Инструктажи по безопасности дорожного движения
автомобильный транспорт относится к группе объектов повышенной опасности. Поэтому автотранспортная организация должна соблюдать определенные правила и требования. В частности, проводить инструктажи водителей. Об особенностях таких инструктажей поговорим в статье.
Что входит в инструктажи
Инструктажи по безопасности дорожного движения (далее — БДД) обязательны для всех водителей. Они нужны, чтобы проинформировать работников:
Важно
Водителя нельзя допускать к работе на линии, если он не прошел инструктаж по БДД — вводный, предрейсовый, сезонный или специальный
- о погодных условиях движения на маршруте;
- местах отдыха и приема пищи, стоянки транспортных средств;
- телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
- причинах и обстоятельствах ДТП, которые происходили раньше с работниками организации;
- маршруте движения транспортного средства;
- правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов (приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7).
Кроме того, водители должны знать, как действовать, если они выбились из графика движения. Указанная информация доводится до водителей во время вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.
Вопросы, которые входят в инструктажи по БДД, приведены в таблице:
Вид инструктажа | Освещаемые вопросы |
Вводный | 1. Общие сведения об организации (размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок). 2. Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств. 3. Правила внутреннего трудового распорядка. 4. Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров. 5. Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. 6. Нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость). 7. Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках. 8. Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП. 9. Документы, необходимые для перевозок пассажиров и (или) грузов |
Предрейсовый | 1. Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения. 2. Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств. 3. Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций. 4. Условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков. 5. Безопасность движения в период каникул учащихся. 6. Информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами. 7. Меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов. 8. Действия водителя при отставании от графика по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам). 9. Особенности посадки, высадки и перевозки инвалидов. 10. Особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей). 11. Особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей) |
Сезонный | 1. Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды. 2. Обеспечение БДД в сложных погодных и дорожных условиях |
Специальный | 1. Оценка ситуации, в связи с которой проводится инструктаж. 2. Руководство к действию для водителя в определенной ситуации |
Не путайте инструктажи по БДД с инструктажами по охране труда. Их проводят независимо друг от друга. Можно объединить, например, вводный инструктаж по БДД с вводным инструктажем по охране труда. Объединенный инструктаж сможет проводить специалист по охране труда, прошедший аттестацию по БДД. Поскольку наличие того и другого вида инструктажей проверяют разные контролирующие органы, результаты этих мероприятий нужно регистрировать в разных журналах.
Кто и когда проводит инструктажи
Вводный инструктаж. Проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.
Вводный инструктаж проводит инженер по безопасности дорожного движения или сотрудник, ответственный за организацию БДД в организации. Результаты инструктажа фиксируются в журнале вводного инструктажа по БДД.
Предрейсовый инструктаж. Проводят перед:
- выездом водителя по маршруту движения впервые;
- перевозкой детей;
- перевозкой опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Шаблоны и образцы
Пример заполнения Журнала приведен по ссылке.
Предрейсовый инструктаж проводится перед началом движения по определенному маршруту, поэтому поручить его лучше сотруднику диспетчерской службы. Результаты инструктажа удобнее фиксировать в Журнале регистрации предрейсового инструктажа по БДД.
Сезонные инструктажи. Проводят со всеми водителями два раза в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
Специальный инструктаж. Нужен, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:
Обратите внимание
Контролировать проведение инструктажей по БДД должен начальник (инженер) службы БДД. Он же разрабатывает инструкции и программы инструктажей
- вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профдеятельность водителей;
- изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
- получена информация о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
- совершен и (или) имеется угроза совершения террористических актов.
Сезонный и специальный инструктаж проводит непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем. Например, сезонные инструктажи лучше проводить в апреле—мае и октябре—ноябре. Результаты инструктажей фиксируют в Журнале регистрации сезонных и специальных инструктажей по БДД.