ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет дневного обучения
Рабочая тетрадь
по дисциплине «Аудит человеческих ресурсов»
направления подготовки «_______________________________»
ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК
№ п/п | Наименование работы | Дата | Отметка о выполнении | Подпись |
Проведение многокритериального АВС-анализа состояния человеческих ресурсов организации | ||||
Исследование факторов организации и мотивации труда работников организации Контрольная работа | ||||
Диагностика затрат рабочего времени с помощью фотографии рабочего дня | ||||
Анализ загрузки исполнителей, уровня и структуры заработной платы работников Самостоятельная работа | ||||
Комплексная оценка деятельности персонала | ||||
Диагностика человеческих ресурсов на основе использования методики межличностной диагностики Т. Лири Контрольная работа | ||||
Методика АВС-анализа персонала организации | ||||
Оценка стабильности трудового коллектива Коллоквиум | ||||
Итого |
Студент(ка) группы ____- 121 _______________
Преподаватель к.э.н., доцент Щеголева Т.В.
Воронеж 2015
Практическое занятие №1: «Проведение многокритериального АВС-анализа состояния человеческих ресурсов организации»
Цель занятия: приобретение навыков дифференциации работников организации по критериям уровня оплаты труда в организации и средней заработной платы по экономике региона на классы и разработкитребований по организации и управлению человеческими ресурсами организации для каждого класса.
Задание: распределить работников организации в соответствии с АВС-классификацией по уровню оплаты труда в организации и уровню средней заработной платы в регионе и разработать требования по организации и управлению персоналом организации для каждого класса.
Исходные данные
В организации осуществляют профессиональную деятельность следующие категории специалистов:
Таблица 1 – Уровень оплаты труда специалистов
Название должности в организации | Размер оплаты труда, тыс.р. | |
в организации | в среднем по региону | |
1. Генеральный директор 2. Заместители генерального директора | ||
3. Начальники производства 4. Руководители отделов 5. Логисты 6. Менеджеры по продажам 7. Основные производственные рабочие 8. Диспетчеры 9. Начальники участков 10. Экономисты 11.Младшие служащие 12. Вспомогательные рабочие |
Методические указания по выполнению задания
АВС-анализ персоналаорганизации целесообразно проводить в следующей последовательности:
1) расположить должности по мере убывания уровня оплаты труда работников организации;
2) определить долю оплаты труда каждой категории работников в фонде оплаты труда персонала организации;
3) разбить сотрудников организации на группы в зависимости от удельного веса оплаты труда в общем фонде заработной платы персонала организации:
класс А – около 80 % от общего ФОТ организации;
класс В – 15-20 % от общего ФОТ организации;
класс А – 5-10 % от общего ФОТ организации;
4) построить кривую Лоренца (график Парето);
5) установить критерии и охарактеризовать требования к организации и управлению персоналом в организации для каждого класса работников.
Порядок выполнения работы по
1.Заполните таблицу, разбив работников на классы:
Таблица2 - АВС-анализ работников предприятия
№ п/п | Категории (должности) работников | Размер оплаты труда, тыс.р. | Доля оплаты труда работников в ФОТ, % | Доля оплаты труда нарастающим итогом, % | Класс |
ВСЕГО | х | х |
2. Построить кривую Лоренца (график Парето)
![]() | |||
![]() |
3.Установить критерии и охарактеризовать требования к организации и управлению персоналомдля каждого класса работников. Результаты сравнительной характеристики представить в таблицу:
Таблица 3 - Сравнительная характеристика классов потребителей
№п/п | Критерии рациональной организации и управления персоналом | Классы работников | ||
А | В | С | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
4.Выполните АВС-анализ по оплате труда работников в среднем по экономике региона
Таблица4 - АВС-анализ категорий работниковпо средней оплате по региону
№ п/п | Категории (должности) работников | Размер оплаты труда, тыс.р. | Доля оплаты труда работников в ФОТ, % | Доля оплаты труда нарастающим итогом, % | Класс |
ВСЕГО | х | х |
5. Заполните матрицу и разработайте рекомендации для каждой выделенной группы работников организации:
Класс | А | В | С |
А | |||
В | |||
С |
Практическое занятие №2: "Исследование факторов организации и мотивации труда работников организации"
Цель занятия: приобретение навыков выявления факторов, которые оказывают существенное влияние на трудовое поведение и мотивацию персонала и определяют параметры организации труда на предприятии.
Содержание практического занятия
Работа проводится в пять этапов.
1 этап –формирование перечня потенциальных факторов, определяющих развитие организации и мотивации труда персонала организации;
2 этап – формирование системы требований к группе экспертов, принимающих участие в опросе:
Источники аргументации | Степень влияния источника на мнение эксперта | ||
В (высокая) | С (средняя | Н (низкая) | |
Проведенный теоретический анализ | |||
Производственный опыт | |||
Обобщение работ отечественных авторов | |||
Обобщение работ зарубежных авторов | |||
Личное знакомство с состояниемдел за рубежом | |||
Интуиция эксперта |
3 этап – построение карт аттестации потенциальных экспертов (опросных листов);
4 этап - разработка многоцелевых опросных листов, содержащих уточненные на основе творческого совещания перечни факторов соответственно организации и мотивации труда персонала организации;
5 этап – проведение опроса экспертов;
6 этап – обработка экспертной информации, включающая:
1) расчет средней арифметической по каждому фактору, представление результатов расчета вместе с информацией непосредственной оценки факторов экспертами в форме таблицы 1:
Таблица 1 - Интерпретация средних показателей непосредственных оценок
№п/п | Сред.оценка | Пор.номер фактора в уточненной матрице | Наименование фактора |
2) формирование уточненной матрицы непосредственных оценок на базе критерия значимости фактора:
Таблица 2 – Уточненная матрица оценок
факторы | эксперты | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
3) ранжирование непосредственных оценок влияния факторов, данных экспертами и формирование нормированной матрицы ранжирования факторов:
Таблица 3 - Нормированная матрица ранжирования
Факторы, i | Эксперты, j | ![]() | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
4) оценка степени согласованности и достоверности мнений экспертов на основе коэффициента конкордации и критерия Пирсона:
Степень согласованности мнений экспертов характеризуется коэффициентом конкордации W, который при наличии связанных рангов определяется следующими формулами:
,
,
,
где n - общее количество оцениваемых факторов;
m - общее количество экспертов, участвующих в опросе;
xij - место ранга i -го параметра и j -го эксперта;
tj - число одинаковых рангов у j -го эксперта.
Величина коэффициента конкордации лежит в пределах (0... 1). При W=1 мнение экспертов в оценке каждого лингвистического значения фактора считается единодушным, при W=0 согласие полностью отсутствует.
5) выявление наиболее значимых факторов организации и мотивации труда на основе расчета средневзвешенной значимости для каждого из оцениваемых факторов:
Таблица 4 - Факторы организации (мотивации) труда непосредственных участников производственного процесса
Пор.ном. фак-тора (i) | Непоср. эксперт. оценка фактора (![]() | Значи-мость фактора (![]() | Интерпретация факторов |
6) построение гистограммы значимости факторов на основе данных табл. 4.
Практическое занятие № 3. Диагностика затрат рабочего времени с помощью фотографии рабочего дня
Учебная цель: приобретение практических навыков диагностики с применением фотографии рабочего дня
Методические положения:
Для индексации элементов работы или простоя оборудования используется общая схема индексации затрат и потерь рабочего времени, представленная в таблице.
Таблица 1- Индексация затрат рабочего времени
Группа затрат времени | Наименование затрат времени | Индекс |
Время работы | Подготовительно-заключительное | Тпз |
Основное | То | |
Вспомогательное | Тв | |
Оперативное | Топ | |
Обслуживание рабочего места | Тобсл | |
Время перерывов | Перерывы, предусмотренные технологией | Тт |
Простои по организационно-техническим причинам | Тотп | |
В связи с нарушением трудовой дисциплины | Тнтд | |
На отдых и личные надобности | Тотд |
На основании сводки одноименных затрат составляются фактический и нормативный балансы рабочего времени, на основании которых определяются следующие коэффициенты:
1. Коэффициент использования рабочего времени рассчитывается по формуле:
,
где Тсм – продолжительность рабочей смены, мин.
2. Коэффициент потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам, который рассчитывается по формуле:
.
3. Коэффициент потерь рабочего времени в связи с нарушением трудовой дисциплины, который рассчитывается по формуле:
.
4. Возможное повышение производительности труда за счет сокращения прямых потерь рабочего времени:
,
где Тотдф и Тотдн – соответственно время на отдых и личные надобности фактическое и нормативное, мин;
Топф и Топн – соответственно время оперативное фактическое и нормативное, мин.
Задание 1. Обработать наблюдательный лист индивидуальной фотографии рабочего дня по данным таблицы. Рассчитать продолжительность каждого из зафиксированных в наблюдательном листе элементов затрат и потерь рабочего времени. Для этого из текущего времени последующего замера вычесть текущее время предыдущего замера. Провести индексацию зафиксированных в наблюдательном листе затрат и потерь времени.
Таблица 2 - Наблюдательный лист индивидуальной ФРД
Наименование затрат времени | Текущее время (ч. мин) | Продолжительность, мин | Индекс |
Начало наблюдения | 8.00 | ||
Приход на рабочее место | 8.03 | ||
Получение задания и чертежа | 8.10 | ||
Ознакомление с заданием и чертежом | 8.12 | ||
Получение инструмента в ИРК | 8.20 | ||
Установка режущего инструмента | 8.23 | ||
Оперативная работы | 9.03 | ||
Смена инструмента | 9.05 | ||
Уборка стружки и смазка станка | 9.12 | ||
Отдых | 9.20 | ||
Оперативная работа | 10.07 | ||
Уход по личным надобностям | 10.18 | ||
Оперативная работа | 11.10 | ||
Разговор с мастером (о работе) | 11.45 | ||
Получение нового задания | 11.55 | ||
Уход на обед | 12.00 | ||
Приход с обеда | 13.02 | ||
Переустановка режущего инструмента | 13.10 | ||
Оперативная работа | 14.15 | ||
Отдых | 14.20 | ||
Оперативная работа | 15.06 | ||
Простой (неисправность станка) | 15.28 | ||
Оперативная работа | 16.35 | ||
Сдача изделия ОТК | 16.40 | ||
Уборка рабочего места | 16.50 | ||
Уборка инструмента в шкаф | 16.54 | ||
Посторонний разговор со сменщиком и уход с работы | 17.00 | ||
ИТОГО | х | х |
Сгруппировать одноименные затраты и составить фактический баланс рабочего времени (таблица).
2.Составить нормативный баланс рабочего дня. Нормативы: подготовительно-заключительное время на смену – 20 мин, время обслуживания – 5 %, время на отдых и личные надобности – 10 % от оперативного. Сумма всех значений нормативных затрат времени должна составлять продолжительность рабочего дня.
Сопоставить нормативный баланс рабочего дня с фактическим, в результате выявить отклонения фактических затрат времени от нормативных (табл. 3)
3. Рассчитать Кисп, Котп, Кнтд.
4.Определить возможное повышение производительности труда ППТ.
Таблица 3 - Фактический баланс рабочего времени
Наименование затрат времени | Продолжительность, мин | Индекс |
Подготовительно-заключительная работа | Тпз | |
Оперативная работа | Топ | |
Обслуживание рабочего места | Тобсл | |
Отдых и личные надобности | Тотд | |
Простои по организационно-техническим причинам | Тотп | |
Простои, связанные с нарушением трудовой дисциплины | Тнтд | |
Итого по балансу | х |
Таблица 4 - Нормативный и фактический балансы рабочего дня
Индекс затрат времени | Затраты времени, мин | Отклонения, мин | ||
нормативные | фактические | излишек | недостаток | |
Тпз | ||||
Топ | ||||
Тобсл | ||||
Тотд | ||||
Тотп | ||||
Тнтд | ||||
Итого |
Задание 2. В механическом цехе в течение одной смены проведенасамофотография рабочего времени. Ей охвачено 250 основных рабочих. В результате обработки полученных данных выявлены следующие суммарные потери рабочего времени (мин) и причины, их вызывающие:
-отсутствие заготовок | |
-отсутствие энергии | |
-отсутствие инструмента | |
-работы не по специальности |
Рассчитать Кпот и Ппт при условии разработки и реализации организационно-технических мероприятий по сокращению всех потерь рабочего времени.
Задание 3. В течение смены (8 ч) проводилась маршрутная фотография рабочего времени за группой рабочих из четырех человек. Результаты представлены в таблице. Обработать результаты фотографии, составить фактический баланс рабочего времени в процентах и минутах на 8-часовую смену и рассчитать Кисп и Ппт при условии устранения потерь рабочего времени (норматив Тотд – 6 % от Топ). Данные приведены в таблице:
Рабочий | Номер наблюдений | ||||||||||||||
1-й | Тпз | Тпз | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотд | Тобсл | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотд |
Тнтд | Тнтд | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотд | Тобсл | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотп | Топт | |
2-й | Тпз | Тпз | Тобс | Тпз | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотд | Топ | Топ |
Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотд | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотд | |
3-й | Тпз | Тпз | Тпз | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотд | Топ | Топ | Тобсл | Топ | Топ |
Тотп | Тотп | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Тобсл | Топ | Топ | Тотд | Топ | Топ | Тнт | |
4-й | Тпз | Тпз | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотд | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Тотп | Топ |
Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Тобсл | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ | Топ |
Таблица 5 - Нормативный и фактический балансы рабочего дня
Индекс затрат времени | Затраты времени, мин | Отклонения, мин | ||
нормативные | фактические | излишек | недостаток | |
Тпз | ||||
Топ | ||||
Тобсл | ||||
Тотд | ||||
Тотп | ||||
Тнтд | ||||
Итого |
Вывод:
Практическое занятие № 4. Анализ загрузки исполнителей, уровня и структуры заработной платы работников участка гуммирования
Цель работы: приобретение практических навыков анализа загрузки исполнителей, уровня и структуры заработной платы работников участка гуммирования.
Исходные данные
1. На участке гуммирования(нанесение резиновых полос на металлические конструкции) заняты четыре работника, каждый из которых выполняет соответствующие функции, представленные в табл. 1.
2. В табл. 2 представлены данные, отражающие действующие нормы времени на выполненных работ и фактически отработанное время на участке гуммирования,позволяющие исчислить уровень обоснованности норм и индекс роста производительности труда.
Таблица 1 - Функции, выполняемые работниками участка гуммирования
Фамилия, инициалы | Должность | Разряд | Содержание функций | Форма оплаты |
1. Чубучин В.И. | Бригадир участка | Помогает гуммировать, выполняет транспортные работы с помощью электрокара. | Сдельно-премиальная | |
2. ХаринИ.В. | Гуммировщик | Подготовка резиновых заготовок и нанесение их на металлоконструкцию. | Сдельно-премиальная | |
3. Иванова Л.Н. | Гуммировщик | Подготовка резиновых заготовок и нанесение их наметаллоконструкцию. | Сдельно-премиальная | |
4. Ильина Н.П. | Оператор автоклава | Следит за режимом автоклава при вулканизации покрытий | Повременная |
Таблица 2 - Действующие нормы времени на выполнение работ и фактически отработанное времяна участке гуммирования
Месяц | Действующие нормы времени, нормо-ч | Фактически отработанное время по табелю, ч | % выполнения норм | Уровень обоснованности норм | Индекс роста производительности труда |
Январь | |||||
Февраль | |||||
Март | |||||
Апрель | |||||
Май | |||||
Июнь | |||||
Июль | |||||
Август | |||||
Сентябрь | |||||
Октябрь | |||||
Ноябрь | |||||
Декабрь | |||||
Итого |
3. В табл. 3 приведены данные по размеру оплатытруда работников участка гуммирования по сдельным расценкам с учетом премий и оплаты за совмещение – «заработанного стимулирования» и фактически начисленной заработанной платы за двенадцать месяцев.
Таблица 3 - Оплата труда по сдельным расценкам и фактически начисленная работникам участкагуммирования
Месяц | Оплата по сдельным расценкам с учетом премий и совмещения, р. | Фактически начисленная зарплата, р. | Коэффициент расхождения «заработанной» и фактически начисленной зарплаты |
Январь | |||
Февраль | |||
Март | |||
Апрель | |||
Май | |||
Июнь | |||
Июль | |||
Август | |||
Сентябрь | |||
Октябрь | |||
Ноябрь | |||
Декабрь |
4. Исходные данные для анализаструктуры годового фонда оплаты труда гуммировщиков участка представлены в табл. 4.
Таблица 4 - Структура годового фонда оплаты труда гуммировщиков
Элементы фонда оплаты труда гуммировщиков | Харин И.В. | Иванова Л.Н. | Чубучин В.И. | |||
Сумма, р. | Уд.вес, % | Сумма, р. | Уд.вес, % | Сумма, р. | Уд.вес, % | |
1. Сдельная оплата | 10434,6 | |||||
2. Оплата за работу по заказам со стороны | 924,3 | |||||
3. Аккордная | – | – | – | – | ||
4. Оплата по среднему | – | – | – | – | 11294,2 | |
5. Премия | 4055,2 | 2993,0 | ||||
6. Доплата за совмещение | ||||||
7. Оплата из фонда начальника цеха | ||||||
8. Доплата за «Ветеран» | – | – | – | – | ||
9. Доплата за бригадирство | – | – | – | – | 687,8 | |
10. Оплата за больничный лист | 6067,2 | |||||
11. Отпуск | 4932,6 | |||||
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |||
Зарплата без болнич. листов и отпуска | ||||||
Итого ФЗП |
5. Выборка данных по журналу вулканизации показаласледующую загрузку оператора автоклава по месяцам (табл. 5).
Таблица 5 - Загрузка оператора автоклава по месяцам
Месяцы | Загрузка, ч | Месяцы | Загрузка, ч | Месяцы | Загрузка, ч | Месяцы | Загрузка, ч |
Январь | Апрель | Июль | Октябрь | ||||
Февраль | Май | Август | Ноябрь | ||||
Март | Июнь | Сентябрь | Декабрь |
Содержание и порядок выполнения работы
1. Провести анализ загрузки исполнителейпроизводительной работой на участке гуммирования, определивуровень обоснованности норм и индекс роста производительности труда.
2. Проанализировать оплатутруда работников участка гуммирования по сдельным расценкам с учетом премий и оплаты за совмещение («заработанную») и фактически начисленную заработную плату, рассчитав соответствующий коэффициент их расхождения.
3. Проанализировать структуру годового фонда оплаты труда гуммировщиков по работникам и участку в целом.
4. Предложить рекомендации по организации труда оператора автоклава, учитывая невысокую его загрузку.