технологии проведения общероссийского голосования по поправке к Конституции от обычных электоральных процедур (выборов) в РФ




КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н ЫЙ К О М И Т Е Т

Отдел по ПРОВЕДЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ кампаний

Основные отличия

технологии проведения общероссийского голосования по поправке к Конституции от обычных электоральных процедур (выборов) в РФ

1. Данное голосование не регулируется 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и другими законами и нормативными актами, регламентирующими порядок проведения выборов и референдумов в РФ.

Основу нормативно-правовой базы по проведению общероссийского голосования составляют Постановление ЦИК от 02 июня 2020 г. «О внесении изменения в Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» (изложен в действующей версии, далее – «Порядок») https://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/46339/ и Постановление ЦИК от 02 июня 2020 г. «О внесении изменения в Инструкцию по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» https://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/46346/ (далее – Инструкция).

При этом, при проведении общероссийского голосования применяются отдельные статьи 67-ФЗ и других законов о выборах, нормы которых работают в двух аспектах:

1) когда указанные выше Порядок и Инструкция прямо ссылаются на соответствующие статьи закона;

2) в части общих норм работы избирательных комиссий, которые никак не регулируются Порядком. Здесь Закон Российской Федерации о поправке к Конституции даёт стандартные полномочия избирательным комиссиям, а эти стандартные полномочия описаны в 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…».

Общий дух указанных выше постановлений, регламентирующих проведение общероссийского голосования можно охарактеризовать тремя тезисами:

1.1. Часть самых базовых аспектов избирательного права перенесены из законов о выборах в данный Порядок и Инструкцию.

1.2. Однако в Порядке и других документах, регулирующих общероссийское голосование, всё изложено предельно кратко и общо и многие важные гарантии избирательных прав просто «потеряны».

1.3. По ряду позиций произошло существенное изменение порядка голосования, наиболее важные изменения отражены ниже.

2. В работе участковых избирательных комиссий не будут принимать участие члены УИК с правом совещательного голоса, а правом выдвижения наблюдателей обладает только Общественная палата г. Москвы. При этом в территориальных и других вышестоящих комиссиях продолжают работать члены комиссий с правом совещательного голоса (но не наблюдатели!) от партий и кандидатов, выигравших ранее выборы на этой территории. Члены любых комиссий с правом решающего голоса продолжают свою работу в обычном режиме (п. 2.8 и 3.1 Порядка).

3. В двух регионах – г. Москве и Нижегородской области применяется Дистанционное электронное голосование. Избиратель может голосовать обычным способом, либо через интернет.

4. Порядок не предусматривает внесения паспортных данных избирателя в списки участников голосования при получении им бюллетеня (п. 8.7 Порядка). В большинстве случаев паспортные данные будут заранее впечатаны в список участников голосования (п. 1.8 Инструкции). Это существенно упрощает голосование за неголосующих граждан иными лицами и существенно усложняет контроль паспортов голосующих наблюдателями и независимыми членами УИК.

5. Списки участников голосования передаются в УИКи очень поздно, вечером накануне голосования. П. 2.18 Инструкции гласит: «не позднее 24 июня, либо дня, предшествующего дню голосования ». Это резко сокращает возможности проверить адекватность составления списков участников голосования.

6. При применении механизма «мобильный избиратель» (голосование по месту нахождения) реестр участников голосования, открепившихся от данного УИК, не формируется. Вместо этого, в основном списке участников голосования эти избиратели отображаются в режиме зачёркивания (п. 2.17 Инструкции). Отсутствие реестров открепившихся избирателей по каждому УИК делает и без того трудную задачу проверки совпадения множеств открепившихся и прикрепившихся избирателей (в целом, по стране) совершенно нерешаемой.

7. Несмотря на дату голосования 1 июля, реально голосование будет проходить по всей стране 7 дней: с 25 июня по 1 июля включительно. Это касается всех форм голосования: голосование избирателя в УИК по месту прописки, в УИК по месту нахождения, голосование на дому (вне помещения для голосования).

8. Голосование на придомовых территориях и в прочих «пригодных местах» (п. 10.6 Порядка) может проводиться только после решения МГИК, разрешающего эту форму голосования или делегирующего полномочия разрешать такую форму голосования ТИКам. Такого решения на 25.06.2020 принято МГИК не было. Однако, по факту в ряде УИК готовятся выписки для такого голосования на предприятиях г. Москвы. До решения МГИК такая форма голосования является незаконной.

9. Голосование до дня голосования в УИКе проводится в стационарный ящик для голосования, а голосование на дому – в переносной ящик.

10. Число переносных ящиков для голосования, которые могут использоваться на каждом участке, определяется решением ТИК.

11. По окончании каждого дня (25-30 июня), комиссия помещает бюллетени, опущенные в этот день избирателями в переносные и стационарные ящики для голосования, в специальные сейф-пакеты. Каждый сейф-пакет опечатывается печатью и хранится в сейфе комиссии. Для каждого сейф-пакета составляется отдельный акт о числе бюллетеней, помещённых в него. Сейф-пакеты не вскрываются до начала подсчета голосов участников голосования (п. 10.8 Порядка).

12. Бюллетени, которыми избиратели голосовали 25-30 июня, перед началом голосования 1 июля не опускаются в стационарный ящик для голосования в УИК (или КОИБ при его использовании), как на выборах это происходит с бюллетенями граждан, голосующих досрочно. Вместо этого бюллетени из сейф-пакетов будут учтены и подсчитаны в начале подсчёта голосов таким же способом, как обычно подсчитывают бюллетени граждан, голосовавших на дому (п. 8.3 Порядка). В случае использования КОИБа их вводят в него после завершения голосования в режиме «Переносной».

13. Для голосования вне помещения для голосования не требуются (в отличие от выборов!) уважительные причины. Это может быть использовано 25-30 июня для организации голосования на предприятиях во время рабочей смены.

14. Расширена возможность подачи заявок на голосование вне помещения для голосования. Теперь, кроме традиционных способов, такую заявку можно подать через сайт Госуслуги. Кроме того, время подачи заявок традиционным способом в день голосования продлено до 17.00 (п. 9.2. и 9.4 Порядка).

15. Разрешено ведение реестра заявок на голосование вне помещения для голосования в электронном виде, без бумажной версии (п. 9.2 Порядка).

16. Порядок не предусматривает наличие у выездной группы выписки из реестра (реестра) заявок на голосование вне помещения для голосования, на основании которого происходит голосование вне помещения в ходе выборов. Также в Порядке отсутствует норма о составлении по итогам голосования вне помещения для голосования протокола или акта об итогах такого голосования. Это резко расширяет возможности бесконтрольного голосования избирателей «вне помещения для голосования» (прежде всего, на рабочих местах!) и занесения таких избирателей в реестр надомного голосования «задним числом».

17. При организации подсчёта бюллетеней отсутствует прямая норма, что подсчёт проводится непрерывно. Отсутствуют гарантии доступа наблюдателей к местам проведения подсчёта голосов (гарантируется лишь «полный обзор») (п. 11.6 Порядка).

18. Итоговый протокол УИК имеет крайне урезанный формат, всего 6 строк: число участников голосования, включенных в список на момент окончания голосования; число бюллетеней, выданных участникам голосования; число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования; число недействительных бюллетеней; число голосов, поданных по позиции «Да»; число голосов, поданных по позиции «Нет» (п. 11.1 Порядка). Также присутствует строка «число поданных жалоб», не имеющая номера.

 

 

Материал подготовил:

Волков Н.Ю., зам. зав. Отделом ЦК КПРФ

Отв. за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: