Ход урока
Вводно-мотивационный этап.
Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важную тему – «Рассуждение в разных стилях речи». Для этого повторим понятия «стили речи», «типы речи», разберем схему построения рассуждения, рассмотрим речевые средства связи, а также будем учиться работать с текстами-рассуждениями разных стилей. Будьте внимательны, так как знания, полученные на уроке, вам пригодятся в дальнейшей подготовке к ГИА и ЕГЭ.
2. Повторение ранее изученного материала (Записать в тетрадь для правил) ВЫУЧИТЬ!
Стили речи | Типы речи |
Ø разговорный Ø книжный -публицистический -научный -официально-деловой -художественный | Ø повествование Ø описание Ø рассуждение |
Вопросы для повторения:
1. Что такое стиль речи? (Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения). Какие стили речи вы знаете? Расскажите об их особенностях.
2. Что такое тип речи? (Типы речи – разграничение речи по обобщенному (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение). Какие типы речи вы знаете?
3. Изучение нового материала. (Записать в тетрадь для правил) ВЫУЧИТЬ!
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). К тексту рассуждения можно задать вопрос – почему? Разновидности рассуждения - доказательство, объяснение, размышление.
Композиция полного рассуждения.
I. Тезис (то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть).
II. Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения):
1…
2…
3…
III. Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто). В сокращенном рассуждении может отсутствовать тезис или вывод. Они очень близки по смыслу.
Закрепление.
Работа с текстами (по группам).
Прочитайте текст и определите тип речи.
1 группа:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (описание)
2 группа:
Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперед и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к озеру.
На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Легкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.
Я ничего не понимал. Но вот одна снежинка опустилась рядом со мной. Я осторожно взял ее и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?
За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув на реку, он сказал: “Поденка!” И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.
Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, молча наблюдая за живой метелью. (повествование)
3 группа:
Родина - могучее слово. Родина - для нас всё. Она дала нам жизнь, для неё мы живём. Какой смысл вкладываем мы в это слово? Родина - это вся наша страна, её огромные просторы.
С гордостью сознаём мы, что наша страна самая большая на земле. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.
Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, зелёными лесами, горы обильны полезными рудами. Мы гордимся нашей Родиной. (рассуждение)
Работа с текстом № 3.
- Какова тема и основная мысль текста? (Родина; Родина дала нам жизнь, и мы гордимся ею)
-Стиль текста? (публицистический)
Обратимся к схеме сочинения-рассуждения, выделим части, согласно плану, и озаглавим их.
План:
I. Родина - для нас всё.
II. 1. Она дала нам жизнь.
2. Это вся наша страна.
3. Родина- это огромные просторы.
III. Мы гордимся нашей Родиной.
Задание: Перед вами – тезис рассуждения: «Родина для меня это…» Подберите к нему доказательства (индивидуальная работа в тетрадях).
5.2 Речевые средства связи рассуждения. (Записать в тетрадь для правил) ВЫУЧИТЬ!
Для текста рассуждения существуют определенные речевые средства связи.
Работа с опорным конспектом.
Для перехода от тезиса к доказательствам | И вот почему… Это можно доказать так (следующим образом)… Докажем это… В этом легко убедиться… Это объясняется следующим… |
Связь и последовательность доказательств | Во-первых, во-вторых, в третьих, в-четвёртых, наконец, например, к примеру, допустим, предположим, так, значит, следовательно, в общем и др. |
Вывод связывается с доказательством | Итак, таким образом; поэтому, вот почему. Обобщим всё сказанное выше… Подведём итоги… Сделаем вывод… |
Текст. Вставьте в текст недостающие фразы из таблицы и у вас получится текст рассуждение. Запишите его.
Почему слово издалека – наречие?
Слово издалека – наречие…
…оно обозначает признак действия и отвечает на вопрос откуда? Например: приехал (откуда?) издалека.
… слово издалека не изменяется; сколько бы словосочетаний и предложений мы с ним ни составляли, оно остаётся неизменным.
…, пришёл издалека, прислали издалека; Издалека доносится какой-то странный звук.
…, в предложении слово издалека является обстоятельством. Бежит река издалека. Бежит (откуда?) издалека. Издалека – обстоятельство.
…, слово издалека – наречие, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи, а именно…
5.3 Работа над сочинением-рассуждением на основе художественного текста. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Какова тема, основная мысль текста? Выделите предмет изображения.
- Определите стиль и тип речи.
- Составьте план. (если возникли затруднения, то вернитесь к тексту о Родине)
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Какую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
А теперь создаём сочинение по шаблону. Шаблон вам должен помочь написать сочинение.
Слово… Задумываемся ли мы над тем, когда __________________________? В своем рассказе В.А. Осеева говорит о роли __________________________.
Речь человека влияет на поступки других людей. Она может быть как _______________________
___________________________, так и _________________________________. Здесь нельзя не согласиться с ________________________________________. Безусловно, если _________________________________________________________________________________, то _______________________________________________________________. И наоборот, если __________________________________________________________________________________, то _______________________________________________________________.
Я считаю, что _______________________________________________________________________.
Нужно всегда помнить, что слово, которое ты произносишь, ________________________________.
6. Проверьте себя. Ответьте на вопросы.
1. Что такое рассуждение? Какова композиция полного рассуждения?
2. Какие речевые средства связи характерны для рассуждения?
3. В каких стилях встречается рассуждение?