Монополия - это один производитель в отрасли, контролирующий полностью объем рынка (объем предложения) и цену. Монополия бывает трех видов: открытая, закрытая и естественная.
Открытая монополия - это единственная фирма, производящая определенный-продукт, не имеющий специальной защиты. Это фирма, впервые вышедшая на рынок с новинкой, ее конкуренты появятся позже, поэтому на определенный период она монополист.
Закрытая монополия - это фирма, которая защищена юридическими ограничениями, патентами, лицензиями, авторскими правами. Естественная монополия - это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает целиком весь рынок. В такой фирме эффективный минимальный объем производства, на который есть спрос по любой цене, должен быть достаточным, чтобы покрыть издержки производства. В основе такой монополии лежит экономия на масштабах производства. Разделение объема выпуска между несколькими фирмами увеличит издержки и перестанет действовать экономия на масштабах, что приведет к росту цен.Такое деление условно, но в поведении всех видов монополий есть общие моменты: все они подвержены конкуренции со стороны товаров-субститутов. Преимущества закрытой монополии могут быть отменены судом, естественная монополия под воздействием новых технологий может потерять свои преимущества. Причем поведение монополии отличается от поведения предприятия в условиях совершенной конкуренции.
Олигополия - это рыночная структура, представленная немногими продавцами какого-либо товара, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар олигополии может быть стандартным (рынок сахара, алюминия) и дифференцированным (рынок пива, автомобилей, сигарет). На таких рынках господствует от двух до десяти предприятий, но на их долю приходится более 50 % объема продаж. Олигополии защищены входными барьерами, как и монополии. Все предприятия взаимозависимы, т. е. должны считаться с реакцией своих конкурентов при определении цен, объемов, величины рекламных расходов и др.
|
Монополистическая конкуренция - это такая структура рынка, которая основана на дифференциации продукции. Она представлена множеством продавцов, предлагающих неоднородные, с точки зрения покупателя, товары. В отличие от совершенной конкуренции каждый отдельный продавец контролирует объем производства и цены своих товаров. Каждый продавец может не принимать во внимание реакцию своих конкурентов. Кроме того, отсутствуют ограничения на вход и выход в данную отрасль.
Все субъекты рынка несовершенной конкуренции сталкиваются с рядом ограничений:
на размер получаемой прибыли влияют издержки производства, их надо считать так же как и в условиях совершенной конкуренции;
кривая спроса для них такая же, как и кривая спроса для всего рынка совершенной конкуренции, имеет отрицательный наклон, поскольку объем продаж может быть увеличен только с понижением цены (AP/AQ);
дополнительные ограничения, как правило, относятся к монополии: она всю свою продукцию должна продавать по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, для которой это условие действительно, называется “простой монополией”.
В поведении всех субъектов рынка несовершенной конкуренции есть особенности, но основные правила для них едины.
|
Важнейшим в поведении монополии является связь между ценой, объемом продаж и выручкой. С понижением цены объем продаж и выручка растут до определенного уровня, а затем выручка снижается. Снижение цены с увеличением объема влияет на динамику предельной выручки MR: предельная выручка меньше цены, и, следовательно, линия MRниже кривой спроса. Для любого уровня выпуска продукции TR= PQ, aMR= ATR/AQ. С понижением цены изменяются объем продаж и общая выручка. Изменение выручки можно представить формулой
DTR= P(DQ) + 0(” DP). (1)
Из определения предельной выручки следует
MR= ATR/AQ. (2)
Подставим значение ATR(1) в формулу (2), получим MR= P(AQ)/AQ+ Q(- AP)/AQ.
Преобразуем это выражение
MR= P-Q(AP)/AQ. (3)
Из формулы (3) следует, что предельная выручка MRменьше, чем цена. Графически линия MRниже, чем кривая спроса (рис.)
На объем спроса влияет эластичность спроса по цене. Чтобы определить степень влияния эластичности на выручку:
Ed= Р/0 • AQ/ДР или AP/AQ= P/QEd, подставим в формулу (3) значение эластичности спроса по цене:
MR = Р - QP/QEd= Р - P/Ed = Р(1 - 1/Ed). (4)
Таким образом, предельная выручка MRзависит от цены Р и эластичности спроса по цене Ed.
Рис. 14
Если кривая спроса имеет вид прямой, то верхняя ее часть отражает эластичный спрос, а нижняя - неэластичный. В точке, где MR= 0, общая выручка будет максимальной, здесь проявляется динамика эластичности спроса, в этом сущность эффекта “холма дохода” и после этой точки эффект угасает. Монополист избегает неэластичного участка, поскольку с понижением цены (Р) выручка (TR) падает.
|
Линия спроса монополиста имеет отрицательный наклон, поскольку с увеличением объема реализации он вынужден поднимать цену. Чтобы не допустить превышения издержек от снижения цены над выручкой, полученной от реализации дополнительной продукции, монополист сравнивает предельную выручку со спросом и ориентируется не на линию спроса, а на линию MR, при этом предельную выручку MRон сравнивает с предельными издержками МС. Объем реализации он установит такой, для которого обеспечивается равенство MR= МС. Такое условие выполняется при Ре и Qe. В этом случае достигается равновесие, характерное для конкурентного предприятия, это вариант “нулевой прибыли”:
Ре = MRe= МСе.
Такой вариант неприемлем для монополии, поскольку она может получать экономическую прибыль и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде. Поэтому монополия повышает цены до уровня цены спроса Pmи таким образом обеспечивает получение экономической прибыли, т. е. условием монополии является Р> МС при MR= МС или Р > МС = MR.