышленности на основе сотрудничества с рядом западных стран. По плану предусматривалось создание замкнутого ядерного топливного цикла, а также строительство 23 ядерных реакторов.

Предполагалось, что 6-8 реакторов будут поставлены США и еще 12 — Западной Германией и Францией.

Атомная энергетика в Иране рассматривалась как фактор технологического превосходства над арабскими странами. Примерно тогда же были начаты работы по созданию научно-технического потенциала, который мог быть использован для создания ядерного оружия, при наличии соответствующего политического решения.

Для реализации программы развития атомной энергетики в 1974 году была создана Организация по атомной энергии Ирана (ОАЭИ). Ее основной задачей являлось заключение контрактов с иностранными компаниями, экспортирующими технологии для ядерной энергетики.

В период с 1967 года по 1977 год не только США, но и Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, а также ФРГ принимали активное участие в программе развития ядерной энергетики в Иране. Помимо контрактов на обучение специалистов и поставку оборудования, были заключены договоры на строительство двух АЭС в Бушере и Ахвазе. В Иране в кооперации с ведущими западными вузами была создана национальная база для подготовки кадров для атомной и других высокотехнологичных отраслей промышленности.

Проводимые в то время проверки международных инспекторов подтверждали мирную направленность ядерной программы Ирана. Согласно плану, разработанному совместно со странами, принимавшими участие в ядерной программе, ее реализацию и полную диверсификацию энергетической базы Ирана предполагалось завершить к 1994 году.

Но все эти планы по большей части не были реализованы или оказались заморожены в результате исламской революции 1978-1979 годов. Духовный лидер исламской революции аятолла Хомейни после прихода к власти немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере.

Когда в июле 1979 года немецкие специалисты покинули площадку Бушерской АЭС, строительные работы на первом энергоблоке были завершены на 80-85%, на втором энергоблоке — на 50-70%. В ходе ирано-иракской войны (1980-1988) недостроенная АЭС несколько раз подверглась авиационным бомбардировкам, в результате которых возведенным конструкциям был нанесен ощутимый ущерб.

Новое руководство Ирана не проявляло интереса к ядерной сфере примерно до середины 1980-х годов, когда ядерная программа была возобновлена, несмотря на противодействие мирового сообщества, подозревавшего Тегеран в разработке ядерного оружия.

После ряда попыток установить сотрудничество в области атомной энергии с рядом европейских стран, обладающих опытом работы в этой сфере, Иран обратился к Китаю и России. В 1992 году были подписаны протокол о сотрудничестве в области атомной энергетики между Ираном и КНР и соглашение "Об использовании ядерной энергии в мирных целях" между Ираном и Россией.

В августе 1992 года между правительствами России и Ирана было заключено соглашение о сооружении АЭС в Бушере, в январе 1995 года подписан контракт на завершение строительства первого энергоблока станции.

При помощи Китая Иран планировал строительство Дарховинской АЭС в районе Ахваза, где до Исламской революции по этому проекту были начаты работы французскими специалистами. Но в 1997 году Пекин отказался от продолжения сотрудничества с Тегераном в области мирного использования атомной энергии в рамках "пакетной" договоренности с США.

С начала 2000-х годов официальные иранские представители вновь стали говорить о планах страны создать замкнутый ядерный топливный цикл (ЯТЦ), в частности, обратились к России с просьбой поставить завод по центрифужному обогащению урана (была отклонена Россией на этапе межведомственного согласования).

В августе 2002 года оппозиционным "Советом национального сопротивления Ирана", базирующимся в Ираке, были обнародованы данные о наличии в Иране незадекларированных перед МАГАТЭ заводов по обогащению урана в Натанзе и по производству тяжелой воды в Араке, расположенных в центральной части страны и находящихся на разных стадиях строительства. Визит инспекторов МАГАТЭ на указанные объекты в феврале 2003 года подтвердил, что Иран продвинулся в развитии ЯТЦ значительно дальше, чем это считалось ранее.

Позиция Тегерана заключалась в том, что в рамках своих международных обязательств страна не была обязана раскрывать местонахождение незавершенных ядерных объектов. Но информационные утечки вызывали озабоченность по поводу возможной военной составляющей иранской ядерной программы. В сентябре 2003 года эксперты МАГАТЭ обнаружили следы высокообогащенного урана на двух иранских ядерных объектах. В ходе инспекций не было выявлено подтверждений тому, что Иран проводил ядерные исследования военного характера.

По утверждению руководства Ирана, ядерная программа страны, преследует исключительно мирные цели и направлена на диверсификацию энергетических источников с учетом расширяющихся потребностей иранской экономики в новых мощностях. Кроме того, иранская ядерная программа, рассматриваемая государством и обществом в качестве общенационального проекта, призвана стимулировать сокращение нефтяной зависимости в структуре энергопотребления, а также создать условия для экспорта в обозримой перспективе ядерного топлива в другие страны.

В соответствии с законом, принятым в 2005 году парламентом ИРИ, правительство Ирана обязано развивать полный ядерный топливный цикл, в течение 25 лет обеспечить производство в стране 20 тысяч мегаватт электроэнергии и построить 20 атомных энергоблоков.

Для реализации вышеозначенных планов Иран обладает солидной базой: по оценкам специалистов, общее число построенных и сооружаемых объектов ядерной инфраструктуры страны в совокупности может достигать 20. Все они находятся в ведении Организации атомной энергии Ирана. Среди наиболее крупных и известных проектов, реализуемых в рамках национальных ядерных программ — Тегеранский центр ядерных исследований, центр ядерных исследований и производства топлива в Исфагане, центр по обогащению урана в Натанзе, ядерные исследовательские центры в Карадже и Йезде, АЭС "Бушер", подземный обогатительный завод "Форду" недалеко от города Кум.

В ряде зарубежных стран, в частности в США и Израиле, довольно болезненно восприняли не только саму ядерную программу Ирана, но и сотрудничество с Россией в этой области. Они обвинили Тегеран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома.

С 2003 года начались переговоры с Ираном по "ядерному досье", длившиеся более десяти лет. Поначалу в них участвовали Иран и три европейские страны — Германия, Франция и Великобритания. В 2006 году к ним присоединились Китай, Россия и США. "Шестерка" добивалась от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могли представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.

В ноябре 2004 года под давлением международного сообщества Тегеран объявил о приостановке работ по обогащению урана. В феврале 2005 года в Иране был подписан ряд документов, главным из которых стал протокол о внесении дополнений в соглашение с Россией от 1992 года. В соответствии с ним, Иран должен передавать отработанное ядерное топливо с Бушерской АЭС в Россию, а Россия — принимать его на долговременное хранение или переработку. Таким образом, полностью исключалась вероятность использования АЭС для наработки оружейного плутония.

В начале 2006 года Иран возобновил ядерные исследования. Страна неуклонно наращивала свои ядерные амбиции, овладевая современными технологиями обогащения урана и увеличивая количество действующих центрифуг. В ответ мировое сообщество усилило давление на Иран, требуя от него обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать её исключительно мирную направленность, а Совет Безопасности ООН принял шесть резолюций, из которых четыре вводили режим санкций. Односторонние санкции США и ЕС отрезали Иран от мировой финансовой системы и существенно ограничили экспорт нефти из этой страны. Далее последовал ряд загадочных убийств иранских ученых-ядерщиков, а также появление компьютерного вируса Stuxnet в Натанзе, который привел к выводу из строя около тысячи центрифуг.

На этом фоне в 2012 году начались тайные переговоры между США и Ираном. Они не смогли существенно продвинуться до августа 2013 года, когда новым президентом Ирана был избран ХассанРухани, который сделал поиск решения ядерного вопроса главным внешнеполитическим приоритетом.

24 ноября 2013 года Иран и шесть стран-участников заключили промежуточное соглашение, известное как Совместный план действий, по которому смягчение санкций производилось в обмен на ограничение иранской ядерной программы. Сторонам потребовалось еще двадцать месяцев, чтобы согласовать все детали документа — в силу сложности проблемы, а также несогласия некоторых сил внутри Ирана и на международной арене с предложенным соглашением.

14 июля 2015 года США, Россия, Китай, Франция, Великобритания, Германия, Европейский Союз и Иран договорились о Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД — известном также как "иранское соглашение"), с целью положить конец противостоянию вокруг ядерной программы Тегерана.

Документ существенно ограничивает, сокращает и перестраивает иранский ядерно-технический комплекс, программу его развития, запасы и качество ядерных материалов, а также запрещает деятельность потенциально военного характера.

Согласно СВПД, Иран будет сотрудничать с МАГАТЭ для прояснения прошлых и настоящих нерешенных вопросов, предоставит МАГАТЭ дополнительные возможности для мониторинга и доступ к любым подозрительным объектам, будет предоставлять Агентству информацию о запасах природного урана и центрифугах. В течение 15 лет международное сотрудничество в ядерной сфере будет осуществляться только после одобрения специально созданной Совместной комиссией.

В результате выполнения указанных мер в течение последующих 10-15 лет практически исключается создание Ираном ядерного оружия, как и сколько-нибудь значительная тайная деятельность военного характера.

С 16 января 2016 года Иран избавился от большинства наложенных на него мировым сообществом санкций — в этот день, так называемый день имплементации (ImplementationDay), МАГАТЭ представила доклад, подтвердив готовность властей страны реализовать созданную для нее путем долгих переговоров программу по значительному снижению своего ядерного потенциала. Позднее ЕС и США подтвердили снятие с Ирана экономических и финансовых санкций, связанных с его ядерной программой. Это позволило РФ и Иран расширить сотрудничество в различных проектах, в том числе по иранской ядерной программе.

Чтобы помочь Тегерану выполнить требование МАГАТЭ, согласно которому запасы низкообогащенного урана в исламской республике должны быть снижены до 300 килограммов, часть избытка этого сырья будет вывезена в Россию. А для другого требования МАГАТЭ, которое состоит в перепрофилировании ядерного предприятия в Фордо, созданного для обогащения урана, в предприятие по производству медицинских изотопов, РФ осуществит поставку оборудования.

Россия помогла Ирану закончить строительство АЭС в Бушере. Первый блок АЭС "Бушер" был подключен к национальной энергосистеме Ирана в сентябре 2011 года, в 2013 году был передан в гарантийную эксплуатацию, в августе 2015 года был подписан протокол окончательной его приемки. Весной 2016 года иранский заказчик получил лицензию на его промышленную эксплуатацию, и первый блок АЭС "Бушер" был окончательно передан в пользование Тегерану.

Контракт на сооружение по российскому проекту второй очереди АЭС "Бушер" из двух блоков Россия и Иран подписали еще в ноябре 2004 года.

(РИА Новости https://ria.ru/spravka/20160714/1465297437.html)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: