Задания
(СРС)
Раздел 1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования.
Задание
1. Проанализировать документы (назначение документа, кому адресован, структура, краткое содержание)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528
- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования«(в ред. от 17 июля 2015 г.)
|
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
- Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Минобрнауки, 11 марта 2016г., № ВК – 452/07 Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
- Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
- Письмо Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
- ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 г. N 08-1786
2. Проанализировать примерные АООП (структуру, содержание каждого раздела)
Доступ: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
Материал подготовить для работы на практических занятиях (материал будет использоваться в процессе работы на практических занятиях)
__________________________________________________________________________________________________
Раздел 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ
Задание
1. Написать реферат на тему «Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с … (ОВЗ)». Подготовить выступление(10 минут) с презентацией.
|
(выбрать нозологию*)
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушением зрения
Дети с нарушениями интеллекта
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с задержкой психического развития
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
*Задание можно выполнить по подгруппам. Необходимо распределить темы (см. указанные категории).
Примерный план:
Введение
Характеристика нарушения. (определение, причины, классификация)
Характеристика детей с …(особенности психических процессов, личностного развития…)
Особые образовательные потребности детей с …
Заключение
Список литературы
Материал подготовить для работы на практических занятиях (презентацию и доклад). Реферат в распечатанном виде принести на практические занятия.
______________________________________________________________________________________________
Раздел 3. Особенности работы с детьми с ОВЗ
Задание
Составить перечень (и дать характеристику) методов и приемов работы с детьми с ОВЗ на уроке.
Сделать необходимые записи в тетради, принести на практические занятия (материал будет использоваться в процессе работы на практическом занятии)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для зачета:
Задание для зачета* Разработать рабочую программу по предмету в соответствии с особенностями класса (например, в классе обучается ребенок с ЗПР./нарушением слуха/зрения…), с учетом рекомендаций ФГОС.
|
Или
*Задание для зачета: разработать пояснительную записку к АООП (В соответствии с особенностями группы/класса (например, группу посещает ребенок с ЗПР./нарушением слуха/зрения…), с учетом рекомендаций ФГОС.
.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
- Основы специальной психологии /под ред Л.В.Кузнецовой. – М., 2005
- Сорокин В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин / Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб, 2003.
- Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.
- Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М.: ACADEMIA, 2007. Т. 1.: История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с..
- Усанова О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова – М., 2003.
Дополнительная литература
- Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М., 1994.
- Аксенова Л.И. Модель комплексного образовательного учреждения //Дефектология.-2002- № 4.
- Брунов Б.П., Монахова Н.В., Трубачева А.П., Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями//Дефектология. – 2005. - №4.
- Васильева Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников // Дефектология.-№ 5..
- Выгодский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выгодский. – М., 1996Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями//Актуальные проблемы интегрированного обучения.- М., 2001.
- Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе//Дефектология. – 1995. - №4.
- Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением//Дефектология. – 1996. - №2.
- Гудонис В., Баркаускайте М. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / / Дефектология.- 2006.- № 3.
- Десятов А.А. Создание адаптивной образовательной среды//Дефектология, 2005 №6, с.71-74.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании/ Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калиникова - М.,2001..
- Дефектологический словарь. – М., 1970.
- Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология.- 2005.- № 4.
- Еремина О.П. Неслышащие в системе высшего профессионального образования. Высшее образование инвалидов.Ма. межд. Науч.-практ. Конф. СПб, 2000, с 142-143.
- Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях. Уч. пособие.-СПб., 2004.
- Ильина Ю.А. Исследование взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегрированной среды // дефектология.- 2007, № 4.
- Кобрина Л.М. Интегрированное обучение в сельской школе как средство оптимизации учебного процесса. Монография. – Череповец: ЧГУ, СПб.: Наука-Питер, 2005 Корвякова Л.П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушением слуха.// Дефектология 2005, № 5.
- Концепциясоциокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. М., 1997.
- Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции// Дефектология.-2008.- № 6.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.
- Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью.- СПб., 2006.
- Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями //Дефектология.- 2001.- № 6.
22. Малофеев Н.Н. «Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна» // Альманах ИКП РАО, №11/2007, стр.2.Электронная версия).
23. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология.- 2008.- № 1.
24. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения // Дефектология.- 2008.- № 2.
25. Медведева З.П. Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме // Дефектология.-2001.-№ 3.
- Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология.- 1995.- № 4
27. Магомедова И.А., Тыченко Г.Г., Прудникова Л.Д., Сергеева О.И. Интегрированное обучение детей с нарушением интеллекта // Дефектология.- 2005.- 3;.
28. Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена// Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы.-М., 1996.
- Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) обучение: генезис и проблемы внедрения // «Вестник МГПУ», 2009, № 3.
30. Назарова Н.М. Истоки интеграции: уроки для будущего // В сб.: СПб, 2008.
- Психология аномального развития ребенка / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. Хрестоматия в 2х т.т. – М.: «ЧеРо», 2002.
- Пасторова А.Ю. Психологическая и психофизиологическая характеристики дошкольников с различным развитием в группе интеграции // Дефектология.- 2008.- № 6.
33. Прудникова В.А. Общественные настроения в Самарской области по вопросам интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология.- 2009, № 1.
- Резникова Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе // Дефектология. – 2007. - № 4
- Солнцева Л.И.Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология.- 1997.- № 2.
- Соловьева Т.А., Роснач Д.Ю. Взаимодействие первоклассников с нарушенным слухом с учителем и слышащими детьми в массовой школе // Дефектология.-2010, № 1.
- Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии / В.М. Сорокин, В.Л. Кокаренко / Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб, 2003.
- Специальное образование в развитии. Современные проблемы специального образования в Нидерландах, России, Швеции, Великобритании, США / Науч. ред.: К. ван Рейсвейк, Н. Форман, Л.М.Шипицына.- СПб., 1996.
- Теория и практика обучения, воспитания, реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – С.Пб., 2000.
- Терьянова Л.Н., Гуревич М.Г. Из опыта обучения детей с нарушенным слухом в смешанной группе// Дефектология.- 2001.-№ 2.-с.65-69.
- Уфимцева Л.П., Куншина И.И., Беляева О.Л., Хомич Н.Г. Опыт работы по интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательную школу//Дефектология – 2005 - №4.
- Фотекова Т.А.Дорофеева И.И. Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом // Дефектология.- 2003.- № 1.
- Фуряева Т.В. Педагогика интеграции за рубежом. - Монография.- Красноярск, 2005.
- Чиркина Г.В., Черкасова Т.Н., Вятлева Ю.Е. К вопросу об интеграции учащихся с резко выраженным нарушением речи // Дефектология.- 2004.- № 3.
- Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении//Дефектология. – 2004.- № 6
- Шипицына Л.М., Рейсвейк К.ван. Навстречу друг другу: пути интеграции. Специальное образование в массовых школах в России и в Нидерландах. СПб., 1998.
- Шипицына Л.М., Паниер М., Вейнс В. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия.-СПб., 1998.
- Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение//Дефектология. – 1999. - №1-2
- Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. Материалы 1, 2 и 3 международных теоретико-методологических семинаров.- М., МГПУ; 2009, 2010, 2011..
- Интегративные тенденции современного специального образования.-М.,2003.
- Шевчук Л.Е. Теория и практика интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в общеобразовательной школе.- Челябинск, 2005.
- Ямбург Е. А.Школа для всех. М., 1997.
- WWW.IKPRAO.RU – Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО
- https://www.rsl.ru Российская государственная библиотека;
- https://www.gnpbu.ru Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского.