Невнимательный ребенок. Как помочь?
Семинар для родителей и учителей
(раздаточный материал)
1. Понятие произвольности.
Произвольное поведение рассматривается как поведение свободное, то есть построенное субъектом по собственным правилам, в то же время согласующееся с принятыми в обществе нормами.
2. Три функциональных блока мозга.
3.
Энергетический блок мозга.
· Отвечает за поддержание оптимального тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности.
· Осуществляет модуляцию сенсорных потоков.
Обеспечивает общий активационный фон, на котором осуществляются все психические функции. Имеет непосредственное отношение к процессам внимания (общего, селективного), а также сознания в целом. Связан с процессами памяти (разномодальной). Является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов.
4. Источники постоянного тонуса:
Постоянный приток информации из внешнего мира через рецепторы (чем больше ощущений — тем выше тонус).
Импульсы от внутренних органов и обменных процессов организма (чем здоровее тело — тем выше тонус).
Нисходящие активирующие связи. Сложные активирующие замыслы и потребности.
5. Уязвимости энергетического блока:
Очень уязвим к разного рода неблагополучию в перинатальный период.
Дисфункция стволовых структур требует комплексной поддержки.
6. Общие принципы коррекции дисфункций первого блока:
· Укрепление НС, закаливание.
· Медикаментозное лечение
7. Особенности работоспособности ребенка со слабостью первого блока.
Произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Далее 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха, пока не наступает полное истощение. Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. В период «отдыха» мозга ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, что были какие-то перерывы в его деятельности.
Как можно продлить периоды работоспособности.
· Использование балансировочного спортивного оборудования.
· Использование утяжеленного снаряжения. Утяжеление можно использовать во время выполнения уроков.
· Поощрение к перемещению ребенком посильных тяжестей.
· Предлагать ребенку твердую пищу, которую необходимо грызть (сырые овощи и фрукты, сухофрукты, сухарики), в том числе, в перерывах во время выполнения уроков.
9. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
Аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий.
«Сознательная деятельность человека только начинается с получения и переработки информации, она кончается формированием намерений, выработкой соответствующей программы действий и осуществлением этих программ во внешних (двигательных) или внутренних (умственных) актах». А.Р. Лурия
10. Функции третьего блока:
· Создание и удержание намерения.
· Сохранение сложных программ действий.
· Оттормаживание не соответствующих программам импульсы.
· Регулирование деятельности, подчиненной этим программам.
· Создание высших смыслов человеческой деятельности.
11. Особенности третьего блока:
l Выходит «на сцену» в старшем дошкольном возрасте.
l Созревает позже всех остальных структур.
· Связан с речевой регуляцией, которая замещает собой более простую эмоциональную.
· Подвержен значительному влиянию разного рода неблагоприятных факторов от биологических до социальных
12. Общие принципы укрепления третьего блока:
· Укрепление функций первого ФБМ.
· Организация четкого режима труда и отдыха.
· Регламентация, введение программ в каждый вид деятельности ребенка.
· Разграничение функциональных зон в комнате ребенка.
· Единый стиль воспитания.
13. Нейропсихологические синдромы, проявляющиеся нарушениями внимания:
Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований мозга:
· истощаемость,
· «общемозговые синдромы»
Нуждается в удовлетворении соматических потребностей, соблюдении режима труда и отдыха, двигательного режима и режима питания.
Синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга:
· нестойкость интересов,
· нечувствительность к наказаниям и поощрениям,
· инертность, стереотипность,
· повышенная откликаемость и отвлекаемость.
Нуждается в привлечении жестких внешних опор, организующей и регламентирующей роли взрослого с постепенным сокращением его присутствия.
Синдром функциональной дефицитарности базальных ядер мозга:
· неуправляемость,
· эмоциональная лабильность
· тики, гримасничание.
· хорошо развитая речь.
Нуждается в выстраивании поведения с минимальной опорой на речь и максимальным привлечением двигательных, изобразительных, паралингвистических средств.
Памятка по созданию специальных условий для выполнения уроков:
· выполнять примерно в одно и то же время,
· приступать к урокам после того, как ребенок отдохнет,
· выполнению уроков не должны предшествовать излишне возбуждающие виды времяпровождения (электронные игры, просмотр телевизора),
· распределение нагрузки необходимо соотносить с периодами работоспособности ребенка, интенсивное напряжение 12-15 минут перемежать с 3-5 минутным отдыхом,
· во время работы по одному предмету, на столе не должно быть ничего лишнего,
· взрослый предоставляет ребенку возможность контролировать процесс выполнения уроков (заводит будильник, показывает время на часах, предлагает проговорить последовательность работы и т. д.),
· взрослый постепенно сокращает свое участие в этом процессе, сохраняя видимость внешнего контроля,
· активно использует поощрение, в том числе накопительное, не выдает награду, если ребенок не выполнил свою часть обязательств.