Сущность и составляющие совокупного предложения




Тема: Совокупный спрос. Совокупное предложение

Рассматриваемые вопросы

1.Сущность и составляющие совокупного спроса.

2.Сущность и составляющие совокупного предложения

 

Сущность и составляющие совокупного спроса.

 

Совокупный спросэто объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях)Модель совокупного спроса графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует зависимость между объемом покупаемого реального ВВП и уровнем цен.

 

Рис.1 – Кривая совокупного предложения

 

Состав совокупного спроса – это сумма четырех слагаемых, которые включаются в основное макроэкономическое тождество:

ВВП = C + I + G + (X – M),

где C – личные потребительские расходы;

I – валовые частные внутренние инвестиции;

G – государственные закупки;

(X – M) – чистый экспорт.

На динамику ВВП влияют ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относятся: общий уровень цен, количество денег в обращении, скорость обращения денежных единиц, эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Иными словами, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, которые приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. При этом предполагается, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок, а предпринимателям требуется больше денег на выплату зарплаты.

Таким образом, более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги и повышает процентную ставку, что вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства населения проявляется в том, что при более высоком уровне цен снижается реальная покупательная способность накопленных финансовых активов (облигации, срочные счета). В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен покупательная способность накопленных финансовых активов возрастет и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок связан с тем, что объемы импорта и экспорта страны зависят от соотношения цен в данной стране и за границей. При прочих равных условиях, повышение уровня цен в данной стране вызовет увеличение импорта и сокращение экспорта. Таким образом, при повышении уровня цен в стране эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, уменьшение уровня цен в данной стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и, следовательно, увеличению чистого экспорта в совокупном спросе.

Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме совокупного спроса и графически выражается движением вдоль кривой AD.

К неценовым факторам относят изменения в потребительских, инвестиционных, государственных затратах и расходах на чистый объем экспорта. Например:

· благосостояние потребителей;

· ожидания потребителей;

· задолженность потребителей;

· налоги;

· процентные ставки;

· субсидии и льготные кредиты инвесторам;

· колебания валютных курсов;

· избыточные мощности и другие факторы.

Неценовые факторы вызывают изменение в совокупном спросе, сдвигая кривую AD влево или вправо. Резкие изменения совокупного спроса называются шоками спроса.

 

Сущность и составляющие совокупного предложения

Совокупное предложение — реальный объем производства в экономике (ВВП), который производители готовы и способны предложить при каждом возможном уровне цен.

. Обычно кривая совокупного предложения представляется в виде трех отрезков, отражающих зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Эту зависимость можно показать графически.

На графике AS можно выделить три отрезка: I — горизон­тальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный, отрезок.

Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.

Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.

Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.

 

Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях. Но когда эти условия (их называют неценовыми факторами совокупного предложения) изменяются, происходит смещение кривой совокупного предложения. К неценовым факторам совокупного предложения относят:

• изменение цен на ресурсы:

– внутренние ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности);

– внешние (импортные) ресурсы;

– господство на рынке;

• изменения в производительности труда;

• изменения правовых норм:

– налоги с предприятий и субсидии;

– государственное регулирование.

Когда один или несколько факторов изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.

Смещение кривой от AS1 к AS2 на рис. 12.4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что будет производиться больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен

 

 

Рис.3 – Изменение в величине совокупного предложения

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой понятие «совокупный спрос»?

2.Укажите составляющие совокупного спроса.

3.Что представляют собой ценовые факторы, влияющие на величину совокупного спроса?

4.Какие неценовые факторы влияют на изменение совокупного спроса?

5.Что представляет собой понятие «совокупное предложение»?

6.Укажите отличительные особенности кейнсианского и классического подхода к анализу совокупного предложения.

7.Что представляют собой ценовые факторы, влияющие на величину совокупного предложения?

8.Какие неценовые факторы влияют на изменение совокупного спроса?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: