Порядок выполнения работы по




ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факультет дневного обучения

 

Рабочая тетрадь

по дисциплине «Аудит человеческих ресурсов»

направления подготовки «_______________________________»

 

ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК

№ п/п Наименование работы Дата Отметка о выполнении Подпись
  Проведение многокритериального АВС-анализа состояния человеческих ресурсов организации        
  Исследование факторов организации и мотивации труда работников организации Контрольная работа        
  Диагностика затрат рабочего времени с помощью фотографии рабочего дня      
  Анализ загрузки исполнителей, уровня и структуры заработной платы работников Самостоятельная работа      
  Комплексная оценка деятельности персонала      
  Диагностика человеческих ресурсов на основе использования методики межличностной диагностики Т. Лири Контрольная работа      
  Методика АВС-анализа персонала организации      
  Оценка стабильности трудового коллектива Коллоквиум      
Итого      

 

 

Студент(ка) группы ____- 121 _______________

Преподаватель к.э.н., доцент Щеголева Т.В.

 

Воронеж 2015

Практическое занятие №1: «Проведение многокритериального АВС-анализа состояния человеческих ресурсов организации»

Цель занятия: приобретение навыков дифференциации работников организации по критериям уровня оплаты труда в организации и средней заработной платы по экономике региона на классы и разработкитребований по организации и управлению человеческими ресурсами организации для каждого класса.

Задание: распределить работников организации в соответствии с АВС-классификацией по уровню оплаты труда в организации и уровню средней заработной платы в регионе и разработать требования по организации и управлению персоналом организации для каждого класса.

Исходные данные

В организации осуществляют профессиональную деятельность следующие категории специалистов:

Таблица 1 – Уровень оплаты труда специалистов

Название должности в организации Размер оплаты труда, тыс.р.
в организации в среднем по региону
1. Генеральный директор 2. Заместители генерального директора    
3. Начальники производства 4. Руководители отделов 5. Логисты 6. Менеджеры по продажам 7. Основные производственные рабочие 8. Диспетчеры 9. Начальники участков 10. Экономисты 11.Младшие служащие 12. Вспомогательные рабочие    

 

Методические указания по выполнению задания

АВС-анализ персоналаорганизации целесообразно проводить в следующей последовательности:

1) расположить должности по мере убывания уровня оплаты труда работников организации;

2) определить долю оплаты труда каждой категории работников в фонде оплаты труда персонала организации;

3) разбить сотрудников организации на группы в зависимости от удельного веса оплаты труда в общем фонде заработной платы персонала организации:

класс А – около 80 % от общего ФОТ организации;

класс В – 15-20 % от общего ФОТ организации;

класс А – 5-10 % от общего ФОТ организации;

4) построить кривую Лоренца (график Парето);

5) установить критерии и охарактеризовать требования к организации и управлению персоналом в организации для каждого класса работников.

 

Порядок выполнения работы по

 

1.Заполните таблицу, разбив работников на классы:

Таблица2 - АВС-анализ работников предприятия

№ п/п Категории (должности) работников Размер оплаты труда, тыс.р. Доля оплаты труда работников в ФОТ, % Доля оплаты труда нарастающим итогом, % Класс
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
ВСЕГО     х х

 

2. Построить кривую Лоренца (график Парето)

       
 
 
   

 

 


3.Установить критерии и охарактеризовать требования к организации и управлению персоналомдля каждого класса работников. Результаты сравнительной характеристики представить в таблицу:

 

Таблица 3 - Сравнительная характеристика классов потребителей

№п/п Критерии рациональной организации и управления персоналом Классы работников
А В С
1.   2.   3.   4.   5.   6.          

4.Выполните АВС-анализ по оплате труда работников в среднем по экономике региона

 

 

Таблица4 - АВС-анализ категорий работниковпо средней оплате по региону

№ п/п Категории (должности) работников Размер оплаты труда, тыс.р. Доля оплаты труда работников в ФОТ, % Доля оплаты труда нарастающим итогом, % Класс
           
           
           
           
           
           
           
           
           
ВСЕГО     х х

 

5. Заполните матрицу и разработайте рекомендации для каждой выделенной группы работников организации:

Класс А В С
А        
В          
С          

 

Практическое занятие №2: "Исследование факторов организации и мотивации труда работников организации"

Цель занятия: приобретение навыков выявления факторов, которые оказывают существенное влияние на трудовое поведение и мотивацию персонала и определяют параметры организации труда на предприятии.

Содержание практического занятия

Работа проводится в пять этапов.

1 этап –формирование перечня потенциальных факторов, определяющих развитие организации и мотивации труда персонала организации;

2 этап – формирование системы требований к группе экспертов, принимающих участие в опросе:

Источники аргументации Степень влияния источника на мнение эксперта
  В (высокая) С (средняя Н (низкая)
Проведенный теоретический анализ      
Производственный опыт      
Обобщение работ отечественных авторов      
Обобщение работ зарубежных авторов      
Личное знакомство с состояниемдел за рубежом      
Интуиция эксперта      

3 этап – построение карт аттестации потенциальных экспертов (опросных листов);

4 этап - разработка многоцелевых опросных листов, содержащих уточненные на основе творческого совещания перечни факторов соответственно организации и мотивации труда персонала организации;

5 этап – проведение опроса экспертов;

6 этап – обработка экспертной информации, включающая:

1) расчет средней арифметической по каждому фактору, представление результатов расчета вместе с информацией непосредственной оценки факторов экспертами в форме таблицы 1:

Таблица 1 - Интерпретация средних показателей непосредственных оценок

№п/п Сред.оценка Пор.номер фактора в уточненной матрице Наименование фактора
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

2) формирование уточненной матрицы непосредственных оценок на базе критерия значимости фактора:

Таблица 2 – Уточненная матрица оценок

факторы     эксперты
1 2 3 4 5
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
               

3) ранжирование непосредственных оценок влияния факторов, данных экспертами и формирование нормированной матрицы ранжирования факторов:

Таблица 3 - Нормированная матрица ранжирования

Факторы, i     Эксперты, j
1 2 3 4 5
1            
2            
3            
4            
5            
6            
7            
8            
9            
10            
                 

4) оценка степени согласованности и достоверности мнений экспертов на основе коэффициента конкордации и критерия Пирсона:

Степень согласованности мнений экспертов характеризуется коэффициентом конкордации W, который при наличии связанных рангов определяется следующими формулами:

,

,

,

где n - общее количество оцениваемых факторов;

m - общее количество экспертов, участвующих в опросе;

xij - место ранга i -го параметра и j -го эксперта;

tj - число одинаковых рангов у j -го эксперта.

Величина коэффициента конкордации лежит в пределах (0... 1). При W=1 мнение экспертов в оценке каждого лингвистического значения фактора считается единодушным, при W=0 согласие полностью отсутствует.

5) выявление наиболее значимых факторов организации и мотивации труда на основе расчета средневзвешенной значимости для каждого из оцениваемых факторов:

Таблица 4 - Факторы организации (мотивации) труда непосредственных участников производственного процесса

Пор.ном. фак-тора (i) Непоср. эксперт. оценка фактора () Значи-мость фактора () Интерпретация факторов
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

6) построение гистограммы значимости факторов на основе данных табл. 4.

 

 

Практическое занятие № 3. Диагностика затрат рабочего времени с помощью фотографии рабочего дня

Учебная цель: приобретение практических навыков диагностики с применением фотографии рабочего дня

Методические положения:

Для индексации элементов работы или простоя оборудования используется общая схема индексации затрат и потерь рабочего времени, представленная в таблице.

 

Таблица 1- Индексация затрат рабочего времени

Группа затрат времени Наименование затрат времени Индекс
Время работы Подготовительно-заключительное Тпз
Основное То
Вспомогательное Тв
Оперативное Топ
Обслуживание рабочего места Тобсл
Время перерывов Перерывы, предусмотренные технологией Тт
Простои по организационно-техническим причинам Тотп
В связи с нарушением трудовой дисциплины Тнтд
На отдых и личные надобности Тотд

 

На основании сводки одноименных затрат составляются фактический и нормативный балансы рабочего времени, на основании которых определяются следующие коэффициенты:

1. Коэффициент использования рабочего времени рассчитывается по формуле:

,

где Тсм – продолжительность рабочей смены, мин.

2. Коэффициент потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам, который рассчитывается по формуле:

.

3. Коэффициент потерь рабочего времени в связи с нарушением трудовой дисциплины, который рассчитывается по формуле:

.

4. Возможное повышение производительности труда за счет сокращения прямых потерь рабочего времени:

 

,

 

где Тотдф и Тотдн – соответственно время на отдых и личные надобности фактическое и нормативное, мин;

Топф и Топн – соответственно время оперативное фактическое и нормативное, мин.

 

Задание 1. Обработать наблюдательный лист индивидуальной фотографии рабочего дня по данным таблицы. Рассчитать продолжительность каждого из зафиксированных в наблюдательном листе элементов затрат и потерь рабочего времени. Для этого из текущего времени последующего замера вычесть текущее время предыдущего замера. Провести индексацию зафиксированных в наблюдательном листе затрат и потерь времени.

Таблица 2 - Наблюдательный лист индивидуальной ФРД

Наименование затрат времени Текущее время (ч. мин) Продолжительность, мин Индекс
Начало наблюдения 8.00    
Приход на рабочее место 8.03    
Получение задания и чертежа 8.10    
Ознакомление с заданием и чертежом 8.12    
Получение инструмента в ИРК 8.20    
Установка режущего инструмента 8.23    
Оперативная работы 9.03    
Смена инструмента 9.05    
Уборка стружки и смазка станка 9.12    
Отдых 9.20    
Оперативная работа 10.07    
Уход по личным надобностям 10.18    
Оперативная работа 11.10    
Разговор с мастером (о работе) 11.45    
Получение нового задания 11.55    
Уход на обед 12.00    
Приход с обеда 13.02    
Переустановка режущего инструмента 13.10    
Оперативная работа 14.15    
Отдых 14.20    
Оперативная работа 15.06    
Простой (неисправность станка) 15.28    
Оперативная работа 16.35    
Сдача изделия ОТК 16.40    
Уборка рабочего места 16.50    
Уборка инструмента в шкаф 16.54    
Посторонний разговор со сменщиком и уход с работы 17.00    
ИТОГО х   х

Сгруппировать одноименные затраты и составить фактический баланс рабочего времени (таблица).

2.Составить нормативный баланс рабочего дня. Нормативы: подготовительно-заключительное время на смену – 20 мин, время обслуживания – 5 %, время на отдых и личные надобности – 10 % от оперативного. Сумма всех значений нормативных затрат времени должна составлять продолжительность рабочего дня.

Сопоставить нормативный баланс рабочего дня с фактическим, в результате выявить отклонения фактических затрат времени от нормативных (табл. 3)

3. Рассчитать Кисп, Котп, Кнтд.

4.Определить возможное повышение производительности труда ППТ.

 

Таблица 3 - Фактический баланс рабочего времени

Наименование затрат времени Продолжительность, мин Индекс
Подготовительно-заключительная работа   Тпз
Оперативная работа   Топ
Обслуживание рабочего места   Тобсл
Отдых и личные надобности   Тотд
Простои по организационно-техническим причинам   Тотп
Простои, связанные с нарушением трудовой дисциплины   Тнтд
Итого по балансу   х

 

Таблица 4 - Нормативный и фактический балансы рабочего дня

Индекс затрат времени Затраты времени, мин Отклонения, мин
нормативные фактические излишек недостаток
Тпз        
Топ        
Тобсл        
Тотд        
Тотп        
Тнтд        
Итого        

Задание 2. В механическом цехе в течение одной смены проведенасамофотография рабочего времени. Ей охвачено 250 основных рабочих. В результате обработки полученных данных выявлены следующие суммарные потери рабочего времени (мин) и причины, их вызывающие:

-отсутствие заготовок  
-отсутствие энергии  
-отсутствие инструмента  
-работы не по специальности  

Рассчитать Кпот и Ппт при условии разработки и реализации организационно-технических мероприятий по сокращению всех потерь рабочего времени.

 

Задание 3. В течение смены (8 ч) проводилась маршрутная фотография рабочего времени за группой рабочих из четырех человек. Результаты представлены в таблице. Обработать результаты фотографии, составить фактический баланс рабочего времени в процентах и минутах на 8-часовую смену и рассчитать Кисп и Ппт при условии устранения потерь рабочего времени (норматив Тотд – 6 % от Топ). Данные приведены в таблице:

Рабочий Номер наблюдений
                             
                             
1-й Тпз Тпз Топ Топ Топ Топ Топ Топ Тотд Тобсл Топ Топ Топ Топ Тотд
Тнтд Тнтд Топ Топ Топ Топ Топ Тотд Тобсл Топ Топ Топ Топ Тотп Топт
2-й Тпз Тпз Тобс Тпз Топ Топ Топ Топ Топ Топ Топ Топ Тотд Топ Топ
Топ Топ Топ Топ Топ Топ Топ Тотд Топ Топ Топ Топ Топ Топ Тотд
3-й Тпз Тпз Тпз Топ Топ Топ Топ Топ Топ Тотд Топ Топ Тобсл Топ Топ
Тотп Тотп Топ Топ Топ Топ Топ Топ Тобсл Топ Топ Тотд Топ Топ Тнт
4-й Тпз Тпз Топ Топ Топ Топ Тотд Топ Топ Топ Топ Топ Топ Тотп Топ
Топ Топ Топ Топ Топ Тобсл Топ Топ Топ Топ Топ Топ Топ Топ Топ

 

 

Таблица 5 - Нормативный и фактический балансы рабочего дня

Индекс затрат времени Затраты времени, мин Отклонения, мин
нормативные фактические излишек недостаток
Тпз        
Топ        
Тобсл        
Тотд        
Тотп        
Тнтд        
Итого        

 

Вывод:

Практическое занятие № 4. Анализ загрузки исполнителей, уровня и структуры заработной платы работников участка гуммирования

 

Цель работы: приобретение практических навыков анализа загрузки исполнителей, уровня и структуры заработной платы работников участка гуммирования.

Исходные данные

1. На участке гуммирования(нанесение резиновых полос на металлические конструкции) заняты четыре работника, каждый из которых выполняет соответствующие функции, представленные в табл. 1.

2. В табл. 2 представлены данные, отражающие действующие нормы времени на выполненных работ и фактически отработанное время на участке гуммирования,позволяющие исчислить уровень обоснованности норм и индекс роста производительности труда.

Таблица 1 - Функции, выполняемые работниками участка гуммирования

Фамилия, инициалы Должность Разряд Содержание функций Форма оплаты
1. Чубучин В.И. Бригадир участка   Помогает гуммировать, выполняет транспортные работы с помощью электрокара. Сдельно-премиальная
2. ХаринИ.В. Гуммировщик   Подготовка резиновых заготовок и нанесение их на металлоконструкцию. Сдельно-премиальная
3. Иванова Л.Н. Гуммировщик   Подготовка резиновых заготовок и нанесение их наметаллоконструкцию. Сдельно-премиальная
4. Ильина Н.П. Оператор автоклава   Следит за режимом автоклава при вулканизации покрытий Повременная

 

Таблица 2 - Действующие нормы времени на выполнение работ и фактически отработанное времяна участке гуммирования

 

Месяц Действующие нормы времени, нормо-ч Фактически отработанное время по табелю, ч % выполнения норм Уровень обоснованности норм Индекс роста производительности труда
           
Январь          
Февраль          
Март          
Апрель          
Май          
Июнь          
Июль          
Август          
Сентябрь          
Октябрь          
Ноябрь          
Декабрь          
Итого          

 

3. В табл. 3 приведены данные по размеру оплатытруда работников участка гуммирования по сдельным расценкам с учетом премий и оплаты за совмещение – «заработанного стимулирования» и фактически начисленной заработанной платы за двенадцать месяцев.

Таблица 3 - Оплата труда по сдельным расценкам и фактически начисленная работникам участкагуммирования

    Месяц Оплата по сдельным расценкам с учетом премий и совмещения, р. Фактически начисленная зарплата, р. Коэффициент расхождения «заработанной» и фактически начисленной зарплаты
Январь      
Февраль      
Март      
Апрель      
Май      
Июнь      
Июль      
Август      
Сентябрь      
Октябрь      
Ноябрь      
Декабрь      

4. Исходные данные для анализаструктуры годового фонда оплаты труда гуммировщиков участка представлены в табл. 4.

Таблица 4 - Структура годового фонда оплаты труда гуммировщиков

Элементы фонда оплаты труда гуммировщиков Харин И.В. Иванова Л.Н. Чубучин В.И.
Сумма, р. Уд.вес, % Сумма, р. Уд.вес, % Сумма, р. Уд.вес, %
1. Сдельная оплата         10434,6  
2. Оплата за работу по заказам со стороны           924,3  
3. Аккордная    
4. Оплата по среднему 11294,2  
5. Премия     4055,2   2993,0  
6. Доплата за совмещение            
7. Оплата из фонда начальника цеха            
8. Доплата за «Ветеран»   –   –   –   –    
9. Доплата за бригадирство   –   –   –   –   687,8  
10. Оплата за больничный лист             6067,2  
11. Отпуск     4932,6      
Всего   100,0   100,0   100,0
Зарплата без болнич. листов и отпуска            
Итого ФЗП            

5. Выборка данных по журналу вулканизации показаласледующую загрузку оператора автоклава по месяцам (табл. 5).

Таблица 5 - Загрузка оператора автоклава по месяцам

  Месяцы Загрузка, ч   Месяцы Загрузка, ч   Месяцы Загрузка, ч   Месяцы Загрузка, ч
Январь   Апрель   Июль   Октябрь  
Февраль   Май   Август   Ноябрь  
Март   Июнь   Сентябрь   Декабрь  

Содержание и порядок выполнения работы

1. Провести анализ загрузки исполнителейпроизводительной работой на участке гуммирования, определивуровень обоснованности норм и индекс роста производительности труда.

2. Проанализировать оплатутруда работников участка гуммирования по сдельным расценкам с учетом премий и оплаты за совмещение («заработанную») и фактически начисленную заработную плату, рассчитав соответствующий коэффициент их расхождения.

3. Проанализировать структуру годового фонда оплаты труда гуммировщиков по работникам и участку в целом.

4. Предложить рекомендации по организации труда оператора автоклава, учитывая невысокую его загрузку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: