Методические указания и задания на контрольную работу «Кинематический анализ механизмов» по дисциплине «Теория механизмов и машин»
Омск 2009
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Омский институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО
«Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Кафедра специальных технических дисциплин
И.С. Березин
Методические указания и задания на контрольную работу «Кинематический анализ механизмов» по дисциплине «Теория механизмов и машин»
для студентов, обучающихся по специальности
180403 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Омск 2009
УДК 62-231
ББК 34.41
Б 48
Рецензент:
канд. техн. наук, доцент, профессор АВН Н.В. Закерничная (ОмТИ)
Работа одобрена учебно-методическим советом филиала в качестве методических указаний и заданий к контрольной работе «Кинематический анализ механизмов» по дисциплине «Теория механизмов и машин» для специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Березин, И.С. Кинематический анализ механизмов [Текст]: метод. указания и задания на контрольную работу по дисциплине «Теория механизмов и машин» / И.С. Березин. – Омск: Омский институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2009. – 52 с.
Разработаны методические указания, приведены задания и пример выполнения контрольной работы по дисциплине «Теория механизмов и машин» в соответствии с рабочей программой.
Настоящие методические указания предназначены для студентов специальности 180403 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
|
© И. С. Березин, 2009
© Омский институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................................................................................................... 4
1 Требования к содержанию контрольной работы.. 5
2 Требования к оформлению контрольной работы.. 5
3 Варианты заданий.. 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 11
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Теория механизмов и машин» является общей профессиональной дисциплиной, базируется на курсах теоретическая механика, информатика, математика.
Целью дисциплины является изучение научных основ создания новых машин и механизмов, методов построения, а так же методов их теоретического исследования.
С целью закрепления теоретического материала, приобретения навыков теоретического исследования типовых механизмов, студенты специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» должны выполнить 3 контрольные работы.
Первая контрольная работа посвящена структурному и кинематическому исследованию механизмов. Контрольная работа выполняется по индивидуальному заданию и состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части.
Задачи выполняются согласно варианту задания, помещенного в данных методических указаниях. Номер задания определяется остатком от деления порядкового номера шифра студента на число 14 (количество вариантов). Если величина порядкового номера шифра равна или меньше 14, то в этом случае номер шифра определяет номер задания. Номер варианта берется по последней цифре шифра.
|
Например, шифр студента СМ-08-45, где СМ – судомеханическая специальность, 08 – год поступления в учебное заведение, 45 – порядковый номер шифра. Делим порядковый номер на 14, получаем 3 и 3 в остатке. Это указывает, что номер задания 3, номер варианта 5. Для шифра СМ-08-12 номер задания 12, номер варианта 3, для шифра СМ-08-07 номер задания и варианта совпадают и равны 7.
После оформления контрольная работа сдается преподавателю для проверки и с замечаниями возвращаются студенту. После исправления замечаний работа хранится у студента до предъявления ее на зачете.
Требования к содержанию контрольной работы
При выполнении контрольной работы необходимо провести кинематический анализ плоского рычажного механизма методом планов, для чего по заданной схеме механизма требуется:
1. провести структурный анализ;
2. построить планы скоростей и ускорений для двух положений механизма: для положения, определенного углом α; для одного из крайних (мертвых) положений;
3. определить угловые скорости и ускорения всех звеньев по величине и по направлению.
Порядок проведения кинематического анализа определяется формулой строения механизма, т.е. от первичного механизма к группам Ассура.
Планы скоростей и ускорений строятся с помощью векторных уравнений. При построении планов использовать следующие основные свойства планов скоростей и ускорений:
1. векторы абсолютных скоростей и ускорений направлены из полюса;
2. векторы относительных скоростей и ускорений соединяют концы векторов абсолютных скоростей и ускорений;
3. точки, скорости и ускорения которых равны 0, расположены в полюсе;
4. векторы относительных скоростей и ускорений образуют на соответствующих планах фигуры, подобные жесткому контуру на кинематической схеме механизма;
5. с помощью планов скоростей и ускорений можно определять величину и направление угловых скоростей и ускорений звеньев.