Крепостной — боевые крупные крепости квадратной формы, надежно защищающие своих обитателей от вражеского нападения.




Романский архитектурный стиль.

(2 слайд) Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

*Происхождение слова «романский» пошло от латинского romanus - римский. В Англии этот стиль называют «норманнским».

Романский стиль по-настоящему сплавил различные элементы позднеантичного и меровинского искусства (по имени франкской династии Меровингов), Византии и стран Ближнего Востока.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры – оборона. Такая функциональная особенность этого стиля определяла архитектуру как светских, так и культовых построек и соответствовала образу жизни западноевропейского человека того времени.

(3 слайд) Ведущую роль в романском искусстве играла архитектура, поскольку насущной потребностью времени была постройка церквей, монастырей, аббатства, рыцарских замков и крепостей.

(4 слайд) Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей- монахи.

(5 слайд) Характерные особенности

К особенностям стиля относятся Полуциркульные арки. Массивные стены. Цилиндрические, а также крестовые своды.

Иногда колонны заменяли пилонами — мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в романском стиле можно увидеть на фото

(6 слайд) Замковый — небольшие жилые постройки в несколько этажей, отличающиеся округлыми сегментами.

Крепостной — боевые крупные крепости квадратной формы, надежно защищающие своих обитателей от вражеского нападения.

Дома феодалов, а точнее сказать их замки, являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.

(7 слайд) Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут.

Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

(8 слайд) Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена.

(9 слайд) Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением. Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф.

(10 слайд) В создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами.

(11 слайд) А также башни - донжоны, которые становятся в романском стиле одним из важнейших элементов архитектурных композиций.

Донжон — главная башня средневекового замка, стоявшая отдельно в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.

Донжо́н (фр. donjonгосподская башня, от ср.лат. dominionus [1]) — главная башня в европейских феодальных замках.

В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости.

 

В начале 12-го века возводились башенообразные донжоны: прямоугольные ил многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму.

(12 слайд) Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов – кубов, параллепипедов, призм, цилиндров.

(13 слайд) Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Помимо этого, скульптурные рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия).

Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом)

В центре изображения находится фигура Христа, вершащего суд. По правую руку от него стоят ликующие праведники, по левую – дрожащие грешники. Самое примечательное в данном рельефе – разнообразие человеческих чувств. В движениях, позах и на лицах отражается страх или надежда. Главным для мастера было создать не правдоподобные фигуры, а изобразить всю гамму переживаемых чувств.

Для романского стиля характерны отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента.

(14 слайд) Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличающейся крупными размерами и монументальностью композиций.

(16 слайд) Основные элементы орнамента романского стиля— геометрические мотивы (плетенка), розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока.

Конец. Первым собственным достижением европейских народов, отличным от античного искусства, стал, безусловно, романский стиль. Фото средневековых храмов, скульптур, книжных миниатюр служат бесспорным доказательством того, что этот период ознаменовал значительный культурный шаг вперед.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: