Рекомендации по выполнению и требования к оформлению.




Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы

По дисциплине «Макетирование».

Рекомендации по организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа по изучению курса Макетирование предполагает внеаудиторную работу, которая включает:

1. Подготовку материалов к выполнению индивидуальных заданий

2. Выполнение индивидуальных заданий (частично, либо полностью)

 

Создание макета требует качественного подбора используемых материалов инструментов.
Основные материалы для создания макетов это ватман (рулонный и форматированный), картон, а так же акварельная бумага, по своим характеристикам приближенная к картону.

Картон, в отличие о бумаги имеет лицевую и изнаночную стороны, использование которых может послужить выразительности исполнения творческого замысла и обозначать качественно различные поверхности.

 

Для работы с бумагой и картоном требуются следующие инструменты:

1) Острый макетных нож или резак со сменным выдвижным лезвием.

2) Циркульных нож для вырезания окружностей и дуг, либо циркуль-измеритель с хорошо заточенной иглой, либо рейсфедер.

3) Ножницы, клей ПВА, клей МОМЕНТ-Кристалл, так как они имеют белый либо прозрачный цвет.
Для приклеивания цветной бумаги к ватману или картому используется резиновый клей, либо клей Момент.

4) Доска из фанеры или пластика, для работы по нарезке и раскрою материалов.

5) Линейки металлические для работы макетным ножом. Нижняя поверхность линейки проклеивается изолентой, для обеспечения лучшего сцепления с бумагой, чтобы линейка не скользила по поверхности.

6) Набор чертежных инструментов – круговой циркуль (большой и маленький, для черчения окружностей различного радиуса), измеритель, рейсфедер,

7) Прямоугольные линейки под углами 30°, 60° и 45°

8) Карандаши твердостью НВ,Н, 2Н, 3Н.

9) Мягкие резинки

10) Лекала различной формы для вычерчивания кривых линий.

 

Для успешного выполнения макета требуются навыки точного черчения и изготовления деталей и разверток, для откладывания размеров используется измеритель, чтобы не пачкать лист бумаги или картона.

 

 

При проведении занятий по дисциплине студент должен самостоятельно изучить следующие вопросы к темам занятий:

К заданию №1.

Основные приемы макетирования. Рельеф.

Основные принципы формирования складчатых рельефных поверхностей, способы и приемы разметки материалов (ватман)

К заданию №2.

Выполнение простейших геометрических объемов. Закрытые формы. Развертки правильных многогранников (пирамиды, призмы, тетраэдр).. Развертки тел вращения (конус, цилиндр)

Основные приемы разметки и раскроя макетного материала для дальнейшей сборки форм. Способы расчета

Разверток основных геометрических тел (Материалы: ватман, картон0

К заданию №3

Выполнение простейших геометрических объемов. Структурно-решетчатые формы.

Основные приемы формирования поверхностей, типы структур.

К заданию №4

Выполнение пластического решения сложных тел вращения.

К заданию №5

Выполнение пластического решения составленных геометрических тел. Сопряжение, наложение, врезка.

К заданию №6

Основные приемы пластической моделировки пространственной композиции. Особенности ландшафтного макетирования. Природный рельеф.

 

 

Рекомендации по выполнению и требования к оформлению.

К заданию №1.

Для создания криволинейной поверхности нужно пропустить бумагу через вал, или цилиндрический предмет, карандаш или ручку. Другой прием закругления поверхности листа – разделение поверхности раскроенного листа бумаги или картона вертикальными надрезами на одну треть толщины листа на расстоянии 3-5 мм. Надрезы выполняются острым макетным ножом, внимательно следя за тем, чтобы не прорезать лист по всей толщине. Для тонких листов можно воспользоваться токой острой иглой циркуля либо внешней стороной конца ножниц.

Таким же образом производится надсечка ребер в развертках деталей макета с внешней стороны сгиба, для обеспечения четкой линии сгиба и во избежание неравномерного разрыва поверхности материала. Этот способ придает дополнительную жесткость и увеличивает прочность детей макета.

Членение фронтальной поверхности криволинейным орнаментом.

При выполнении упражнения следует избегать членений, которые требуют сквозных прорезей. Эти прорези сильно расходятся при резком изменении угла поворота и при интенсивном, глубоком рельефе образуют отверстия в бумаге, разрушающие целостность поверхности.

Нанося на поверхность бумаги прямолинейный или криволинейный рисунок, сгибая бумагу по этим линиям, из плоского листа можно получить рельефную пластику поверхности. Поверхность может иметь разную глубину рельефа, как нюансные светотеневые оттенки, так и четкие градации с четкими падающими тенями, в зависимости от нанесенных членений поворотов отдельных частей плоскости листа в разных направлениях.

 

 

К заданию №2.

Для выполнения четких граней и линий сгибов, без заломов и искривлений по линиям будущего сгиба требуется сделать надрезы со стороны внешнего ребра.

После подготовки бумаги и картона к работе, выполнения качественного чертежа или развертки будущего изделия, можно приступать к нарезанию материала и последующему склеиванию.

Склейка встык (на ребро) требует достаточного опыта и навыков работы, но обеспечивает наилучший визуальный результат.

Более простой вариант склейки – склейка деталей при помощи отворотов краев бумаги. Отвороты так же надрезаются в сторону загиба. Этот метод эффективен при изготовлении крупных цилиндрических объемов, где все поверхности должны быть закрыты. В этом случае треугольные отвороты верхней и нижней поверхности цилиндра должны быть выполнены особо тщательно, чтобы избежать появления щелей на стыках поверхностей.

 

Поверхностью вращения называется поверхность, образованная вращением линии — прямой или кривой — вокруг неподвижной прямой, т. е. оси вращения. Тип поверхности напрямую зависит от формы образующей и ее положения относительно оси вращения.

 

Цилиндр проецируется на горизонтальную плоскость как круг, боковая сторона в развертке – прямоугольник, высота равна высоте цилиндра. Для построения развертки можно использоват простой графический способ: для этого высота основания делитсяна 12 (16,24 и т.д.) равных частей, измерителем откладывается одна такая часть 12 (16,24 и т.д.) раз на длинной стороне прямоугольника боковой поверхности. На развертке боковой стороны делается отворот. Криволинейность придается путем нанесения вертикальных линий нарезки.

 

Конус. В основании конуса лежит круг. Боковая поверхность на развертке – круговой сектор, радиус равен длине образующей.Для построения развертки плоскость основания делится на 12 (16,24..) частей и измерителем откладывается 12 (16,24..) таких частей на длине окружности, проведенной радиусом, равным длине образующей. Точность построения боковой развертки увеличивается с количеством частей, на которые разбит круг основания. Боковая поверхность затем надрезается через 3-5 мм снаружи, каждую линия соединяя с вершиной. Выполняются отвороты, вырезается и собирается конус.

 

 

К заданию №3

Для создания структуры или жесткого пространственного каркаса в макете, а так же в случаях исполнения полых геометрических форм наиболее целесообразным является использование П-образных или Г-образных в сечении элементов, т.к. они обладают геометрически предельной жесткостью.

В макетировании часто используют и усеченные объемные формы.

Причем, если плоскости основания параллельны секущей плоскости, то в сечении мы имеем круг. В случаях, когда секущая плоскость направлена под углом 90° к плоскости основания и проходит через ось вращения, то в цилиндре и конусе мы имеем соответственно прямоугольник и треугольник. Если плоскость сечение направлена под произвольным углом, то искомая фигура может быть получена при помощи дополнительного построения.
Членение поверхности с помощью ритмических рядов. При выполнении макета предлагается менять частоту прорезей, внося изменения в их ритмическую закономерность; разрезать плоскости этих элементов и отгибать их внутрь, получая дополнительные членения, более интенсивную пластику, богатую светотеневую градацию. Внося эти изменения, можно получить разнообразные варианты ритмических членений с использованием возрастающих, убывающих, встречных, сложных и простых ритмических рядов. Ритм членений, светотень создают определенную пластику, используемую для разработки поверхности объемной формы.

К заданию №4

Поверхности некоторых тел криволинейной формы нельзя развернуть в одну плоскость, на пример шар и тор. Для построения используются способы приближенной развертки либо способ макетной имитации.

Поверхность шара имитируется способом взаимно перпендикулярных плоскостей: поверхность шара рассекается вертикальными и горизонтальными плоскостями, в сечении – кругами разного диаметра с надрезами для соединения кругов в единую модель. Чем чаще расположены плоскости – тем точнее модель приближается к натуральной форме шара. Для расчета плоскостей выполняется построение проекций шара с секущими плоскостями. Взаимно перпендикулярные плоскости соединяются путем вставки через надрезы. Круги вырезаются циркульным ножом. Финальная доработка формы и устранение мелких недостатков проводится с помощью тонкой наждачной бумаги (картон).

Для изготовления тора используется метод секущих плоскостей, вертикальные секущите в виде кругов располагаются радиально, круги имеют надрезы для вставки в них горизонтальных секущих в виде колец переменного диаметра и ширины. Сборка аналигочна сборке шара.

 

Сложные тела вращения (например балясины) формируются с помощью построения линий сопряжения секущих плоскостей. Сопряжение – плавный переход от прямой линии к дуге кружности к дуге другой окружности. Для построения макета вычерчивается вертикальное сечение фигуры, выполняются надрезы по оси вращения, в которые вставляются секущие плоскости, радиусы которых соответствуют линии сопряжения.

 

К заданию №5

Для выполнения сложных сопряженных форм и врезок выполняется проекционное построение сопряженной фигуры в нескольких видах, и исходя из полученных граней выполняется вычерчивание деталей будущего макета. Детали собираются между собой на клей, с использованием отворотов.

К заданию №6

Для выполнения макета природного рельефа из плотного картона (пенокартона), и если рельеф достаточно плоский, то он имитируется наклеиванием слоев бумаги или картона друг на друга в соответствии с изолиниями, обозначающими высоты рельефа на плане –геоподоснове.

Если угол наклона рельефа достаточно высок, то целесообразно использовать плоскости сечения элементов рельефа, приподнятые друг над другом. Для этого используются полоски бумаги толщиной около 5мм, сложенные гармошкой и поставленные на ребро. Такой способ позволяет получить ступенчатую поверхность существующего рельефа высокого профиля.

Для выполнения плавной линии рельефа нарезаю полоски бумаги в виду горизонталей нужно высоты и на них приклеивают мятую кальку или бумагу, сами же горизонтали изготавливаются вышеуказанным способом.

Начинать работу следует с карандашного эскиза, с прорисовкой характера рельефа местности и определением первостепенных и второстепенных деталей, можно так же использовать пластилиновый черновой макет, позволяющий понять характер местности и аппроксимировать сложные детали для наиболее эффективного представления в макете.

Законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью и соответствовать образу исходного природного рельефа, передавать характер поверхностей.

Форма элементов ландшафта, таких как деревья и кустарники должна передавать и подчеркивать общую художественную мысль, заложенную в задуманном образе проектируемого объекта. Кустарники изображаюся изогнутыми и поставленными на ребро полосками бумаги, Крупные деревья образуются перекрестиями бумаги, имеющими форму исходных деревьев.

 

 

Список литературы, предлагаемой для выполнения реферата:

1. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова Макетирование – Архитектура-С, 2003.

Вопросы для подготовки к рубежному контролю (тестированию)

1. Способы построения в макете криволинейных поверхностей и рельефов.

2. Способы построения в макете простых геометрических тел: куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр.

3. Приемы формирования поверхностей с помощью структурно-решетчатых форм.

4. Способы выполнения в макете сложных тел вращения – шар, тор.

5. Способы выполнения в макета составных форм и объемов, образованных сопряжением фигур.

6. Основные способы изготовления макета природного ландшафта, изготовление макетов элементов природного ландшафта – предметов растительности, деревьев, кустарников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: