Как можно продлить периоды работоспособности.




Невнимательный ребенок. Как помочь?

 

Семинар для родителей и учителей

 

(раздаточный материал)

 

1. Понятие произвольности.

Произвольное поведение рассматривается как поведение свободное, то есть построенное субъектом по собственным правилам, в то же время согласующееся с принятыми в обществе нормами.

 

2. Три функциональных блока мозга.

3.

 
 

Энергетический блок мозга.

· Отвечает за поддержание оптимального тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности.

· Осуществляет модуляцию сенсорных потоков.

 

Обеспечивает общий активационный фон, на котором осуществляются все психические функции. Имеет непосредственное отношение к процессам внимания (общего, селективного), а также сознания в целом. Связан с процессами памяти (разномодальной). Является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов.

 

4. Источники постоянного тонуса:

 

Постоянный приток информации из внешнего мира через рецепторы (чем больше ощущений — тем выше тонус).

Импульсы от внутренних органов и обменных процессов организма (чем здоровее тело — тем выше тонус).

Нисходящие активирующие связи. Сложные активирующие замыслы и потребности.

5. Уязвимости энергетического блока:

Очень уязвим к разного рода неблагополучию в перинатальный период.

Дисфункция стволовых структур требует комплексной поддержки.

 

6. Общие принципы коррекции дисфункций первого блока:

· Укрепление НС, закаливание.

· Медикаментозное лечение

7. Особенности работоспособности ребенка со слабостью первого блока.

 

Произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Далее 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха, пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. В период «отдыха» мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его деятельности.

 

Как можно продлить периоды работоспособности.

 

· Использование балансировочного спортивного оборудования.

· Использование утяжеленного снаряжения. Утяжеление можно использовать во время выполнения уроков.

· Поощрение к перемещению ребенком посильных тяжестей.

· Предлагать ребенку твердую пищу, которую необходимо грызть (сырые овощи и фрукты, сухофрукты, сухарики), в том числе, в перерывах во время выполнения уроков.

9. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

Аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий.

«Сознательная деятельность человека только начинается с получения и переработки информации, она кончается формированием намерений, выработкой соответствующей программы действий и осуществлением этих программ во внешних (двигательных) или внутренних (умственных) актах». А.Р. Лурия

 

10. Функции третьего блока:

 

· Создание и удержание намерения.

· Сохранение сложных программ действий.

· Оттормаживание не соответствующих программам импульсы.

· Регулирование деятельности, подчиненной этим программам.

· Создание высших смыслов человеческой деятельности.

 

 

11. Особенности третьего блока:

 

l Выходит «на сцену» в старшем дошкольном возрасте.

l Созревает позже всех остальных структур.

· Связан с речевой регуляцией, которая замещает собой более простую эмоциональную.

· Подвержен значительному влиянию разного рода неблагоприятных факторов от биологических до социальных

 

12. Общие принципы укрепления третьего блока:

 

· Укрепление функций первого ФБМ.

· Организация четкого режима труда и отдыха.

· Регламентация, введение программ в каждый вид деятельности ребенка.

· Разграничение функциональных зон в комнате ребенка.

· Единый стиль воспитания.

 

13. Нейропсихологические синдромы, проявляющиеся нарушениями внимания:

Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований мозга:

· истощаемость,

· «общемозговые синдромы»

 

Нуждается в удовлетворении соматических потребностей, соблюдении режима труда и отдыха, двигательного режима и режима питания.

 

Синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга:

· нестойкость интересов,

· нечувствительность к наказаниям и поощрениям,

· инертность, стереотипность,

· повышенная откликаемость и отвлекаемость.

 

Нуждается в привлечении жестких внешних опор, организующей и регламентирующей роли взрослого с постепенным сокращением его присутствия.

 

Синдром функциональной дефицитарности базальных ядер мозга:

· неуправляемость,

· эмоциональная лабильность

· тики, гримасничание.

· хорошо развитая речь.

 

Нуждается в выстраивании поведения с минимальной опорой на речь и максимальным привлечением двигательных, изобразительных, паралингвистических средств.

 

Памятка по созданию специальных условий для выполнения уроков:

· выполнять примерно в одно и то же время,

· приступать к урокам после того, как ребенок отдохнет,

· выполнению уроков не должны предшествовать излишне возбуждающие виды времяпровождения (электронные игры, просмотр телевизора),

· распределение нагрузки необходимо соотносить с периодами работоспособности ребенка, интенсивное напряжение 12-15 минут перемежать с 3-5 минутным отдыхом,

· во время работы по одному предмету, на столе не должно быть ничего лишнего,

· взрослый предоставляет ребенку возможность контролировать процесс выполнения уроков (заводит будильник, показывает время на часах, предлагает проговорить последовательность работы и т. д.),

· взрослый постепенно сокращает свое участие в этом процессе, сохраняя видимость внешнего контроля,

· активно использует поощрение, в том числе накопительное, не выдает награду, если ребенок не выполнил свою часть обязательств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: