Преподобный Антоний Великий:
Жизнеописательное:
«како угодити Господеви» (1Кор. 7, 32)-Мироотреченое подвижничество посвящено именно этому деланию(Отрешению от мира, пост, молитва, бдения и подвиги) с ревностию что высказывает в своем послании Апостол Павел данными словами/Стр10.
«не аз, но благодать, яже со мною» (1Кор. 15, 10)- Лишь с Богом мы спасаемся, и поэтому требуется подвижинику усердно потрудится на Ниве Христовой и просить Бога о помощи(Царство Божие силою берется) Ибо как говорится в поговорке без Бога не до порога/Стр12.
Наставление:
1.«ибо недостойны страсти нынешняго времене, к хотящей славе явитися в нас» (Римл. 8, 18)-Вся похоть и страсти недостойные того что пред уготовал Бог любящим его в Царствии Небесном/стр16
5. «всякому избравшему благое, Бог содействует во благое» (Римл. 8, 28)- Бог помогает во всяком благом душеполезном и добром деле. Если мы приложим усилие Бог нам в этом будет содействовать-промышлять нам на пользу.
«по вся дни умираю» (1Кор. 15, 31)-Дабы держать себя в узде от греховной похоти и страстей нужно хранить в уме память смертную-Ибо кто помнит о смерти во век не согрешит, поскольку неизвестно сколько еще человек проживет на белом свете прежде чем отойдет на встречу с Отцом Небесным. Поэтому если мы будем помнить о смерти, то приложим усилие дабы отрезвлять свой ум от похоти и сладости порока, и хранить себя в добромыслии и доброделании/стр 18.
9. «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12)- При толковании этого отрывка святой преподобный говорит о борьбе духовной выражая главных противников с ком ведется брань – служители Божии, отпавшие Ангелы –демоны, бесы и тд.Говорит о том что они имеют иерархию как и ангелы имеют по возрастанию. Что они строют против козни, поэтому нужно отгонять помыслы которые наводят на нас враги/Стр 19.
|
10. «рассуждения духовом» (1Кор. 12, 10)-Требуется молитва и подвижничество на духовной борьбе дабы Господь Духом Своим Святым открыл нам свет Просвещения чтобы,своим разумением мы могли предостерегаться и заботяться о нашем духовном состоянии. Поэтому необходимо просить у Бога помощи в духовной борьбе дабы отвергнуть напасть диавольскую на нас.
«не неразумеваем бо умышлений его» (2Кор. 2, 11)- поскольку мы не знаем какие нам приготовили ловушки лукавые духи, мы должны предостерегаться, прося помощи Божией, и если видим что брат падает в их ловушку мы должны прикрыть его и помочь ему главное при этом не пасть самим/стр 20
13.: «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26)-Данный стих содержит душеполезную мудрость и средство предостережения в том, чтобы человек когда в чем то согрешил против другого или претерпевая невзгоды ---обиду на человека, не наделал еще хуже греха. Призыв к примирению и покаянию к исправлению в том что совершается. Дабы не весь день и ночь быть злым или в греховном сладострастии, а чтобы за несколько часов человек образумился помирившись с другим или бросил злой поступок осознав что это неправильно, так поступать нельзя и впредь не согрешал/cтр 21.
14. «себе искушайте» (2Кор. 13, 5)-Необходимо ежедневно контролировать себя и следить за собой дабы сохранить себя на правильном пути стремлению ко Христу.
|
«дондеже приидет Господь» (1Кор. 4, 5)-необходимо хранить себя и даже если согрешили, ибо Бог видит каждое наше произволение, чтобы дальнейшем суд Господень грядущий в жизни вечной не стал для нас судом страшным.
«носить тяготы друг друга» (Гал. 6, 2)-Если будем исполнять данное наставление, сострадательны и с уважением и любовью относится к ближним нашим, будем потихоньку исполнять заповедь Господню –Возлюби ближнего своего как самого себя, этим сможем друг другу что то восполнить в нашем сердце. Ибо каждое благое дело Бог содействует ко спасению для нас/стр22.
17.«умерщвлять тело свое и порабощать» (1Кор. 9, 27)- Если ы будем возогревать с рвением следование по Заповедям с трудами покаяния обуздывая свое тело от похоти и хотения страсти мы сможем возвести себя в первобытное состояние в котором находились наши святые прародители до грехоподения- достигнем Обожения/стр23.
18. «не упивайтеся вином, в немже есть блуд»(Эф.5,18)-Cвятой преподобный Антоний Великий говорит что в теле человека существует три вида плотского движения. 1 из которых есть естественный которое не приводит ничего плотского без согласия души, а только дает ощущение что есть в теле. А вот второй вид из за неправильного питания, перенасыщения вызывает внутри человека возгорание –брань которая склонит человека к нечистым сладострастиям и мечтаниям. Поэтому предрек апостол не упиваться вином, все необходимо в меру. Мне все дозволено но не все полезно. Мне все дозволено, но ничто не должно обладать мною.
|
«умерщвляю тело мое и порабощаю» (1Кор. 9, 27)-те кто встали на путь подвижничества и возревновали путь чистоты в монашестве должны умервщлять свою плоть не раслабляться на пути духовной борьбы, поскольку существует третье движение о котором говорит святой Антоний это движение от злых духов. Ибо они искушают и стараются ослабить подвижников, уклонив их с лестницы добродетели вниз в падение/стр 24.
22., «не пощадил» (Римл. 8, 32)-здесь выражает святой преподобный смысл о том что Господь пришел ради нас и нашего спасения. Именно Он устроил нам спасение воплотившись от Пресвятой Богородицы спас нас от греха и исцелил нас от душевных болезней тем самым. И если мы будем содержать это в памяти то сможем хоть маленькими шагами стремится к Богу к добру ко спасению. Молясь и призывая его помощь.
«мы есмы овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот» (2Кор. 2, 16).-кто не воспримит и с усердной готовностью востанет против греха тот в пришествие Господне будет самоосужден. А кто воспримет тому Господь дарует блага- Царстиве Небесное/стр 26.
27. «неприяхом духа работы в боязнь, но Духа сыноположения, о Нем же вопием: Авва Отче!» (Римл. 8, 15)-лишь принявшие в жизнь свою благодать Божию познают Духа Святого его действие на жизнь и тем самым приняв Истину-Господа в сердце Свое преобразят себя и мир, так же преподобный говорит что именно таким будет глас их к Богу/стр28
ибо без чистоты никто не может узреть Бога (Евр. 12, 14) - нужно иметь покаяние и очищение о своих грехах дабы почувстовать на себе Длань Божию, узрев свет Христов который просвещает. Ибо смрад греховный отгоняет Благодать Божию/стр 28.
35. «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15, 22)-Лишь в Боге можно найти отпор против страстей и зла ибо только в Господе наше спасение. И упования на Него и спасуся им. Бог должен стать для нас жизнью, поэтому надо не огорчать Отца Небесного, а стремится с Его помощью достичь Спасения/стр 31.
«имущие образ благочестия, силы же его отвергшиися» (2Тим. 3, 5).-необходимо уповать на милость Божию и просить помощи у Бога поскольку сам человек не может спастись. Даже если мы имеем образ Благочестия без Бога, мы ничто не сможем сделать. Поскольку человек своими силами спастись не может а только в соработничистве с Богом/стр 31.
37. «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 27, 28)-приняв Крещение мы получаем Благодать Святого Духа –которая является залогом наследия Вечного Царства Небесного. Мы теперь являемся рабами Христовыми и должны стремится жить во Христе/стр 32.
41. «совершенных есть твердая пища» (Евр. 5, 14)- необходима молитва дабы Бог дал благодать ясно видеть и рассуждать что есть добро а что зло, дабы подготовив тщательным подвигом чувства свои смогли принять все что несомненно является полезным а чужеродное дьявольское или человеческое отвергли/35стр.
«да даст вам Бог духа премудрости и разума, просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, яко есть упование звания вашего и кое богатство славы достояния вашего и кое богатство славы достояния Его во святых» (Еф. 1. 17, 18).-здесь говорится о том что Господь дарует то что намного выше того тленного и скверного что предлагают нам дьявол и его приспешники. Получив богатство разумения мы сможем видеть то что предуготовано нам в жизни Вечной, уже в земной жизни если стремится к Наследию Царства Небесного правильно живя во Христе, следуя за Ним по правильному пути, можно обрести уже блаженство на земле. Ибо приняв и ощутив действительно прикосновение Бога человек никогда не захочет его променять/стр 36.
«Духа не угашайте, пророчествия не уничижайте» (1Сол. 5. 19, 20).- если вы вступили на путь совершенства необходимо не смотреть на тех кто своим желанием лишь поддается а учится лишь духовной жизни. Поскольку мирской разговор по желанием есть суета что не полезно порою, и может разжечь распалить внутри человека либо обиду, либо злость или разногласие. Порою необходимо поговорить о душеполезном чем о простом суетном/стр 37.
«тако тецыте, да постигнете, – и говорит притом: умерщвляю тело мое и порабощаю» (1Кор. 9, 27)-выражая идею апостола Павла святой Антоний настаивает на том чтобы проходить путь подвижничества в стойком состоянии, а не с небрежением, расслаблением и леностью, поскольку леность приводит к плохим последствиям. Поэтому необходимо следить за собой со вниманием, и тем более заниматься подвигами со рвением стремится ко Христу прося у Бога помощи!
«подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее соблюдается мне венец правды» (2Тим. 4, 7. 8)-Пока мы имеем время на спасение и изменения своей жизни на нашем земном пути лучше подвизаться и стремится в этом, изменяя себя во благо, не на кого не роптать не обижаться и смиряться дабы достичь Царствия Небесного с помощью Божиею/39 стр.
«Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Иоан. 2, 12–14).- Душа проходит небольшой период три возраста как говорит святой преподобный отец Антоний, Юность, мужество и старость и поэтому по этому возрастанию человеку существует возрастание духовное на пути жизни с Богом. –начало веры, преуспевание в вере и Совершенство. Начало веры есть верование, рождение во Христе отпущение в Нем грехов посредством Крещения. И вот все что пишется в цитате святого Иоанна из его соборного послания это признаки состояния как среднего как юношества и как совершенства/стр 40
«совершенных же есть твердая пища, имущих чувствия обученна долгим учением, в разсуждении добра же и зла» (Евр. 5, 14)-лишь совершенных враг не может обольстить тех верных которые со вниманием и рвением относятся к своей духовной жизни и в делах веры и добродетели. А те кто раслабленные или нерадивые или не относящиеся с добрым вниманием могут ввестись в сети Диавола. Он прельщает их души введя в обман слушая его прилагаясь его насланными помыслами его служителей. Очаровывает он их привлекательностью греха видимостью. Попадая на эту затравку он их уловляет как ловец рыболов ловит свой улов. Он берет их в плен тем самым. Поэтому те кто пребывали в монашестве или христиане в детстве не научились науке чистоты как говорит святой Антоний, они сами не захотели слышать неизглаголанных глагол сладости истины. Правильной пищей душеполезной, презирая словам отцов своих последовали желанием сердца и поэтому духи злобы поднебесной взяли на них верх. Ибо когда ты угождаешь своей плоти своему хотения «я хочу»-мать пороков гордыня берет на себя верх и за ней душегубители страсти проникают в сердце каждого человека который сам его приоткрывает сладости порока. Именно поэтому как выражает святой Антоний такие будут как юродьевые девы что неразумно тратят драгоценное время свой жизни, не обуздывая плоть не хранят свой взор чистым от похотей, дают прилогам бесов почву для активной работы.Не очищают покаянием сердце от нечистот которые зарыты глубоко довольствуясь тем что у них есть. Поэтому следующей цитатой святой Антоний желает вразумления всем дабы мы сделались свободными и верными, поэтому говорит о том чтобы мы приблизились к Богу и просили у него помощи: «обручих вас единому мужу деву чисту, представити Христови» (2Кор. 11, 2)/стр 49.
«всяк, ненавидяй брата своего человекоубийца есть» (1Иоан. 3, 15)-святой Антоний призывает всех чтобы дьявол как рыкающий лев не поглотил нас и не застал в расплох, и в час преселения в жизнь вечную из нашей земной жизни с нечистой душой отправившись на встречу с Богом, советует нам не гневаться на друг друга, иметь любовь и милосердие по отношению наших ближних. Ибо ближний есть тот кто в тебе нуждается и тот кто окружает тебя/стр51.
«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил.2,12)- Страх Господень изгоняет из сердец наших лукавства и грехи. Если человек блогоговейно и с трепетом относится к Богу и к своей жизни, претерпевая все невзгоды без ропота, с сокрушенным покаянием о своей жизни, то Страх Господень хранит человека и бережет его пока он не с бросит с тела своего и души все что помутняет человека его страсти грехи, и становясь белым чистым становится наследником спасения.
«вы есте церкви Бога жива» (2Кор. 6, 16)-Здесь выражается то что человек Храм Божий и поэтому нельзя идти вслед похоти и не раслабляться ибо похоть, развращает сердце и омрачает ум. Держась от нее Благодать Духа Божиего не исходит из нас. Если будем держаться этого и подвизаться до смерти за чистоту, быть блюстителем своей духовной жизни то обретем спасение. Ибо человек место покоища духу Святому/стр55.
«Господня не имам» (1Кор. 7, 25).-Святой Апостол как говорит Святой Антоний Великий рассуждая о детстве дошел до того что призвание девства монашество понести могут не многие. Ибо лишь те кто оставили его по произвольному выбору своему с любовью отнесясь к Богу и к этому стремлению с помощью Божией если будут просить смогут понести.Ибо никто из девственников не хвалился девственностью. Как выражает Антоний Великий Девство есть благодать Божия поскольку она отдаляет от себя женские чувства и плотские помышления, гордость сердца и любовь ко всему что Диаволу неприятно. Но если лишь правильное понимание девства есть у нам целомудрия.
Ведя жизнь в Целомудрии человек отгоняет от себя нетерпеливую роптливость, гордыню, ненависть, зло. Он воздерживается и обуздывает дух с плотью держась венца. Если же наоборот будешь себя вести и желать хотения то будешь постыден во всех делах своих. А если даже языка своего не будешь блюсти будет пуста твоя жизнь во всех твоих великих трудах!!!/58 стр.
Устав отшельнической жизни
«в сих поучайся, в сих прeбывай: да преспеяние твое явлено будет во всех» (1Тим. 4, 15)-Святой Антоний выражает этой ситуацией о том что бы мы имели память о Том Кто дал нам все благи, Ето напояет нас добрым учением и поэтому надо стараться вести себя правильно стремясь соблюдать животворные заповеди которые с верою в Бога изменяют нашу жизнь преображают человеческую душу/стр 93.\
«все, еже в мире, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Иоан. 2, 16).-в этих трех выражениях содержаться все человеческие греховные пороки и страсти. Похоть плоти есть насыщение своей плоти множеством сладостей за которыми стоит вектор к порокам распутным, дорожка по страсти Блудной. Похоть очей есть то что видет и хочет обладать вещественными благами и обладая ими она возносится и влагает в сердце наше ничистые образы и помышления. Пример посмотрел на девушку и все уже представляешь от сладости что то порочное. Гордость это мать пороков в шумной славе оно своим я хотением, стремлением к самохвалению и жаждой заселяет в нашу душу очень много пороков.Если гордыня сядет и свесит свои щупальца в сердце нашем в духовной жизни, то этот терновый куст разрушить может храм души нашей, и мы от него отпадем от Бога, поэтому требуется покаяние/105 стр.
«не безчинствовахом у вас, ниже туне хлеб ядохомь у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе, да не отягчим никого же от вас, не яко не имамы власти, но да себе образ дамы вам, во еже уподобитися нам» (2Сол. 3, 8. 9)- если мы имеем возможность пользоваться пособием родных предпочитаем лучше добывать себе хлеб в поте лица то мы будем находится в более полезном/стр 111.
«повинуйтся друг другу в страхе Божии» (Гал. 5, 13; Еф. 5, 21).-Святой Антоний выражает то что распознать правильное наставление возможно согласием его наставления со Словом Божиим. Если все согласовано с Словом то надо принять с покорностью и стараться соблюдать это в любви и взаимопонимании/стр 115
«князе власти воздушныя» (Еф. 2, 2)-враг имеет вокруг свои владения дабы преградить путь всем.
«приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют» (Еф. 6, 13)- если примем мы это оружие то посрамится враг, «ничтоже имея глаголати о нас укорно» (Тит. 2, 8). – не сможет ничем нас задеть/118 стр.
«я Павлов, я Аполлосов» (1Кор. 1, 12)-Святой Антоний выражает в этой цитате преемственность духа цепочку наставлений видеть в ней и передачу учительство но никто не должен этим гордиться/стр 122.
«любы вон изгоняет страх» (1Иоан. 4,18)-Любовь как самый сильный возбудитель ревности изгоняет любой страх ибо любовью можно побудить себя к любому делу ради любимого. Поэтому любя Бога мы соблюдаем заповеди его и его учение хранимся и держимся им с трепетом и благоговение/стр 124.
«грешником нам сущим, Христос за ны умре» (Римл. 5, 8)- Господь умер ради нас и показал нам путь к покаянию и спасению поэтому если мы взглянем на Крест Господень должны воспламенится любовью и страстью к делу этому.
«како не и с Ним вся нам дарствует» (Римл. 8, 32)- Этой цитатой выражается милосердие и любовь Христова ибо Господь ни в чем не отказывает нам если мы стремимся к благому. Побуждает это же милость нас не только к размышлению о нашей жизни, как нам правильно поступать?Но и дает нам делание и пищу для размышления с действием чтобы не жить ради своих пожеланий а жить ради того кто Умер ради нас и нашего Спасения: Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.»(Кор 5.14,15)-взирая на Его смерть и Его образец терпения претерпевая такое поношение мы можем приложить усилия ради этого/стр130.
«А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.»- если мы следуем по путям Господним то мы с Ним и прославимся и с Ним и воцаримся: «если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2Тим. 2, 12) –этой цитатой выражается то что если человек сознательно отрекается от Бога не думая о Нем даже отвергает Его сам себя осуждает на вечную погибель.
«взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.»(Евр 12,2). – Если будем взирать на образ Креста Господня взирая на подвиг нашего Спасителя должны ободрится потому что раслабление и уныние доведет нас до того, что мы загинем в пучине греха. Поскольку человек всю свою земную жизнь претерпевает поношение, тесноту, обиды, сорры и смерти, которые мы претерпиваем. Подвиг Спасителя есть образец нашего ободрения потому что по Его высочайшей Любви Спаситель идет без ропота обиды за все что Ему причинили на смерть ради нас- поэтому это есть как средство ободрение для нас вглядываясь в его крестную жертву черпая надежду из этого на светлое Христово Воскресение и наследие Царствия Небесного.Ибо если подвижник монах по образу Божьему будет расуждать то он уркепится духом, станет выше страстей, ибо Господь окружит его стенами против порока и греха, и в Господе пройдет свой скорбный путь. Ибо везде можно черпать радость и благодарить Бога. Человек осозная это не будет кого либо обижать или гневаться или воздавать зло на зло. Ибо это средство нашей нравственной крепости:Внимания и терпеливого сосредоточения на исполнения заповедей Христовых каковы являются:Пост, молитва, богомыслие и добродетели. И как сказал отец Антоний насчет монашествующих: «если монах не может воздержать языка своего от нанесения оскорблений, ропота и многословия, и сердца своего не силен удержать от таких падений, пусть, по крайней мере, сколько может, прилежит безмолвию и молчанию»/141 стр.
«не знаете ли, что Христос живет в вас?» (1Кор. 3, 16).-являясь храмом Духа Божиего, Бог пребывает всегда рядом с нами в нас. Ибо мы живем с Богом который даровал нам жизнь, содержащий Жизнь в самом Себе. Поэтому исходя из этого мы не должны во время напасти искушений, бед нестроений забывать о Боге, ибо он как промыслитель о нашей жизни заботиться и пошлет угодное по молитвам нашим. Поскольку Бог не желает своим творениям плохого, неугодного и несправедливого. А заботится и промышляет о каждом из нас.Если будем умолять Бога и просить в нас обитающего подать нам помощь то это и произойдет. Главное только в это верить. Ибо если терпя все суеты и скорби с Богом прибегая к Его всемилостивому покрову Он сделает нас победителями во всех неприятностях наших/стр 145.
Святой Преподобный Макарий Великий Наставления:
«Егоже дом мы есмы» (Евр. 3, 6)- Бог как творец человека сотворил ему место обитания и создал Он так же жилище Духа своего в человеке по мнению святого Макария Великого чтобы вселяться в него и упокаиваться в теле его как в Доме в котором он имеет душу сотворенную по образу Бога./149 стр.
«прилепляяйся Господеви един дух есть с Господом» (1Кор. 6, 17)- Бог создал одним словом нас для того чтобы мы стали сообщниками Его вечных Благ его детьми, дабы мы были с Ним как единый истинный дух. В этом святой Макарий выражает действительную цель нашей жизни-Обожение-Стяжание благодати Духа Святого- наше спасение. Для этой цели бог вложил в нас:разумение, волю владычественный ум, великую уточненность сделал нас склонным к добру. Но человек вправе выбрать сам быть ему с Богом или нет поэтому все зависит от нашего желания и стремления с помощью Божией и прося этой помощи проходить дивный путь жизни.
«да упразднится тело греховное» (Римл. 6, 6)- Этой цитатой выражается состояние после первородного падения прародителей –и достижение очищения путем покаяние. Адам преступив Заповедь послушал дьявола взамен на бога. Душа как считает Макарий Великий в состоянии греховности называется телом лукавой тьмы поскольку в ней содержится продолжение лукавого деяние и поэтому Апостол этой цитатой выражает главный идейный смысл покаяния – очищения от грехов и той тени что омрачила наши чистые ризы –драгоценную душу.
«кто мя избавит от тела смерти сея»? (Рим. 7, 24)-данная строка в послании Апостол выбрана не случайно, здесь содержится напоминание о том что лишь с Богом человек способен побороть свои немощи и очистить свое пораженное естество последствиями грехопадения. Ибо душа есть прекрасное подобие и образ Божий, а страсти вошли лишь в нее лишь в вследствие преступления / 152 стр.
« совлекитесь ветхого человека» (Кол. 3, 9)- этим выражением выражается идейный смысл покаяния. Ибо человек после грехопадения из за дел лукавого осквернился и стал нечистым богоборным и непокоривым Божьему Закону, получил в себя нейкий движок следствие которое двигает нас заставляет нас идти к порочному. Ибо мы по своему хотению идем на прилоги лукавого духа. Поэтому необходимо нам двигаться против воли дьявольской дабы мы не ходили лукаво не сомтрели так же и не совершали поспешно злодеяние а с разумением подходили к вопросу о совершении того что нам на пользу а что нет./стр 154.
«наше житие на небесах есть» (Фил. 3, 20)-человек изначально был создан для жизни с Богом, но диавол который князь лукавства и мысленной тьмы и греха обуревает нас жестоким ветром дабы ввести нас в погибель отолкнул нас от этой жизни. Которая есть наивысшее счастье. Поэтому нужно научится бороться с непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями с тьмой неведения, ослепления и забвения. Дабы состояние зла не считать естественным ибо оно против нашего спасения и неестественное для нас изначально/стр159.
«прилепляяйся сквернодейце едино тело есть с любодейцею» (1Кор. 6, 16)- все что нас окружает имеет в себе какой то глубинный смысл и опыт. И когда мы принимаем доброе и делаем добро и благо, стремясь к добродетели мы меняем себя, но только если увидим со стороны чей то поступок порок, и присоеденимся к ним, допустим кто то предложит нам то что нас смущает и поведемся этому то мы срастворимся с пороком. Ибо поэтому сатана делается с душою одним целым. Страсти пропитывают нашу душу при делании грехов, они как черви врываются в душу тянущиеся за собой. И если их оттуда не выгнать покаянием, не обрубить, то проростется древо нашей погибели. Поэтому человек собеседуя и активно действуя греховно связывается со грехом в одно целое. Нужно быть самостоятельным и видеть свое падение, сразу стремится раскаиваться в поступках, менять свое поведения, плакать о грехах, молится держась лишь одного вектора Спасения Бога. Ибо только Бог может даровать нам его/161 стр.- Господь является устроителем спасения.
«се стою при дверях и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему» (Апок. 3, 20-)-Господь всегда рядом снами, он ударяет в наши сердца дабы мы отверзлись к нему навстречу, и войдя в нас Он почиет. Поэтому Спаситель многое претерпел предав себя на смерть, искупив от рабства наши души чтобы сотворить в душе как выражается святой преподобный Макарий Великий, храм Бога живого. Если примим всеблагого Владыку нашего внутри себя то обретем для себя жизнь вечную, пищу духовную. Кто не хочет принимать Бога в свое сердце отказывается от этого, тот не имеет наследия обшего со Святыми в царстве небесном, поскольку он не сможет войти/Стр 165.
"един дух" (1Кор. 6,17)- Бог по отношению к нам как отец и мать которая ласкает своего младенца после долгого искания по выражению святого Макария, обретшую душу кормит, укрепляет, вразумляет своих чад Церкви, ведет их путями правильными благими если человек жалет по ним пойти= И это все если человек взыскует Бога. Тогда человеколюбивый Бог побуждаемый любовью и собственной благостью прилепляется к душе делаясь с ней единым духом-Выражения Обожения/стр 166.
«да будем Божественнаго причастницы естества» (2Петр. 1, 4)-По выражению Макария Великого, Господь наш как образ царя желает нам наилучшего, дает нам всем понять что он желает чтобы мы пришли к нему и получили столь великие дары, которые предуготовил Бог любящим его.Если мы не пойдем по зову Божественного Промышления, то нам чтение посланий, не принесет никакой пользы. Чтение Святого Евангелия, без желания и стремления жить по нему совершая добрые дела ничего не приводит. Ибо даже Спаситель выражал, что мы имеем уши и не слышим, и имеем глаза но не видим, поэтому будем стараться прийти на его зов возделывая семена Слова Божиего в душе нашей, дабы стать причастником Его естества и благ/168стр.
«род избран и язык свят» (1Петр. 2, 9).- Господь призвал нас в царское достоинство –и это является великой тайной, которая необычайна для мира нашего. Мы видим в нашем мире Царство видимое как выражается святой Макарий, оно лишь тленное переходящее, а царство которое ожидает нас славное, великое вечное и не прекращающее. Ибо в небесной Церкви соцарствуют рабы Христовы с Царем Спасителем по его выражению, и как Сам Он воскрес из мертвых(Кол. 1, 18), так и соцарствующие с Ним обрели Славное Воскресение- сия есть вилкая Тайна Любви, милосердия и благости Божией по отношению к нам/170 стр.
«ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор, 2, 9)- Никто из пророков царей и правдеников зная что приидет Спаситель не знали образа Его деяний, им в голову не приходило что как произойдет в жизни, что установится Таинство, как произойдет Искупления, и что христианская церковь с Апостолами обретут Духа Святого по выражению святого Макария, облекуться силой свыше и сподобятся единения с Духом Святым, поэтому видя эти благодеяния по моему мнению будем стремится жить с Богом, поскольку зная сейчас столь чудные благодеяния поймем на сколько Бог промышляет нам по жизни/169 стр.
«или о богатства благости Его и кротости, и долготерпении не радиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет» (Рим. 2, 4)-если мы не радеем о том что Бог ниспосылает нам Его благость по отношению к нам и кротость что он не гневается на наши злодеяния а наоборот пытается нам грешным помочь, спасает нас и избавляет нас от проблем, мы впадаем еще в большее отклонение от Бога то предуготовляем для себя тяжелое осуждения как говорит Святой Апостол: «по жестокости же своей и нераскаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия» (Рим. 2, 5)-Если мы осознаем насколько велика и неисповедима благость Божия по отношению к нам и пожелаем отрезвиться от смрада греховного и постараемся исправить нашу жизнь и всецело обратиться к Творцу нашему, то мы сможем получить Спасение/214стр.
«от нихже Христос по плоти, ихже служения и завет» (Рим. 9, 4. 5)-познать то что было сказано в предыдущем можно исходя из богодухновенных Писаний и святых отцом и Божественного Откровения-Слово Божиего, и стремится в данном научении. Видя из Священного Писания, наказание иудеям посылались ради исправления их жизни/стр 183.
«мне мир распялся, и аз миру» (Галат. 6, 14)-данная цитата выражает монашеский подвиг. Ибо душа монаха как и христианина приступая к Христу является закланной и умерает для мудрования, поэтому существует цитата у святых Отцов:Не я живу но живет во мне Христос =ибо умерает худая жизнь греха, как жизнь оставляет жертву монах отрекаясь от мира оставляет лукавство этого мира. Чтоб сильнее запечатлеть эту истину во внимании, св. Макарий пространно изображает, что все неуспехи в духовной жизни, все падения и отпадения и все нравственные настроения происходят от недостатка самоотверженной решимости работать Господу с отрешением от всего/186 стр.
Стояние Трудничества:
«аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор. 5, 17)- кто приходит к Богу желая стать последователем Христовым должен приходить с целью стать лучшим человеком измениться во благую сторону.Так же выражается в монашестве, человек выбирая этот путь умирает для жизни порочной и должен с чистого листа стремится к добру, свету невечернему Христову/ 190 стр.
«не себе отмщающе возлюбленнии» (Рим. 12, 19)- человек приступающий к Богу должен принуждать себя к всякому доброму делу, к любви, а кто не имеет любви в себе принуждать должен по словам отца духовного к кротости а кто не имеет этого, должен быть милосердным трепя пренебрежение, великодушным быть должен, когда унижают бесчестят, должен быть всегда в смирении дабы не мстить и не обежаться не на кого и самого себя тем самым не осудить/стр193.
«несть наша брань к крови и плоти, но к началом, к властем, к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Ефес. 6, 12)-Кто хочет стремится к Богу и благоугождать ему тот должен возненавидеть противную злобу своей жизни, точнее грехи и пороки который совершает человек, должен отказаться от этого и стать на путь борения нести в подвигах дело. В видимом удаляться от земных развлечений, сладостных желаний, от любви к мирским связям которые дадут неполезные вещи, пороки. А в делах сокровенных своей души бороться со страстями и прилогами что духи злобы насылают на человека/196 стр.
«о надежде должен есить оряй орати» (1Кор. 9, 10).-Всякое дело которое мы совершаем в жизни мы должны получить пользу от наших трудов. И если кто вполне не уверен что труд его принесет пользу, лучше не заниматься таким трудом. Если человек занимается там к примеру садовничеством то он сеет какие то растения в надежде получить какие то плоды, и кто берет жену, он берет ее дабы продолжить свой род в любви и верности воспитывать чад христовой церкви.Так и в царстве небесном человек, в надежде, что просветятся сердечные очи, отдает сам себя на то, чтобы устраниться от дел житейских, проводить время в молитвах и прошениях, ожидая Господа, когда придет и явит ему Себя, и очистит его от живущего в нем греха/стр 199
Состояние приявших действенность Духа:
«Бог наш огнь поядаяй есть» (Евр. 12, 29)-возгорение духа святого внутри нашей жизни оживляет нашу духовную часть жизни. Свет Божественый просвещает и искушает нас особым действием дабы очистить пороки наши, сжечь внутреннее безобразие души нашей по нашему согласию/216 стр.
«творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ» (Евр. 1, 7)- светлости огня причащаются и приобщаются и Ангелы Божии которые верно служат ему ради промышления и деяния доброго в нашей человеческой жизни/220стр.
«сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене, и будета два в плоть едину» (Ефес. 5, 31).-как выражает святой Авва любовь к плотскому общению разлучает с отцом и с матерью, человек становится отдельным слегка. А если человек любит их то любит на стороне ибо у него теперь одна забота это его вторая половинка поэтому и сказано. Она часть его, отныне и на всю оставшуюся совместную жизнь. Ибо теперь в семье они живут и воспитывают детей плоды их жизни совместной. Если плотская любовь отрешает от всякой любви тем же самим путь монашества это сподобление в общение с небесным и вожделенным Святым Духом, поэтому монахи отрешаются не от ближних а от суетного мира и сладости его порока, ум становится если человек действительно любит Бога и стремится понести данный крест отрешенным побежденым с наставником которого послыает сам Бог дабы наставлять верное чадо Христовой Церкви с любовью и духовным желанием/218стр.
«в мужа совершенна, в меру возраста» (Ефес. 4, 13)-человек в меру возраста постепенно принимает человеческий образ, развиваясь в начале в чреве матери затем растя становится мужем, как семя поэтому и в духовной жизни человек должен пройти этот путь возрастания достигнув совершенства.Ибо где столько мудростей и тонкостей в духовной жизни человек должен возрасти потихоньку своим стремлением и просьбой к Богу о помощи/ Стр 219.
«Духа не угашайте» (1Сол. 5, 19)-Бог в совершенных требует душевной воли дабы люди служили Богу согласно его учению и его благодатью/стр 221.
«тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа» (Ефес. 5, 32)-Бог ведет нас по пути спасению, который для каждего таинственный и когда душа вступит в общение с ним как Невеста с Женихом необходимо к этому стремится.
«подобни мне бывайте, якоже аз Христу» (I Кор. 4,16)- Как Бог шествовал путем, то мы христиане должны стать его подражателями пути. Ибо и апостолы и пророки шествовали этим пути и мы как призывает Макарий Великий должны стремится пойти по этому пути.Ибо Апостол говорит такой фразой выражая о том что надо идти таким путем. А если ты ищещь человеческую славу, не ищещь покоя Господня то ты сорвался с пути правильного.Поэтому святой отец призывает сораспяться с Распятым, потрадать с Пострадавшим и прославиться с Прославившимся (Рим. 8, 17). Ибо невесте необходимо пострадать с Женихом и чрез это сделаться сообщницей и сонаследницей Христовой. И никому не дозволено без страданий, не путем негладким, тесным и узким войти в град святых, упокоеваться и царствовать с Царем нескончаемые веки /cтр 224.