Монополия и её виды. Показатели монопольной власти. Равновесие монополии




Монополия - это один производитель в отрасли, контролирующий пол­ностью объем рынка (объем предложения) и цену. Монополия бывает трех видов: открытая, закрытая и естественная.

Открытая монополия - это единственная фирма, производящая опре­деленный-продукт, не имеющий специальной защиты. Это фирма, впервые вышедшая на рынок с новинкой, ее конкуренты появятся позже, поэтому на определенный период она монополист.

Закрытая монополия - это фирма, которая защищена юридическими ограничениями, патентами, лицензиями, авторскими правами. Естественная монополия - это отрасль, в которой долгосрочные сред­ние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслу­живает целиком весь рынок. В такой фирме эффективный минимальный объем производства, на который есть спрос по любой цене, должен быть достаточным, чтобы покрыть издержки производства. В основе такой моно­полии лежит экономия на масштабах производства. Разделение объема вы­пуска между несколькими фирмами увеличит издержки и перестанет действо­вать экономия на масштабах, что приведет к росту цен.Такое деление условно, но в поведении всех видов монополий есть об­щие моменты: все они подвержены конкуренции со стороны товаров-суб­ститутов. Преимущества закрытой монополии могут быть отменены судом, естественная монополия под воздействием новых технологий может поте­рять свои преимущества. Причем поведение монополии отличается от пове­дения предприятия в условиях совершенной конкуренции.

Олигополия - это рыночная структура, представленная немногими про­давцами какого-либо товара, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар олигополии может быть стандартным (рынок сахара, алюминия) и дифференцированным (рынок пива, автомобилей, сигарет). На таких рынках господствует от двух до десяти предприятий, но на их долю приходится более 50 % объема продаж. Олигополии защищены входными барьерами, как и монополии. Все предприятия взаимозависимы, т. е. долж­ны считаться с реакцией своих конкурентов при определении цен, объемов, величины рекламных расходов и др.

Монополистическая конкуренция - это такая структура рынка, которая основана на дифференциации продукции. Она представлена множеством продавцов, предлагающих неоднородные, с точки зрения покупателя, това­ры. В отличие от совершенной конкуренции каждый отдельный продавец контролирует объем производства и цены своих товаров. Каждый продавец может не принимать во внимание реакцию своих конкурентов. Кроме того, отсутствуют ограничения на вход и выход в данную отрасль.

Все субъекты рынка несовершенной конкуренции сталкиваются с ря­дом ограничений:

на размер получаемой прибыли влияют издержки производства, их надо считать так же как и в условиях совершенной конкуренции;

кривая спроса для них такая же, как и кривая спроса для всего рынка совершенной конкуренции, имеет отрицательный наклон, поскольку объем продаж может быть увеличен только с понижением цены (AP/AQ);

дополнительные ограничения, как правило, относятся к монополии: она всю свою продукцию должна продавать по одинаковой цене всем потреби­телям. Монополия, для которой это условие действительно, называется “про­стой монополией”.

В поведении всех субъектов рынка несовершенной конкуренции есть особенности, но основные правила для них едины.

Важнейшим в поведении монополии является связь между ценой, объе­мом продаж и выручкой. С понижением цены объем продаж и выручка рас­тут до определенного уровня, а затем выручка снижается. Снижение цены с увеличением объема влияет на динамику предельной выручки MR: предель­ная выручка меньше цены, и, следовательно, линия MRниже кривой спроса. Для любого уровня выпуска продукции TR= PQ, aMR= ATR/AQ. С пони­жением цены изменяются объем продаж и общая выручка. Изменение вы­ручки можно представить формулой

DTR= P(DQ) + 0(” DP). (1)

Из определения предельной выручки следует

MR= ATR/AQ. (2)

Подставим значение ATR(1) в формулу (2), получим MR= P(AQ)/AQ+ Q(- AP)/AQ.

Преобразуем это выражение

MR= P-Q(AP)/AQ. (3)

Из формулы (3) следует, что предельная выручка MRменьше, чем цена. Графически линия MRниже, чем кривая спроса (рис.)

На объем спроса влияет эластичность спроса по цене. Чтобы определить степень влияния эластичности на выручку:

Ed= Р/0 • AQ/ДР или AP/AQ= P/QEd, подставим в формулу (3) значение эластичности спроса по цене:

MR = Р - QP/QEd= Р - P/Ed = Р(1 - 1/Ed). (4)

Таким образом, предельная выручка MRзависит от цены Р и эластичности спроса по цене Ed.

Рис. 14

Если кривая спроса имеет вид прямой, то верхняя ее часть отражает эластичный спрос, а нижняя - неэластичный. В точке, где MR= 0, общая выручка будет максимальной, здесь проявляется динамика эластичности спро­са, в этом сущность эффекта “холма дохода” и после этой точки эффект уга­сает. Монополист избегает неэластичного участка, поскольку с понижением цены (Р) выручка (TR) падает.

Линия спроса монополиста имеет отрицательный наклон, поскольку с увеличением объема реализации он вынужден поднимать цену. Чтобы не допустить превышения издержек от снижения цены над выручкой, получен­ной от реализации дополнительной продукции, монополист сравнивает пре­дельную выручку со спросом и ориентируется не на линию спроса, а на ли­нию MR, при этом предельную выручку MRон сравнивает с предельными издержками МС. Объем реализации он установит такой, для которого обес­печивается равенство MR= МС. Такое условие выполняется при Ре и Qe. В этом случае достигается равновесие, характерное для конкурентного пред­приятия, это вариант “нулевой прибыли”:

Ре = MRe= МСе.

Такой вариант неприемлем для монополии, поскольку она может по­лучать экономическую прибыль и в краткосрочном, и в долгосрочном пери­оде. Поэтому монополия повышает цены до уровня цены спроса Pmи таким образом обеспечивает получение экономической прибыли, т. е. условием монополии является Р> МС при MR= МС или Р > МС = MR.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: