Так почему же детям не нравится учится в музыкальной школе?




МБУ ДО «Чернушинская ДМШ»

 

Утверждаю:

Зам. Директора по УМР

____________/Кучина Т.В.

«____»___________

 

Сообщение «Почему дети не хотят учиться в музыкальной школе?»

 

Составитель: Воробьёва В. А

.

Г.

Аннотация

Почти все дети любят общение, они быстро знакомятся и находят общий круг интересов. Не смелые дети и даже «ёжики» постепенно вливаются в коллективное действо, преодолевая свои комплексы. Поэтому начиная приобщать их к музыке, желательно, чтобы занятия проходили в коллективе. Это может быть хор или танцевальный кружок. Коллективная деятельность, коллективный труд – есть основа нашей жизнедеятельности. Умение трудиться – это верный залог того, что дети найдут свой путь в жизни. Поэтому важной задачей хорошего педагога является возможность дать ребёнку приложить свои силы, умения и знания для развития его способностей, таланта. Индивидуальные занятия с преподавателем в течение целого урока могут утомлять ребёнка. Но в то же время именно на индивидуальных занятиях преподаватель имеет возможность сконцентрироваться на одном ребёнке, глубже узнать его личные качества, особенности и на основе этого планировать и проводить работу по развитию индивидуальных способностей, профессиональных навыков. В коллективе же дети учатся работать сообща, проявить свои способности, своё «Я» и воплощать общие цели.

Ребёнка нужно понять!

Нет общего ответа для каждого ребёнка – учиться ему в музыкальной школе или нет. Всё зависит от характера вашего ребёнка, частного случая. Понять и принять окончательное решение может только родитель. Заниматься музыкой очень трудное занятие и требует много времени. Тогда ребёнок начинает сопротивляться и здесь необходимо разобраться: нет ли в вашем случае не только пожелания ребёнка не учиться, но и собственной лени. Если он по характеру ленивый, ничем толком не хочет заниматься, всё бросает – лучше не оставлять музыкальную школу. Если вы увидите в своем сыне или дочери оформленный целеустремлённый характер и чёткое, достаточно осознанное понимание того, что музыка ему не интересна, не нужно и мешать развиваться в другом направлении. Тогда смело бросайте музыкальную школу, в конце концов, если он действительно захочет заниматься музыкой, то и потом будучи взрослым выучится и будет играть на полюбившемся инструменте.

Ещё один вариант – возьмите академический отпуск, и, хотя большинство после него не возвращаются обратно, бывает так, что ребёнок станет чуть старше и сам попросится обратно.

Как понять, чему учить ребёнка? Что влияет на принятие решения? – Данные: музыкальный слух, хорошее чувство ритма, традиции в семье? В любом случае, любой родитель, который собирается учить ребёнка музыке, должен понимать, что учиться придётся и ему тоже! Вам придётся сидеть на уроках и слушать, запоминать чему учат вашего ребёнка, учиться вместе с ним. Придётся каждый день, методично сидеть и заниматься с ребёнком музыкой, пока он не осознает, что может это делать самостоятельно и аккуратно. А если вы даже не знаете названия нот, вам придётся их выучить. Оправдают ли себя затраченные усилия – никому не известно. Но точно также неизвестно получится ли из вашего ребёнка спортсмен, актёр, художник.

Существует мнение, что занятия музыкой помогают лучше развиваться обоим полушариям мозга, но на самом деле это касается только тех музыкальных инструментов, где одновременно играют пальцы обеих рук.

1.Стоит определиться и задать самому себе вопрос: зачем я отдаю ребёнка учиться музыке? Для общего развития? Для карьеры музыканта? Чтобы без дела не болтался? Чтобы приобщался к прекрасному? Главное, чтобы вы сами точно знали, зачем вам это нужно. Для общего развития можно заниматься у частного учителя или во дворцах культуры бывают музыкальные кружки, а музыкальная школа отнимает слишком много времени (помимо урока специальности, есть ещё сольфеджио, музыкальная литература, хор и все занятия нужно посещать обязательно!)

2.Вы можете спросить своего ребёнка, на каком инструменте он хотел бы играть и скорей всего он не сможет ответить на ваш вопрос, так как не видел самого инструмента и не пробовал на нём играть. Значит, прежде чем спрашивать нужно показать ребёнку каждый инструмент, как он звучит, и знать это самому. Не каждый ребёнок может осмысленно ответить на вопрос: на каком музыкальном инструменте ты хочешь играть и для этого требуется особая подготовка – это зависит от родителей и, конечно же от ребёнка. Бывают дети, которые чётко знают, чего хотят.

3.Учитесь понимать характер вашего ребёнка, бывают дети, которым ничего не хочется делать, им всё лень, таким детям бесполезно предлагать на выбор какие – либо занятия, все дела, которые даются с трудом, они обязательно бросят. Понять, что ваш ребёнок именно такой, легко – обратите внимание, как он реагирует на трудности: самое простое поручение с детства – надеть колготки, завязать шнурки и т. п. Если малышу с трудом даются даже такие простые задания, ему не хочется самому лишний раз что – либо делать, значит ваш малыш не хочет проявлять инициативу, и скорее всего, весьма ленив. В этом случае смело отдавайте его туда, где придётся трудиться каждый день: в музыкальную школу, в спортивную школу, балетную студию. Но если вы видите, что ваше чадо вполне самостоятельно, в нём есть такие качества, как упорство, целеустремлённость – обязательно спросите ребёнка, чем бы ему хотелось заниматься, что ему нравится или не нравится. Постарайтесь прислушаться к его мнению.

4. Не навязывайте ребёнку свои мечты: вы мечтали играть на гитаре или скрипке – почему ваш ребёнок должен реализовать ваши мечты? В этом случае вы можете осуществить свою мечту - найти учителя и заниматься на любимом инструменте. Это будет хорошим примером для вашего ребёнка. Возможно, что его и вообще не стоит мучать, особенно, если у него нет музыкального слуха.

5. Если же ребёнок всё – таки пошёл в музыкальную школу, то постарайтесь его поддержать: ходите с ним на уроки, изучайте нотную грамоту т.к. вместе это будет интереснее. Купите специальный стул для фортепиано (он подкручивается по высоте), всё, что может вдохновить ребёнка на «подвиги» каждодневного труда: красивую обложку для нот, подставку для нот, музыкальный инструмент с красивым футляром и т.п. Обставьте место для занятий, как место, где совершаются волшебства, и всегда помните, что перед вами ребёнок, которому хочется убежать играть в игрушки.

Так почему же детям не нравится учится в музыкальной школе?

Хотя, сначала это их привлекает, как что – то ещё неизвестное, не доступное: им хочется потрогать музыкальные инструменты, попробовать извлечь звуки, изучить устройство. Но дети пока не знают, что это ежедневный труд и только поступив в музыкальную школу, в первую очередь родители, а затем и дети начинают понимать, что «путь к искусству игры лежит не только через приятное исполнение хорошей музыки, но и через кропотливые, долгие и нелёгкие тренировки» - Г. А. Орвид.

Система образования в музыкальной школе построена так, что не все дети успевают. Лично мне кажется, что почти любого ребёнка можно заинтересовать, если очень захотеть. Почему дети любят современные танцы, но с трудом занимаются балетом? Также и тут музыкальная школа это суровая школа жизни, а не праздник и тусовка. Наймите частного учителя, который обожает свой предмет, и вы почувствуете разницу, и увидите живой интерес в глазах ребёнка, ведь ему будет позволено учить только то, что ему нравится, а требования будут соответствовать его способностям. Но в музыкальных школах не всегда работают люди – фанаты своего дела, способные влюбить в инструмент и в себя ребёнка. Так что причина проста – дети не любят музыкальные школы, потому что они слишком строгие: экзамены и зачёты на сцене способен выдержать далеко не каждый ребёнок, нужна хорошая нервная система. В нашей музыкальной школе есть несколько программ: развивающие программы для малышей, общеразвивающие программы по которым могут заниматься дети для общего развития, предпрофессиональные программы, где нужно соответствовать программным требованиям, сдавать зачёты и экзамены. Сейчас обучение в музыкальной школе бесплатное, но отдавая туда ребёнка помните о том, что это почти как школа балета – очень тяжкий труд.

Личный опыт

Я поступила в музыкальную школу самостоятельно, об этом не знали даже родители, но когда нужно было заплатить за обучение, мне пришлось об этом их известить. Родители не были против и даже как – то гордились этим. Моя мама была музыкально - одарённым человеком, она очень хорошо пела и эти способности передались мне по наследству. Самое главное у меня было огромное желание учиться, и я решила поступить на фортепианное отделение, но т.к. не было мест, то мне предложили незнакомый инструмент – кларнет. Сейчас я об этом не жалею и благодарна судьбе, что так сложилось. Мне нравилась атмосфера музыкальной школы, старое здание, звуки, раздававшиеся из классов. Я закончила музыкальную школу и поступила в музыкальное училище, закончив его, вернулась в родную школу. Когда подросли дочь и сын, у которых также, как и у меня есть музыкальный слух, то вопрос отдать их или нет в музыкальную школу не стоял. Музыка это часть культуры деятельности человека, музыка развивает, музыка делает ребёнка умнее, самостоятельнее решили мы и отвели детей в музыкальную школу. Дочь училась играть на скрипке, сын на аккордеоне и мы, родители, постарались создать все условия для самостоятельных занятий. Было так, что дочь и сын капризничали, не хотели ничего учить, но тем не менее школу закончили и теперь гордятся этим. Дочь купила себе скрипку и до сих пор играет на ней, сын по возможности тоже садится за инструмент и вспоминает когда-то выученные произведения. Они не стали профессиональными музыкантами, но они любят и понимают музыку, и теперь помогают своим детям.

В моей практике были такие учащиеся, которые не завершили обучение в музыкальной школе, а потом горько сожалели и даже обвиняли своих родителей в том, что они не настояли продолжить обучение.

Рекомендации

1. Каждый ребёнок индивидуален, но всё – таки большая часть детей готова к обучению музыке 8-9 лет, когда уже пройден 1 класс школы. К тому же у некоторых детей слух окончательно формируется к 7-8 годам, иногда он вдруг появляется в 5-6 лет.

2. Как правило, дети в возрасте 5-6-7 лет не знают, чего они хотят, и чаще всего хотят только играть в игрушки, а не учиться или трудиться. Им много может понравиться лишь в процессе. Обучение музыке дело не простое, требует каждодневного труда и усилий – трудно даже для взрослого человека, значит, ребёнка придётся заставлять заниматься. Зато, каждодневные тренировки будут воспитывать усидчивость, трудолюбие, упорство. Занятие музыкой развивает мозг, коммуникабельность, помогают развивать силу характера, преодолеть лень, нежелание что – либо делать в целом (спорт также воспитывает эти качества, но всё – таки спортом не требуют заниматься дома, а значит ребёнок в меньшей степени воспитывает в себе такие качества, как усердие и дисциплинированность).

3. У многих детей талант проявляется вовсе не в детстве, а желание и дальше заниматься музыкой может возникнуть и вовсе в 4-5 классе музыкальной школы. Многие родители устают от детских каприз и берут академический отпуск во 2-3 классе, за это время можно определиться, желает ли ребёнок учиться дальше? Бывает и так, как только речь зайдёт о том, чтобы бросить музыкальную школу и перед детьми встаёт выбор. Некоторые вдруг начинают заниматься, сами чаше подходят к инструменту и категорически отказываются уходить в академический отпуск.

4. Если ребёнку не нравится ходить в музыкальную школу, причина может быть в учителе, либо ему не нравится инструмент: попробуйте поменять инструмент или учителя, после этого ребёнок будет с удовольствием ходить на любимый урок.

5. Можно поддаться на уговоры ребёнка и всё – таки бросить заниматься музыкой, если он очень настаивает – тогда должна быть очевидная альтернатива, другие занятия, которые также помогут ему развить в себе столь нужные качества: упорство, трудолюбие, волю. Если альтернатив нет (клуб английского языка, математический кружок, серьёзная школа танцев, спорт и т.п.) или ребёнок ничего не хочет – лучше продолжить заниматься дальше музыкой.

6. Редко кому - то из родителей удаётся избежать подобных проблем.

Юное дарование на первых порах так доверчиво посвятившее себя музыке, превращается в упрямца, который находит любую причину, чтобы пропустить занятие, или, о ужас, совсем прекратить.

1. Выслушайте ребёнка

Важно сохранить доверительные отношения. Спокойный разговор в дружественной атмосфере (а не в крайний момент, когда ваше чадо в истерике или плачет) позволит вам лучше понять друг друга. Помните, что перед вами личность, со своими особенностями и предпочтениями, и с ними тоже надо считаться. Иногда маленькому человеку всего лишь важно знать, что его услышат и посочувствуют.

2. Посоветуйтесь с преподавателем.

Только после личной беседы с виновником конфликта поговорите с учителем. Главное – наедине. Обозначьте проблему, опытный педагог поделится своим видением ситуации, предложит варианты решения. За годы обучения преподаватели успевают узнать множество причин, почему ребёнок не хочет ходить в музыкальную школу?

К сожалению, иногда ребёнок бросает учёбу по вине тех же преподавателей, которые почувствовав незаинтересованность и равнодушие родителей, просто начинают халтурить на уроках. Отсюда правило: чаще ходите в школу, чаще общайтесь с преподавателями по всем предметам, поздравляйте их с праздниками, а заодно и спросите о делах в классе.

3. Найдите компромисс.

Есть ситуации, когда слово родителей должно быть непререкаемо. Но в большинстве случаев при вынесении окончательного решения важно соблюсти грань между интересами пострадавшей стороны и родительским авторитетом. От школьника требуют блестящих отметок в обычной и музыкальной школах, а помимо этого есть ещё и кружки?

Причиной ссор и нежелание заниматься может быть усталость. Правильный режим дня, умеренные физические нагрузки, ранний отход ко сну – всё это учит организованности, позволяя сэкономить силы и время. Ответственность за создание и поддержание режимных моментов в первую очередь лежит на взрослых.

Снизьте нагрузку – не требуйте невозможного. Следует помнить, что готовых рецептов нет, все ситуации индивидуальны. Если проблема всё равно осталась, скорее всего, её причина глубже. Истоки могут быть в отношениях с близкими, подростковом кризисе или дурных наклонностях, которые тоже имеют место быть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: