Текст. Вставьте в текст недостающие фразы из таблицы и у вас получится текст рассуждение. Запишите его.




Ход урока

 

Вводно-мотивационный этап.

Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важную тему – «Рассуждение в разных стилях речи». Для этого повторим понятия «стили речи», «типы речи», разберем схему построения рассуждения, рассмотрим речевые средства связи, а также будем учиться работать с текстами-рассуждениями разных стилей. Будьте внимательны, так как знания, полученные на уроке, вам пригодятся в дальнейшей подготовке к ГИА и ЕГЭ.

2. Повторение ранее изученного материала (Записать в тетрадь для правил) ВЫУЧИТЬ!

Стили речи Типы речи
Ø разговорный Ø книжный -публицистический -научный -официально-деловой -художественный   Ø повествование Ø описание Ø рассуждение

Вопросы для повторения:

1. Что такое стиль речи? (Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения). Какие стили речи вы знаете? Расскажите об их особенностях.

2. Что такое тип речи? (Типы речи – разграничение речи по обобщенному (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение). Какие типы речи вы знаете?

 

3. Изучение нового материала. (Записать в тетрадь для правил) ВЫУЧИТЬ!

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). К тексту рассуждения можно задать вопрос – почему? Разновидности рассуждения - доказательство, объяснение, размышление.

Композиция полного рассуждения.

I. Тезис (то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть).

II. Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения):

1…

2…

3…

III. Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто). В сокращенном рассуждении может отсутствовать тезис или вывод. Они очень близки по смыслу.

Закрепление.

Работа с текстами (по группам).

Прочитайте текст и определите тип речи.

1 группа:

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (описание)

2 группа:

Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперед и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к озеру.

На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Легкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.

Я ничего не понимал. Но вот одна снежинка опустилась рядом со мной. Я осторожно взял ее и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?

За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув на реку, он сказал: “Поденка!” И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.

Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, молча наблюдая за живой метелью. (повествование)

3 группа:

Родина - могучее слово. Родина - для нас всё. Она дала нам жизнь, для неё мы живём. Какой смысл вкладываем мы в это слово? Родина - это вся наша страна, её огромные просторы.

С гордостью сознаём мы, что наша страна самая большая на земле. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.

Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, зелёными лесами, горы обильны полезными рудами. Мы гордимся нашей Родиной. (рассуждение)

 

Работа с текстом № 3.

- Какова тема и основная мысль текста? (Родина; Родина дала нам жизнь, и мы гордимся ею)

-Стиль текста? (публицистический)

Обратимся к схеме сочинения-рассуждения, выделим части, согласно плану, и озаглавим их.

План:

I. Родина - для нас всё.

II. 1. Она дала нам жизнь.

2. Это вся наша страна.

3. Родина- это огромные просторы.

III. Мы гордимся нашей Родиной.

Задание: Перед вами – тезис рассуждения: «Родина для меня это…» Подберите к нему доказательства (индивидуальная работа в тетрадях).

5.2 Речевые средства связи рассуждения. (Записать в тетрадь для правил) ВЫУЧИТЬ!

Для текста рассуждения существуют определенные речевые средства связи.

Работа с опорным конспектом.

Для перехода от тезиса к доказательствам И вот почему… Это можно доказать так (следующим образом)… Докажем это… В этом легко убедиться… Это объясняется следующим…
Связь и последовательность доказательств Во-первых, во-вторых, в третьих, в-четвёртых, наконец, например, к примеру, допустим, предположим, так, значит, следовательно, в общем и др.
Вывод связывается с доказательством Итак, таким образом; поэтому, вот почему. Обобщим всё сказанное выше… Подведём итоги… Сделаем вывод…

Текст. Вставьте в текст недостающие фразы из таблицы и у вас получится текст рассуждение. Запишите его.

Почему слово издалека – наречие?

Слово издалека – наречие…

…оно обозначает признак действия и отвечает на вопрос откуда? Например: приехал (откуда?) издалека.

… слово издалека не изменяется; сколько бы словосочетаний и предложений мы с ним ни составляли, оно остаётся неизменным.

…, пришёл издалека, прислали издалека; Издалека доносится какой-то странный звук.

…, в предложении слово издалека является обстоятельством. Бежит река издалека. Бежит (откуда?) издалека. Издалека – обстоятельство.

…, слово издалека – наречие, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи, а именно…

 

5.3 Работа над сочинением-рассуждением на основе художественного текста. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  1. Какова тема, основная мысль текста? Выделите предмет изображения.
  2. Определите стиль и тип речи.
  3. Составьте план. (если возникли затруднения, то вернитесь к тексту о Родине)

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.

Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

А теперь создаём сочинение по шаблону. Шаблон вам должен помочь написать сочинение.

Слово… Задумываемся ли мы над тем, когда __________________________? В своем рассказе В.А. Осеева говорит о роли __________________________.

Речь человека влияет на поступки других людей. Она может быть как _______________________

___________________________, так и _________________________________. Здесь нельзя не согласиться с ________________________________________. Безусловно, если _________________________________________________________________________________, то _______________________________________________________________. И наоборот, если __________________________________________________________________________________, то _______________________________________________________________.

Я считаю, что _______________________________________________________________________.

Нужно всегда помнить, что слово, которое ты произносишь, ________________________________.

 

6. Проверьте себя. Ответьте на вопросы.

1. Что такое рассуждение? Какова композиция полного рассуждения?

2. Какие речевые средства связи характерны для рассуждения?

3. В каких стилях встречается рассуждение?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: