Тема урока: п.64 «Слово и его лексическое значение»
Класс 23 декабря 2020
Тип урока: изучение нового материала
Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;
3)развитие умения работать с толковым словарём;
4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Список ресурсов:
1. Учебник «Русский язык 5 класс», Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. 2015 Москва «Просвещение»
Все возникающие вопросы по урочной или домашней работе можно задать учителю в личных сообщениях на платформе Вконтакте или Вацап 89515558714
Задания присылать этим же днем
Порядок действий учащегося во время урока:
№ п/п | Вид деятельности | Рекомендации по выполнению | Время выполнения |
1. | Запись в тетради | Дата Классная работа Тема урока | |
2. | Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим: - Синтаксис и пунктуация - Фонетика - Орфоэпия - Орфография И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим… На доске слова: Много слов на земле…. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... Пример: Посветить-посвятить Примерять – прим…рять Полоскать – пол…скать Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов (правописание зависит от лексического значения слова) Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться -Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова) -Какова задача урока? (Научиться определять лексическое значение слова, расширить свой словарный запас) | ||
3. | Изучение нового материала | Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря. А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского «Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий” А какой же раздел русского языка изучает слово? ЛЕКСИКА Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим. Сколько слов в русском языке? (Много) - А конкретнее? (Нельзя сказать) - Почему же? (Какие-то слова появляются, какие-то исчезают) Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами». Что же делать, чтобы достичь уровня твысокообразованного человека (читать, расширять свой словарный запас) Наша задача – расширять свой словарный запас. – Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни — Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение? После чтения параграфа учебника, определим: - Какая информация вам была знакома? - Какие новые сведения вы для себя отметили? - Все ли понятно? Какие появились вопросы? - Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют? - слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки. - слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку(звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова. - слово имеет лексическое и грамматическое значение Как в случае затруднения можно определить лексическое значение слова (по словарю) упражнение 326 (устно) Упр. 327 (письменно в тетради) Иногда мы не можем точно определить Лексическое Значение слова, что нужно тогда сделать? (подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю. Какие же словари существуют? Одноязычные словари А) лингвистические; Б) энциклопедические. - Орфографические словари - Толковый словарь (Ожегова и Даля) - Этимологический словарь - Словарь синонимов - Словарь антонимов - Словари сочетаемости - Орфоэпические словари. - Словари неологизмов - Энциклопедические: А) общие; Б) отраслевые. - Словари обратных слов. Упр. 328. Найдите в толковом словаре (стр. 175-184) и выпишите данные слова: ВИТЯЗЬ, КРОССВОРД, ОМУТ, РЯСКА Слова языка образуют его СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ, или ЛЕКСИКУ (лексический состав) ЛЕКСИКА изучается в специальном разделе науки о языке - ЛЕКСИКОЛОГИИ. | |
4. | Домашнее задание | П.64, выучить наизусть стр. 150 – что такое лексика, лексикология, лексическое значение. Упр. 330 и 331 |
|