25.12.2020
Русский язык. Занятие №30 Группа 23
Преподаватель: Вильчинская Оксана Леонидовна
Форма отчетности: фотоотчет на e-mail zakon581@gmail.com
Тема: УРР№ 4 Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его преобразования. Межфразовая часть.
Цель урока: повысить уровень осмысления языковых единиц и эффективность освоения программного материала, - обобщить и систематизировать знания студентов о типах и стилях речи.
Ход занятия
Задание № 1: составить конспект.
Текст – это последовательное сочетание предложений и слов, которое образует законченное сообщение.
Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.
Признаки текста:
- Текст — это высказывание на определённую тему;
- В тексте реализуется основная мысль говорящего;
- Предложения логически связаны между собой;
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Ребята, а какие вы знаете стили и типы речи? Учащиеся называют.
Литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей.
Стили речи – разговорный и книжный (научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы)
Научный стиль:
Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
Функции (зачем?)
Сообщение, научное объяснение
Основные стилевые особенности
Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности
Основные языковые средства
Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.);
абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат);
слова в прямом значении;
широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.);
значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того);
сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
Жанры
Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция
Официально-деловой стиль
Основные языковые средства
Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка);
канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий);
языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения);
сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.);
значительные по объему сложные и осложненные предложения
Жанры
Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги
Публицистический стиль
Сфера применения (где?)
Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
Функции (зачем?)
Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
Основные стилевые особенности
Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);
логичность;
открытая оценочность и эмоциональность;
призывность;
сочетание экспрессивности и стандарта
Основные языковые средства
Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел);
экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);
изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)
Жанры
Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)
Художественный стиль
Сфера применения (где?)
Художественная литература
Функции (зачем?)
Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)
Основные стилевые особенности
Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность
Основные языковые средства
Слова в переносном значении;
изобразительно-выразительные средства языка;
использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов
Жанры
Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение
Разговорный стиль
Сфера применения (где?)
Бытовая (неофициальная обстановка)
Функции (зачем?)
Непосредственное бытовое общение;
обмен информацией по бытовым вопросам
Основные стилевые особенности
Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность
Основные языковые средства
Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы!— Вы в кино?— Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!);
отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами
Жанры
Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма