Таким образом, методика разработки ЦОР включает следующие этапы:
1. Предварительная работа. Для разработки ЦОР необходимо, прежде всего, разработать документы, регламентирующие процесс их разработки, и выбрать инструментарий для практической подготовки необходимых учебно-методических материалов. Предварительная подготовка включает следующие основные этапы: — разработка дидактических требований к ЦОР — для этого проводится анализ потребностей, который включает специфику данного направления, данной группы потенциальных учащихся и цели курса. По результатам данного анализа принимается решение о форме ЦОР (CD, сетевой курс); — разработка технических требований к ЦОР — необходимо убедиться в том, что выбранную технологию можно технически реализовать. В ином случае необходимо изменять или техническое задание, или форму курса; — разработка структуры ЦОР; — разработка методики использования ЦОР в учебном процессе (для педагога); — разработка методики работы с ЦОР (для учащихся).
2. Подготовка содержания. ЦОР как программное средство учебного назначения можно представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем: — информационной (содержательная часть); — программной (программная часть).
В информационную часть электронного учебного ресурса входят: — представление автора курса (с фотографией); — методические рекомендации по изучению курса; — четко структурированные учебные материалы; — иллюстрации, представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео); — практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения задания и анализом наиболее часто встречающихся ошибок; — система диагностики и контроля (тестовые задания, задания для работы в группе и т.п.); — дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки); — сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий и т.п.). На стадии подготовки содержания в первую очередь создается сценарий. Иногда он снабжается иллюстрациями, разъясняющими инструкции. Сценарий подразумевает продумывание организации интерактивности, т.е. взаимодействия между учащимся и компьютером, учеником и преподавателем, другими учениками. Возможный функциональный состав программной подсистемы ЦОР может выглядеть следующим образом: — система регистрации ученика; — модули учебного материала (куда входят задания для самоконтроля и зачетные задания разных видов); — дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки); — сервисные средства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий, электронный ежедневник, система поиска и т.п.); — коммуникационная система (обеспечение взаимодействия преподавателя и учащихся); — защитная система. Этапы подготовки содержания и программирования чередуются. Знание разработчиком ЦОР возможностей технологий
|
помогают лучше разобраться с возможностями структурирования содержания.
3. Дизайн. В течение данного этапа уточняется общая структура цифрового учебного ресурса и создается детальный сценарий. Данный процесс состоит из двух ступеней: — Создание общей концепции оформления, а именно определение общего стиля, атмосферы курса, структуры навигации, обратной связи с учащимися, выбор кнопок для навигации и т.п. Важно, чтобы исходно заданный внешний вид и структура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки. — Детальный дизайн, включающий детальную проработку содержания курса, внешнего вида каждого окна и контекстных меню. Проще вносить изменения на данной ступени, чем в общей концепции.
|
4. Производство. На данном этапе идет непосредственная разработка продукта. Материалы компонуются в модули, делаются перекрестные ссылки, организуется взаимодействие различных частей ЦОР. Оцифровываются графика и звук, оформляются все окна.
5. Тестирование. Тестирование ЦОР идет на каждой фазе производства, чтобы итоговый продукт совпадал с намеченными дидактическими целями. Также важно техническое тестирование программы, направленное на выявление программных ошибок. Итоговое тестирование ЦОР должно проводиться в экспериментальных группах под непосредственным наблюдением авторов, методистов и разработчиков. Его цели: — Проверить работу всех функциональных модулей обучающей программы в реальном режиме. — Выявить не замеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации. Здесь необходима помощь учащихся. Необходимо фиксировать ошибки и передавать информацию разработчикам. — Оценить эффективность организации интерфейса ЦОР, фиксируя, что именно вызывает затруднения у учащихся при работе с ней.
— Оценить среднюю продолжительность работы ученика с каждым курсом, что необходимо положить в основу составления учебных планов; — Накопить базу результатов выполнения тестовых заданий для осуществления проверки их валидности.
|
6. Регистрация и сертификация ЦОР. Правовая и патентная защита подразумевает, что цифровые образовательные ресурсы и сетевые курсы подпадают под действие Закона Российской Федерации по правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусматривающих ответственность за несанкционированное распространение ЦОР и материалов из них. Товарный знак на программу также является средством ее защиты. Регистрация ЦОР нужна для осуществления правовой защиты ресурса. Сертификация цифрового ресурса есть подтверждение его качества. Она проводится аккредитованными государственными или негосударственными
Лист анализа цифрового образовательного ресурса (ЦОР)
ФИО Ковтун Марина Игоревна
Наименование ЦОР https://pedsovet.org/
Разработчик ЦОР –
Анализ ЦОР
Содержание | |
Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий. ЦОРу 14 лет. | Форма содержания соответствует аудитории — материалы ясны, кратки и понятны возрасту, которому предназначен данный ЦОР |
Структура и навигационные функции | |
Интернет-сообщество учителей, сайт для учителей содержит материалы для учителя: поурочное планирование, открытые уроки, презентации. Этот сайт - методическая копилка учителей pedsovet.su | Интернет-сообщество учителей, сайт для учителей, интернет-педсовет, социальная сеть учителей, материалы для учителя, учителю, методическая копилка, для учителя, школьному учителю. Хорошая структура и навигация. |
Дизайн. Визуальное оформление | |
Высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и задаче | Цветовые характеристики зрительной информации: зеленый цвет – это смесь синего и желтого. Успокаивающие действие зеленых тонов на наше подсознание объясняют нейтральностью цвета (так же используются черные и белые цвета) |
Функциональность | |
Хорошая функциональность, поисковые фразы, социальная активность,мобильность, “Документ” предназначен для файлов, которые удобнее скачивать, а затем распечатывать или демонстрировать. К ним относятся все файлы Microsoft Office - таблицы, презентации и word-файлы. Можно добавлять ссылки, фото и видео. | Популярный сайт(95%),безопасен от вирусов, технологии, которые используются на сайте (Язык программирования PHP JavaScript фреймворки jQuery База данных Firebase Интернет магазин Magento Набор шрифтов) |
Интерактивность | |
Возможности диалога, размер шрифта и высота строк на сайте позволяют удобно читать текст. | |
Общее впечатление | |
Возможность публикации, имеется ответная экспертиза, выдается справка об экспертизе, возможность снять с публикации, получение сертификата. | Есть возможность составить портфолио, есть платежная система. |