В.В. Репкин, Е.В. Восторгова,
И.Г. Маркидонова, Т.В. Некрасова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Часть 3
(орфографический практикум)
К учебнику 6 класса
(Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Москва
Условные обозначения:
* - дополнительное задание
● - знак отдельного задания в упражнении
¨ - простое задание
задание на выбор
¨¨ - сложное задание
Проверь себя
Вставь, где необходимо, пропущенные буквы.
1. звез_ный, мороз_ный, сохр_нить, ур_нить, отв_чать, безучас_ный, ужас_ный, медве_ь, осл_пительный, з_л_тистый, в_ч_рок, сер_це,
[п] [т] [п] [з]
ро_кий, ре_кий, берё_ки, зару_ки, _доба
[пат] [ад] [ап] [з] [ф] [а] [ап]
2. ___хватить, __бросить,, __сыпать, _бегать, _писать, _сыпать, __сыпать
пр_бабушка, п_р_вязать, пр_шуметь, п_грузить, н_лететь, з_думаться
3# [1]. Е или И?
пр_школьный, пр_града, пр_тихнуть, пр_интерсный, пр_сесть, пр_выкнуть, пр_коснуться, пр_йти, пр_кратить, пр_обрести
4. малин_вое варенье, радос_ная учит_льн_ца, корму_ка на дереве, сыр_сть после дождя, петь громк_, новый холодильн_к, северная шир_та,
крупная жемчуж_на, яркая звёзд_чка, шерст_ной свитер
5#. рабочие птиц_фабрики, мор_ходное училище, пят_оконный дом, железн_дорожная станция, тр__полосное движение, больш_головый щенок, длинн_усый котище, пеш_ходный переход, сорок_вёдерная бочка
6. для труслив_й мыш_, на широк_м подоконник_, рассказ об инженер_, в аккуратн_й тетрадк_, одно маленьк__ облак_, за автобусн_й станци_й, с центральн_й площад_, перед дальн_й дорог_й, о верн_х товарищ_х
7. стро_те школу, открыва_тедвери, чин_м часы, выход_шь на сцену, надо постарат_ся, скрывают_ся от неприятеля, бор_шься с сорняками, скаж_т по секрету, ищ_м грибы, не догон_шь зайца, не забывай умыват_ся
|
8#. кто нибудь из ребят, ожидать чего то, простилс_ у порога, спросить у кого либо, чей то ранец, поссорилс_ с соседом, одетьс_ как нибудь, мчатьс_ куда то, где то попрощатьс_, когда либо увидетьс_
9. болотные зар_сли, удар по к_сательной, соб_рал цветы, выж_г на фанере, осторожно прик_снись, обм_р от страха, з_рницы на небе, заг_ревший ребёнок, заст_ли постель, расст_лай ковёр, юный пл_вец, отд_рать доски,
выт_р салфеткой
10. бе_препятственный доступ, бе_болезненный укол, и_пуганно ра_сказывал, ра_жигал костер, и_готовить лекарство, ра_смеяться в ответ, ра_шумевшийся лес, и_гиб реки, и_жеванный тапок, ра_тянуться на травке
11. гуж_вой транспорт, кусоч_к яблока, ключ_вой момент, говорил певуч_, беж_вый шарф, груш_вый сок, ходить неуклюж_
12#. бант_к, дожд_к, дождич_к, чайнич_к, мяч_к, ковш_к, барабанч_к, денёч_к, прянич_к, пакет_к
Ч или Щ?
чистиль_ик, воз_ик, налад_ик, перепис_ик, захват_ик, лонос_ик, притвор_ик, камен_ик, мехов_ик, носиль_ик, рассказ_ик
14. заметить слев_, смотреть искос_, повернуть направ_, наесться досыт_,
вымыть начист_, пришить крепко-накрепк_, издавн_ говорят
15. запятая в сложном предложени_, на автобусной станци_, отдыхать в санатори_, напомнил о решени_, ошибки в чтени_, о серебристом ине_
16. возле большо_о старо_о дуба, нов_й син_й пиджак, зано_о покрасить,
у маленько_о пушисто_о котенка, добр_й совет старо_о соседа
17. в свеж_й газете, хорош_го друга, прийти с Миш_й и Маш_й, могуч_е дерево, над березовой рощ_й, колюч_е кусты, биться над задач_й, в наш_й квартире, горяч_е какао, остановиться перед луж_й, за колюч_й проволокой
|
18. щ_пальце осьминога, ш_стрый мальчишка, спортивный параш_т, прощ_й до лета, брош_ра для учителей, слегка пож_рить, справедливое ж_ри, кувш_нки в пруду
О или Ё?
кастрюля с борщ_м, ж_лтые цветы, истолч_т перец, в чуж_й тетради, еж_нок с еж_м и ежихой, алыч_вое варенье, куртка с капюш_ном
20. коротко подстрич_, тёмная полноч_, ветер свеж_, разноцветная гуаш_, юный мосвич_, нежный ландыш_, своевременная помощ_, безлюдная пустош_, проехать возле дач_, спряч_ся от непогоды, толоч_ кирпич_
Ъ или Ь?
под_емник для горнолыжников, от_езд во время в_юги, плат_е для шалун_и, внутримышечные ин_екции, быстро ш_ёшь, с_едобные грибы, интересная п_еса, раз_ярить хищника, об_единить усилия
22. волчий ап_етит, не под_ается прочтению, натянуть вож_и, без_аботное детство, тополиная ал_ея, камин_ная решётка, бес_овестный поступок, макарон_ные изделия, хок_ейный матч, от_ащить за уши
И или Ы?
садовый нарц_сс, деды и отц_, народная медиц_на, настоящие храбрец_, уставшие косц_, вырращивать ц_трусы, соседские близнец_, птенц_ в гнезде, мотоц_кл с коляской, смелые бойц_
24. Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы.
_от (к, К) _азилио (б, Б), _иса (л, Л) _лиса (а, А), _ланета (п, П) _арс (м, М), _везда (з, З) _олнце (с, С), _едведица (м, М) _аша (м, М), _озвездие (с, С) _ ольшая (б, Б) _едведица (м, М), _лица (у, У) _троителей (с, С), _толица (с, С) _осква (м, М), журнал (ж, Ж) «_толица» (с, С)
25. Запиши без ошибок
найдёшь всловаре, …………………………………………………….
невизжи сутра до вечера, …………………………………………………
несадись на пенек, неешь ………………………………………………….
|
пирожок, непей излужи, ………………………………………………………
неленись, незаплывать забуёк ……………………………………..……………
26#. Исправь допущенные ошибки.
плыть на юго запад, какое то странное событие, ковер самолет, встретиться где либо, светло серый шарф, ответить что нибудь, спросить кого либо, ярко зеленая травка, чьё нибудь мнение, услышать от кого то, багрово красный закат, когда то приезжал, сшить как нибудь
27. Расставь недостающие знаки препинания.
1. Зимой ежи сурки летучие мыши впадают в спячку. 2. Белый медведь на самом деле не совсем белый а кремовый желтоватый. 3. Вороны сороки галки и грачи отличаются сообразительностью. 4. Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем не высоко или только разбрызгивают ее.
28. Расставь недостающие знаки препинания.
1. У цапель птенцов воспитывают оба родителя. Один улетает за кормом другой стережёт гнездо. (В. Песков) 2. Солнце ещё не всходило но половина неба уже была залита бледным розовым светом. (А. Куприн) 3. Настала глубокая тишина и секретарь громким голосом стал читать определение суда. (А. Пушкин) 4. Дерево высыхает камень рассыпается а человек всё способен вынести (Посл.)
29. Расставь недостающие знаки препинания.
а) Валя пошла домой и говорит маме
Мама там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
А дальше шесть сказала мама.
(Е. Носов)
б) Толя шёл и думал Вот какая чепуха может выйти из-за всех этих предрассудков! Неожиданно его рассуждения были прерваны появлением рыжей полусибирской кошки. Толя вздрогнул от неожиданности. Вот уж как не повезет с утра, так целый день не будет везти! с досадой подумал он.
(По Е. Носову)
30. Расставь недостающие знаки препинания.
а) – Ай мамочка мышь! – завизжала эта егоза Леночка и стала поджимать под себя ноги.
б) – Здравствуйте Дмитрий Савельевич, – сказал Костя вежливо.
– Здравствуй дружок здравствуй!
в) А Мишка корень рулеткой измерил и говорит:
– Ого Шесть с половиной метров!
(Е. Носов)
После проверки работы учителем посчитай допущенные ошибки по каждой группе примеров и внеси результаты подсчета в таблицу – строго возле номера той группы слов, где допущены ошибки.
Справа от указанного количества ошибок прочитай название орфограммы и номера упражнений, которые тебе необходимо выполнить, чтобы поработать с той же орфограммой. Обрати внимание: серию упражнений надо выполнять, начиная с упражнения, помеченного знаком +.
№ | Количество ошибок | Орфограммы | Выполни упражнения | |
Орфограммы слабых позиций, которые пишутся по закону письма | ||||
1. | в корнях | упр. 1+, 2, 3, 4, 5, 6, 44, 45, 46, 127, 128, 133 | ||
2. | в приставках | упр. 7+, 8, 9, 10, 14, 16, 50, 51, 129, 130, 131, 133 | ||
3. | в приставках пре- и при- | упр. 11+, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 25, 126, 127, 128, | ||
4. | в суффиксах | упр. 18+, 19, 20, 21, 64, 127, 130, 131, 133 | ||
5. | в интерфиксах | Упр. 22+, 23, 24, 25, 127, 133 | ||
6. | в падежных окончаниях | Упр.26+, 27, 28, 29, 32, 41, 121, 127, 128, 129, 130, 131 | ||
7. | в личных окончаниях | упр. 30+, 31, 32, 33, 34 35, 36, 37, 38, 41, 121, 128, 130 | ||
8. | в постфиксах | Упр. 39+, 40, 41 | ||
Орфограммы слабых позиций, которые пишутся по специальным правилам | ||||
9. | в корнях | упр. 42+, 43, 44, 45, 46, 126, 127, 128, 129, 130, 133 | ||
10. | в приставках | упр. 47+, 48, 49, 50, 51, 74, 126, 129, 130, 133 | ||
в суффиксах после шипящих | Упр. 52+, 53, 54 | |||
12. | в суффиксе -ок/-ек/-ик | Упр. 55, 56, 57, 126 | ||
13. | в суффиксе -чик/-щик | Упр. 58+, 59, 60, 61 | ||
14. | в суффиксах наречий с приставками | Упр. 62+, 63, 64, 74, 130, 133 | ||
15. | в окончаниях существительных на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ | Упр. 65+, 66, 67, 127, 130 | ||
16. | в окончаниях прилагательных | Упр. 68+, 69, 70, 74, 88 | ||
17. | в окончаниях после шипящих | Упр. 71+, 72, 73, 74 | ||
Орфограммы сильных позиций | ||||
18. | Гласные И, У, А после шипящих | Упр. 75+, 76, 77, 127 | ||
19. | О, Ё после шипящих | Упр. 78+, 79, 80, 81, 82, 83, 127, 128, 129, 130, 132, 133 | ||
20. | шипящий + Ь в конце слов | упр. 84+, 85, 86, 87, 88, 127 | ||
21. | Ъ и Ь «разделительные» знаки | Упр. 89+, 90, 91, 92, 126, 128, 133 | ||
22. | Удвоенные согласные | Упр. 93+, 94, 95, 96, 97, 126 | ||
И, Ыпосле Ц | Упр. 98+, 99, 100, 129 | |||
Орфограммы, не связанные с обозначением фонем на письме | ||||
24. | Большая буква | Упр. 101+, 102+, 103 | ||
25. | Пробел между словами. | Упр. 104+, 105, 106 | ||
26. | Дефисное написание | Упр. 107+, 108, 109, 131, 133 | ||
27. | Знаки препинания при однородных членах | Упр. 110+, 111, 112, 113, 124, 127, 132, 133 | ||
28. | Знаки препинания в сложном предложении | Упр. 114+, 115, 116, 117, 126, 127, 131, 132, 133 | ||
29. | Знаки препинания в предложениях с репликами и словами автора | Упр. 118+, 119, 120, 121, 125 | ||
30. | Знаки препинания при обращении и междометии | Упр.122+, 123, 124, 125 |
Выполни упражнения
1. Впиши пропущенные слова (см. список).
Как проверить орфограмму слабой позиции в корне по закону письма?
Если фонема в ……………………………………………, нужно в ……..……………………………………определить ее ……………….
…………………………… и обозначать фонему буквой по правилам графики.
Список: сильную позицию, слабой позиции, (в) том же корне.
2. Вставь пропущенные орфограммы, укажи проверку для каждой орфограммы.
мес_ный гов_р – ……………………………………………..
дозр_вающее з_рно – ……………………………………………..
облас_ной сл_варь, – ………………………………………………
тр_щит в _гне – ………………………………………………
р_зноцветные фла_ки – ……………………………………………..
ре_ьба по дер_ву – ……………………………………………..
р_дной гор_д – ……………………………………………..
св_ркающая к_пель – ……………………………………………..
по_вляются изре_ка – …………………………………………….
ш_рокие скла_ки – …………………………………………….
3. Вставь пропущенные орфограммы.
1) т_инственные л_са, в_сёлые т_нцоры, ск_льзит по в_рхушкам, наб_жавшая в_лна, б_роться с хол_дом, гл_деть на со_нце, наб_жать на бер_г, т_хонько тр_щат, н_стись над х_лмами, поз_ний веч_р, пок_заться из-за дв_ри, п_л_сатый зв_рёк, нат_нуть сп_ртивный костюм,
2)сл_зал варенье – сл_зал с седла
перем_рять длину – перем_рить соседей
серебристая изморо_ь – осенняя изморо_ь
деревянный пло_ – спелый пло_
ве_ти за руки – ве_ти на грузовике
старинный ро_ – ро_ на замке
л_чу больного – л_чу на самолёте
4. Вставь пропущенные орфограммы.
1. Чудесная ранняя в_сна, к_залось, см_нилась вдруг поз_ней х_лодной ос_нью. (В. Короленко) 2. Ребята увидели ворону и расх_х_тались так громко, что ворона захлопала крыльями и ул_тела. (Е. Носов) 3. А на заре следующего дня восх_дящее со_нце, подымавшееся, точно по лес_нице, по гряде румяных перистых _бл_ков, застало нас уже на дороге из Воскресенского во Владимирское. (В. Короленко) 4. Небо, синее и пр_лес_ное, вечным покоем расстилалось над садом. (А. Толстой) 5. Падая, он зац_пился за гвоз_ь, который торчал в кры_ке ящика, и разорвал на сп_не руба_ку. (Е. Носов) Я чу_ствовал, что друзья х_тят отт_нуть тягос_ную минуту. (А. Алексин) 6. Сер_цу не прикажешь (Поговорка). 7. Занялось мороз_ное утро, туман окутывал всю мес_ность. (А. Фадеев) 8. Р_ка ещё не зам_рзала, и её св_нцовые волны грус_но ч_рнели в одноообразных б_р_гах, покрытых белым снегом. (А. Пушкин)
5. Вставь пропущенные орфограммы.
Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым м_стам, в_дилось немало змей.
Я не г_в_рю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что зм_ёй-то его не з_вут. У него есть во рту неб_льшие острые зубы, он ловит м_шей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и укус ужа совершенно безвреден.
... Но в_дились у нас не одни ужи, в_дились и _довитая зм_я, чёрная, б_льшая, без тех жёлтых п_лосок, что в_дны у ужа около г_л_вы. Такую зм_ю з_вут у нас г_дюкою.
... Я в де_стве много наслушался про г_дюк и б_ялся их страшно, как будто чу_ствовал, что мне придётся встретиться с опасной гадиной.
К_силка у нас за садом, в сухой балке, где в_сной всякий год б_жит ручей, а летом только с_ровато и растет высокая, густая трава. Всякая к_совица была для меня праз_ником, особенно как сгр_бут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по с_нокосу, и со всего размаху к_даться в копны, и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копен.
Вот как-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, к_сари пошли д_леко, и только наша чёрная, б_льшая собака Бровко л_жала на копне и грызла кос_ь.
Кувыркнулся я в одну к_пну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с уж_сом. Что-то х_лодное и сколь_кое м_хнуло меня по руке. Мысль о г_дюке м_лькнула в г_л_ве моей, и что же? Огромная г_дюка, которую я обеспокоил, выл_зла из сена и, подымаясь на хвос_, готова была на меня кинуться.
Вместо того, чтобы б_жать, я ст_ю, как ок_м_нелый, будто гадина зач_ровала меня св_ими безвековыми, неморгающими гл_зами. Ещё бы минут— и я погиб; но Бровко, как стр_ла, сл_тел с к_пны, кинулся на зм_ю, и зав_залась между ними см_ртельная б_рьба.
(К. Ушинский)
6. В некоторых корнях нельзя точно определить фонему, потому буквой обозначается одна из возможных фонем. Выбор орфограммы в таких словах не противоречит закону письма, но написание таких корней приходится запоминать. Проверь, помнишь ли ты, как пишутся такие «словарные» слова.
А или О?
в_кзал, _ккуратный, к_мпресс, к_пюшон, р_йон, ш_мпиньон, ш_к_лад, с_пог, х_зяйство, тр_ллейбус, сах_р, ш_ссе, с_лдат, к_мпьютер, м_жжевельник, г_товить, бр_шюра, к_смонавт, г_зета, _ллея, к_ллекция, к_мбайн, п_эт, к_ссета, п_вильон, м_йор, к_лендарь, п_беда, п_рошок, Р_ссия, _диннадцать, п_ссажир, б_ссейн, к_лонна, б_тарея, п_р_шют
Е или И?
б_седа, инж_нер, м_шок, пр_зидент, р_шить, м_талл, с_годня, терр_тория, с_йчас, апп_тит, инт_ресный, м_нута, г_рбарий, д_рижёр, гор_зонт, т_перь, др_ссировать, вч_ра,колл_ктив, д_ректор, в_зде, м_ллион, н_деля, п_рог
7. Отредактируй запись.
Как проверить орфограмму слабой позиции …………………………..
в приставке по закону письма? Если фонема …………………………..
в приставке в сильной позиции, нужно …………………………..
определить ее слабую позицию в той же …………………………..
приставке и обозначить фонему буквой по …………………………..
правилам графики. После проверки орфограммы …………………………..
написание приставки лучше забывать. …………………………..
8. Вставь пропущенные орфограммы.
пр_должить песню, з_хлопать крыльями, д_ждаться весны, н_питься из ручья, по_стилка из сена, п_падали в снег, з_плести косы, о_пуск летом,
[з] [ з ] [ ш] [ж]
_бросить с горы, _ дать на хранение, _ шить костюм, _жевать горбушку
9. Вставь пропущенные орфограммы.
1. П_р_лезая с крыши на крышу, можно было, не касаясь земли, _бойти весь квартал. (Л. Кассиль) 2. Белобокие сороки важно п_хаживали по уже п_темневшему снегу дороги среди суетливых и юрких воробьев. (Г. Фиш) 3. Запах влаги, прели, дождя и травы н_полнил зал. (А. Толстой) 4. День, как большой корабль, п_дваливал к вечеру. (Л. Кассиль) 5. Сосна гудит на ветру гулко и широко; тряхнет зеленой гривой, з_лопочет и опять низко-низко з_шипит. (С. Чёрный) 6. Но тучи комаров с каждой минутой росли и
[з]
_гущались. (В. Бианки) 7. Как бы стараясь п_дчеркнуть н_ступившую пр_дгрозовую тишину, н_перебой изо всех сил стрекочут кузнечики. (И.
[ат]
Соколов-Микитов) 8. Помню большой, весь золотой, п__сохший и
[а]
п_редевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат _павшей листвы. (И. Бунин) 9. Я дышу, н_дышаться не могу этим свежим,
[а]
_живляющим, идущим с лугов утренним воздухом!.. (И. Соколов-Микитов)
[ад]
10. С __далённого хутора чуть слышно д_нёсся крик петуха. (И. Бунин)
10. Вставь пропущенные орфограммы.
Утята постепенно привыкли к Ваське и не прятались в осоку. Но едва п_являлась мать, бросались врассыпную. Кряква н_летала на малышей, больно щипала их клювами, чтобы не плавали на виду у человека.
Присев на кочку, Васька п_р_считал утят. Все шесть были на месте.
[а]
_крепшие, п_дросшие, они изредка п_сматривали на него, готовые при малейшем резком движении Васьки с_рваться с воды, со свистом рассекая воздух короткими треугольными крыльями. Взрослея, они, наверное, лучше понимали мать, а может, в крови пр_сыпался уже ставший инстинктивным, страх перед человеком.
(А. Жуков)
11. Укажи пропущенные приставки.
Приставки пре- и при- похоже звучат, если их гласные фонемы находятся в слабой позиции. Зато в сильной позиции эти гласные фонемы и различают приставки: <пр’э> – <пр’и> (ср. пригород, прерванный). Но чтобы узнать какую фонему (<э> или <и>) обозначать буквой, нужно уточнить значение приставки. (Написание слов с неясным значением приставки нужно запоминать.)
1. присоединение чего-нибудь к чему-нибудь
приставка ………… 2. приближение к чему-либо
имеет значения 3. нахождение вблизи от чего-то
4. немного, чуть-чуть
приставка …………. 1. очень, самый
имеет значения 2. сходно с приставкой пере-
12. Вставь пропущенные буквы
пр_бежал первым, пр_бить молотком, пр_сытиться зубрёжкой, пр_открыть форточку, пр_ходящий больной, пр_добрая старушка, пр_влечь внимание, пр_вратить в игру, пр_готовить ужин, пр_ладить полочку, долгое пр_бывание в горах, пр_бывающий к станции поезд, пр_школьный участок, пр_лечь ненадолго, пр_зирать доносчика, пр_зреть бедного
13. Вставь пропущенные буквы.
1. Все девушки, подняв головы, пр_слушивались к пр_рывистому, то тонкому, осиному, то низкому, урчащему рокоту, стараясь разглядеть самолет в раскаленном добела воздухе. (А. Фадеев) 2. На другом конце пастух заиграл в рожок и медленно стал пр_ближаться, гоня все увеличивающееся стадо. (В. Короленко) 3. Он чуть пр_тормозил, въезжая на мостик через пр_порошенную снегом и, должно быть, высохшую за лето речушку. (А. Фадеев) 4. Пр_рода между тем жила своей особой, но пр_красной жизнью. (А. Алексин) 5. Но долго ещё он ворочался, пока заснул наконец тревожным, пр_рывистым сном. (Н. Гарин-Михайловский) 6. Эта комната, которую я теперь видел в первый раз, была очень маленькая, но пр_опрятная и пр_ютная. (Н. Лесков) 7. Разговор наш пр_рвался и не шёл далее. (Н. Лесков) 8. Что летом пр_волочишь ногами, то зимой подберёшь губами. (Посл.) 9. В ясный ветреный день, вдыхая запахи пробужденной земли, бродим по проталинкам тундры и наблюдаем массу пр_любопытных явлений. (Соколов-Микитов) 10. Кукушка куковала с пр_храпываньем из леса, и Нестер, развалившись на спину, считал, сколько лет ему еще жить. (Л. Толстой) 11. Тогда Барсик сунул морду в молоко и давай тыкать носом в дно миски. Джека совсем от еды оттеснил. Зато сам кое-как пр_ладился и начал лакать. (Г. Скребицкий)
14. Вставь пропущенные буквы
Но вот выдался солнечный денёк. Потом другой, третий… И стала осень делаться заново. Пр_шла тишина, мягко пр_грело солнце, ([пат]) ___сохла земля, даже дороги стали ([пра]) ___езжими. А когда ([пат]) ___сохли на деревьях листья, ([а]) _казалось, что они давно жёлтые. Потом з_кружилась и листва в воздухе, ([аб]) __летели осинки, берёзки, тополя, даже дубы начали понемногу ([а]) _голяться, совсем сквозным стал орешник, и откуда ни возьмись, на опушку рощи выступили вдруг ёлочки.
А солнце с каждым днем становилось нежнее к земле, ласковее. Казалось, и так красиво кругом, а оно как выглянет, как начнет н_водить порядок – не н_любуешься, не н_радуешься.
(По А. Яшину)
15. Вставь пропущенные орфограммы.
**
Много я часов
Бежал и, наконец, устав,
Пр_лёг между высоких трав;
Пр_слушался: погони нет.
**
Опасен, узок путь пр_брежный!
Утёсы с левой стороны,
Направо глубь реки мятежной.
Уж поздно. На вершине снежной
Румянец гаснет; встал туман…
Пр_бавил шагу караван. (М. Лермонтов)
16. Вставь пропущенные орфограммы.
Первые воды пр_лива д_бежали до берега и омыли п_дножье тороса. Смолкли шумевшие до того волны, пр_давленные тяжкой грудой. И как пр_двинулись ледяные поля к самому берегу – гул пошёл окрест и рокотом ([ад]) __дался в глубине бора. П_слышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно н_двигалось стоногое чудовище. Передовые льдины, столкнувшись с торосом и ([ж]) _жатые тяжело напиравшей массой, рассыпая белую пыль, ползли на вершину, громоздились в пр_чудливые горы. Звуки смешивались в хаотический гул. Тонкая ледяная пыль висла в воздухе и уносилась ветром. Движение ледяной массы, встретив пр_граду, пр_вратилось в колоссальную энергию разрушения: в несколько минут вдоль всего берега ломаными очертаниями тяжело п_днялись новые громады.
(А. Серафимович)
17. Вставь пропущенные орфограммы.
– Как вам показался наш город? – примолвила Манилова. – Пр_ятно ли провели там время?
– Очень хороший город, прекрасный город, – отвечал Чичиков, – и время провёл очень пр_ятно: общество самое обходительное.
– А как вы нашли нашего губернатора? – сказала Манилова.
– Не правда ли, что пр_почтеннейший и пр_любезнейший человек? – пр_бавил Манилов.
– Совершенная правда, – сказал Чичиков: – пр_почтеннейший человек.
(Н. Гоголь)
18. Допиши.
Как проверить орфограмму слабой позиции в суффиксе по закону письма?
Если фонема в суффиксе в слабой позиции, нужно …….…..……………… ……………………………………………………………………..………………
……………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………..
19. Укажи проверку для каждой пропущенной орфограммы (при затруднении обращайся к списку слов для проверки).
берез_вая роща – ………………………………………….
принцесса на горош_не – ………………………………………….
теплый ватн_к – ……………………………………………
кор_чка хлеба – …………………………………………..
добрая стару_ка – ……………………………………………
военные мор_ки – ……………………………………………
сладк_ спит – ……………………………………………..
слова мудр_цов – ……………………………………………..
размаш_сто шагать – ……………………………………………
крепкие боров_ки – ……………………………………………
жест_ная банка – ……………………………………………
Слова для проверки: ледник, цепочка, дубовый, жестянка, льдина, голосистый, далеко
20. Укажи в скобках проверочное слово для каждой пропущенной орфограммы (при затруднении обращайся к списку слов для проверки).
1. Там стояло (…………………………….) тяг_с_ное молчание. (А. Фадеев) 2. Она говорила (……………………..) ласков_, (…………………….) весел_, (…………………….) складн_. (М. Горький) 3. На небе неподвижно стоят (…………………….) пер_стые облака, похожие на рассыпанный снег. (Чехов) 3. В темные окна стучали крупные (…………………….) дожд_вые капли. (А. Чехов) 4. (…………………….) Темн_та шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра (К. Паустовский) 5. Секрет пришвинского обаяния в (…………………….) зорк_сти. Это та (…………………….) зорк_сть, что в каждой (…………………….) мал_сти открывает интересное. (К Паустовский) 6. Ветер как будто изменяется: то дует навстречу и лепит глаза снегом, то сбоку досадно закидывает воротник шубы на голову и (…………………………….) насмешл_во треплет меня им по лицу (Л. Толстой) 7. Гнездо скворец устраивает очень (………………………………..) глуб_ко, для того чтобы туда не пролезала лапкой кошка. (А. Куприн) 8. На синем небе (………………………) робк_ выступают первые (…………………………………) звезд_чки. (И. Тургенев) 9. Лес на опушке (…………………..) сирен_вый от зардевшихся (………………..) берёз_вых почек. (В. Песков) 10. Мы оба молчали от полн_ты сердца. (А. Пушкин)
Слова для проверки: злость, высоко, гористый, свинцовый, широты, ворчливый, глубокий, цепочка, дубовый
21. Вставь пропущенные орфограммы.
Тогда меня еще сильнее охватила эта через край бившая кругом жизнь. Отовсюду плыла такая масса звуков, что, казалось, им было тесн_ в воздухе. В лесу гулк_, перебивая друг друга, заливались соловьи, вверху лощины задумчив_ трещал коростель; кругом во влажной осоке обрыв_ст_ и загадочн_ стонали жабы, квакали лягушки, из-под земли бойк_ неслось слабое и мелодическое «турррррррр»… Всё жило вольн_ и без удержу, с непоколебимым сознанием законн_сти и прав_ты своего существования. Хороша жизнь! Жить, жить, – жить широкой, полной жизнью, не бояться ее, не ломать и не отрицать себя, – в этом была та великая тайна, которую так рад_с_но и властн_ раскрывала природа.
(В. Вересаев)
22. Вставь пропущенные буквы.
Чаще всего в интерфиксах пишутся буквы О и Е: после твердых согласных (кроме шипящих и Ц) пишется ………., после мягких согласных, шипящих и Ц – буква …………………: гром_отвод, пул_мет, каш_вар, птиц_фабрика. В сложных словах с первой частью, мотивированной числительным (кроме 90 и 100), интерфиксы совпадают по форме с окончанием родительного падежа числительного: дв__этажный, тр__этажный, девят_этажный, сорок_этажный.
23. Вставь пропущенные буквы.
девят_этажное здание, желез_бетонные перекрытия, слов_творчество малышей, трубы нефт_провода, животные лес_степи, густ_населенный район, мал_приятный разговор, десят_летие, груш_видная лампа, солнц_защитное стекло, двеннадцат_перстная кишка, сорок_летний юбилей, дерев_обрабатывающий станок, ….
24. Вставь пропущенные орофграммы.
1. Хорошие люди живут в Званном, хозяйственные, гостеприимные и сердечные. (Песков)2. Там, за рожью, не слишком далеко, тёмная туча лежала грузной громадой на целой половине неб_склона. (И. Тургенев) 3. Вс_сторонне образованный человек – тот, кто отдался влечению к какой-то одной отрасли знания, но не закрывает глаза и на другие. 4. Известный басн_писец И. А. Крылов пожилым человеком изучил древн_греческий язык. 5. Мы получили тр__комнатную квартиру в новом шестнадцат_этажном здании. 6. В шестнадцатом веке на Руси появилось книг_печатание. 7. Февраль – мороз_трескучий и колюч_метельный месяц. 8. Тридцат_летие мамы и сорок_летие папы мы отмечали в один день. 9. Мне так и представлялась эта почтенная белая черн_хвостая птица, когда она стоит на одной ноге на краю своего круглого гнезда, на крыше мал_русской мазанки, и выбивает звонкую дробь длинным красным клювом. (А. Куприн) 10. И вся дубрава задрожит широк_лиственно и шумно!… (Ф. Тютчев) 11. Васька мог подолгу стоять под огромным дубом, мощно и широко разметавшим исполинские ветви. Никто в деревне не помнил, сколько десят_летий стоит он, раздвинув березы и осины. (А. Жуков)
25. Вставь пропущенные орфограммы.
При свете факелов стало видно, что из темного отверстия в стене пещеры вылезает какой-то огромный неведомый зверь. У него было толстое круглое туловище, покрытое густой белой шерстью, и шесть коротких толстых лап с длинными когтями.
– Ой, Шест_лапый! – в страхе воскликнула Элли, отступая.
Самым странным в наружности Шест_лапого были его огромные круглые белые глаза, в которых отражался багровый свет факелов. По-видимому, глаза эти, пр_вычные к темноте, были ослеплены внезапным светом, и зверю пр_ходилось рук_водствоваться чутьем. Он стоял на своих массивных лапах и пр_нюхивался, расширяя большие круглые ноздри. Незнакомый запах живых существ раздражал его. Он испустил низкое хриплое рычание. На это рычание Смелый Лев ответил громовым ревом, эхо которого покатилось под сводами пещеры.
– Пропустите меня! – рявкнул Лев. – Я ему пооборву лишние лапы!
(По А. Волкову)
26. Вставь пропущенные слова.
Как проверить орфограмму слабой позиции в падежном окончании? Если гласная фонема в падежном окончании находится в слабой позиции, нужно найти ее …………………………….позицию в том же ……………………….. и обозначить эту фонему буквой по правилам ……………………...
27. Вставь пропущенные орфограммы и укажи для них проверку.
на ярк_м мухомор_ …………………………………………………
в тёмн_й чащ_ …………………………………………………
из чёрн_й чащ_ …………………………………………………
на знамен_ дивизи_ ………………………………………………..
в прохладн_м подвал_ …………………………………………………
о бел_й сирен_ ……………………………………………….
для пассажир_в железн_й дорог_ …………………………………………
от железн_й дорог_ …………………………………………………..
за летящ_м самолет_м …………………………………………………..
свободн_го времен_ …………………………………………………
сочн_ми вишн_ми …………………………………………………….
28. Вставь пропущенные орфограммы.
1. Мы сорвали несколько грозд_й схваченн_й мороз_м красн_й рябины – это была последняя память о лет_, об осен_. (К Паустовский) 2.Дожди поздн_й осен_ снимают с деревь_в листву. (Ю. Куранов) 3. Сказка как бы готовила ребёнка к трудн_й и бедн_й жизн_, учила здоров_й мысл_, здрав_му и обстоятельн_му уму, уму опыта. Но сказка учила и встреч_ с чуд_м. (В. Цыбин) 4. Но вода ещё свежа, она охватывает тел_ мягк_ю, нежн_ю прохлад_ю. (В. Вересаев) 5. Скворец никогда весною не ищет своей пищ_ ни в воздух_ на лету, как ласточка, ни на дерев_, как поползень или дятел. (А. Куприн) 6. В эту минуту презрение заглушило во мне все чуыства ненавист_ и гнева. (А. Пушкин) 7. Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонт_, в том месте, где зашло солнц_, неб_ ещё рдело багров_м_ полос_м_, точно оно было вымазано широк_м_ удар_м_ огромн_й кист_, омоченной в кровь. (А. Куприн) 8. Неприметн_м образ_м часа через два очутились мы в ближн_й крепост_, также подвластн_й Пугачёву. (А. Пушкин) 9. Что в детств_ приобретёшь, то в старост_ и проживёшь. (Посл.)
29. Вставь пропущенные орфограммы.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памят_ моей, похожие на цветы, такие же ласков_е, ярк_е, сочн_е. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятн_м свет_м, улыбка весело обнажала бел_е, крепк_е зубы, и, несмотря на множеств_ морщин в темн_й кож_ щек, все лицо казалось молодым и светл_м. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черн_й табакерк_, украшенн_й серебром. Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасим_м, весел_м и тепл_м свет_м. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветн_е кружев_ и сразу стала на всю жизнь другом, самым близк_м сердцу мо_му, самым понятн_м и дорогим человек_м, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепк_й сил_й для трудн_й жизн_.
(М. Горький)
30. Впиши пропущенные слова (см. список).
Орфограммы в личных окончаниях соответствуют закону русского письма (их можно проверить точно так же, как орфограммы в падежных окончаниях, но легче просто запомнить).
Наборов личных окончаний (спряжений) всего ……………, и для того, чтобы проверить орфограмму в личном окончании, достаточно определить принадлежность к ………………………….. спряжений.
Ко 2 спряжению относятся все ………………………………. глаголы ……………………………………………………………………………………. и глагол гнать. Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.
Слова для вставки: усекаемые, два, на – ить, еть, -ать (-а- после шипящих), одному из двух
31. Вставь, где необходимо, пропущенные орфограммы.
1. Трудно было остават_ся дома в первый зимний день. (К Паустовский) 2. В клочьях поднявшегося тумана дымит_ся лента реки. (Соколов-Микитов) 3. Цветы готовы распустит_ся, ещё озябшие пока. (В. Солоухин) 4. Поток мутной дождевой воды стремительно несет_ся по дороге, обмывая вертящие ступицы колес. (Соколов-Микитов) 5. Виталик взял Мурзика и понес к батарее сушит_ся. (Е. Носов) 6. Впереди показались черные, обнажившиеся из-под воды камни, между которыми вода бьет_ся, пенит_ся, бурлит и бушует…(В. Короленко) 7. А ночью носят_ся по снегу зайцы, шмыгают мелкие пушные зверьки, – им уже настало время гулять. (В. Бианки) 8. У первой избушки он выпрыгнул из саней, подбежал к окну и стал стучат_ся. (А. Пушкин) 9. А Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признат_ся маме, что променял карасика на свисток. (Е. Носов)
32. Вставь, где необходимо, пропущенные орфограммы.
А закаты у нас и правда необыкновенно хороши.
То бывает, что солнце садит_ся за черную тучу, которую не в силах просветить даже оно, само солнце, и делает_ся так, как будто его нет в неб_, как будто уж опустилось оно за край горизонта, за зубчатую еловую кайму дальн_го леса. Но вдруг, найдя в туч_ две-три прорехи, ударят тогда в разные стороны ослепительные прожекторы, розовые уж или даже красные, но не менее ослепительные от того, что красные.
А то вдруг клубят_ся на горизонт_ багровые клубы облаков; а то вдруг из-под плоск_го, как потолок, осенн_го сер_го неба вспышк_й магния ударит бел_я холодн_я полоса; а то вдруг по чист_му небу разбегут_ся легк_е перист_е облачка, как будто падают на землю невесом_е, золотист_е перья неведом_й сказочн_й птицы.