Коммуникативные песенки-игры для детско-родительских групп.
Аудиопособия из серии "Музыка с мамой", разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям. Пособия используются педагогами ведущих детских центров Москвы и других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
На аудиодиске «Топ-топ, хлоп-хлоп» представлены песенки-игры для детей 1,5 – 4 лет, которые не только принесут радость малышам, но и окажут положительное влияние на их физическое, психическое и эмоциональное развитие.
Предложенные игры, где дети и родители, под руководством педагога, действуют одновременно и одинаково, способствуют сплочению группы и формируют у детей навыки общения и взаимодействия. Подобные игры также стимулируют воображение и фантазию малышей, а действия, выполняемые детьми, способствуют их физическому развитию. А смена действий во время таких игр способствует развитию зрительного и слухового внимания.
Содержание:
2.Начнем урок. 4.Все на ножки 6.Ну-ка, все, встали в круг 8.Вот все ребята собрались 10.Вот носик 12.Носик, где ты? 14.Едет-едет на коне 16.Я еду-еду
18.В гнездышке 20.Ну-ка, повторяйте 22.Мы не просто так сидим 24.Мы с бубнами 26.Вот лошадки 28.По кругу мы шагаем 30.Сороконожка 32.Улитка 34.Лютики-ромашки 36.Шапочка 38.Мишку на руки возьми 40.Как котята 42.Я бурый медвежонок 44.Голуби 46.Соседи 48.В лодке 50.Всем домой пора 52.Целый час мы занимались 54.Прошел урок.
Начнем урок.
(1)Начнем урок, начнем урок,
Мы все уже пришли.
(2)Поднимем вверх игрушечки,
Какие принесли.
(3)А Костя где? – А Костя здесь!
(4)Ему «Привет» споем.
Похлопаем ему сейчас,
|
(5)Рукой ему махнем.
Для проведения игры понадобятся игрушки (их дети могут приносить с собой). Дети сидят по кругу на подушках или ковре. В детско-родительских группах дети могут сидеть на коленях у родителей.
1 - хлопаем в ладоши.
2 - поднимаем игрушки над головой.
3 - показываем открытой ладонью на ребёнка, чьё имя произносится.
4 – хлопаем в ладоши
5 – машем открытой ладонью
*Вместо имени ребёнка можно называть игрушку, которую он принёс: «А зайка (мишка) где?»
Все на ножки.
(1)Все на ножки становитесь,
И в кружочек соберитесь.
(2)Вместе ручками помашем,
Вместе и споём, и спляшем
(3)Все мы Кате * очень рады,
Нам похлопать Кате надо.
Нас без Кати было мало,
Кати очень не хватало!
(все мы Диме очень рады*, Оленьке мы очень рады*).
Перед началом разучивания приветствия объясните детям правила:
«Мы будем здороваться друг с другом и вести хоровод, а потом – будет хлопать друг для друга. А тот, кому мы хлопаем, будет прыгать». Прорепетируйте – похлопайте поочерёдно каждому ребёнку, побуждая его прыгать. Другие дети, как правило, тоже начинают прыгать вместе с ним. Не акцентируйте на этом внимание первый месяц-два, а затем – подсказывайте детям: «Мы сейчас хлопаем Алене, поэтому прыгает только она, а мы – хлопаем».
*вместо прыжков в группе 3-х леток можно придумать танец, который будет исполнять каждый из детей
1 – ведем хоровод
2 – меняем направление движения или, остановившись, качаем руками
3 – группа хлопает в ладоши, ребенок, чье имя называется – прыгает или танцует.
Начинаем заниматься.
(1)Ну-ка, все - встали в круг
|
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять - ручками качать
(2)Начинаем заниматься, будем весь урок стараться
Повторять, не зевать, всё запоминать
Возможны два варианта проведения приветствия:
1 Вариант (до 1,5 лет)
1 - Берём детей на руки и идём по кругу.
2 - Поворачиваемся в центр круга и, придерживая ребёнка за ручку, помогаем махать ею в такт («приветственный жест»).
При повторении – меняем направление движение и помогаем махать другой рукой во время припева.
2 Вариант (от 1,5 лет) На первых занятиях можно, не вставая в хоровод, ходить по кругу, держа маму за руку. Затем предложить встать в хоровод, одной рукой держа за руку маму, другой - свою игрушку (игрушку за вторую лапу держит другой взрослый)
1- идём по кругу
2- останавливаемся, качаем руками в такт (или, отпустив руки, хлопаем друг другу).
При повторном проведении хоровод идёт в противоположную сторону.
Вот все ребята собрались.
Вот все ребята собрались и музыка звучит
А Таня палочку берет и в барабан стучит*
*Сережа дудочку берет и весело дудит
*А Дима колокольчик взял и громче всех звенит
И погремушки есть у нас
И маленький свисток
И ложки есть, и бубны есть
Сыграем все разок!
Дети сидят по круг на подушках или на коленях у родителей. Для проведения игры выбираем детей - «солистов», они будут играть на колокольчике, барабане, дудочке. Остальным детям раздаём ложки, погремушки, и.т.д. Дети играют на инструментах в соответствии с текстом песни. На следующих занятиях «солистами» становятся другие дети. В то время, пока играют солисты, остальные дети хлопают в ладоши.
|
Вот носик.
Вот носик, вот ушки
Вот щёчки, вот рот.
Вот ручка, вот ножка
Вот грудь, вот живот
Вот спинка, вот шейка
Вот бровки, вот лоб
А вот и ладошка
И я по ней - хлоп!
Взрослые по очереди дотрагиваются своими пальцами или пальчиками ребёнка до соответствующих частей тела. В конце - поглаживают ладошку (круговым движением) и хлопают по ней.
Носик, где ты?
Носик*, где ты?
Носик пропал!
Носик куда-то
Сам убежал!
Носик, где ты?
Носик пропал!
*Ротик, лобик
Поочерёдно «прячем», закрывая ладонью, носик, ротик, лобик. Игра может проводиться индивидуально и в паре (с родителем или другим ребёнком). Если игра проводится в паре - садимся напротив друг друга там, чтобы без труда дотрагиваться до носика, лобика партнёра, «пряча» их.
Едет-едет на коне.
(1)Едет-едет на коне
Кот в штанишках на ремне
Постой, котик, не скачи
Сиди дома на печи
(2)Ты в канавку упадёшь
И штанишки разорвёшь
На дорожку упадёшь
И головку ушибёшь
(3) Мама не найдёт –
(4) Курица склюёт!
(5) ШЛЁП!
Сажаем малышей на мячи. Взрослые находятся за спиной детей, фиксируя их положение, придерживая за талию.
1 – дети пружинят на мяче
2 – взрослые помогают чуть-чуть подпрыгивать
3 – взрослые наклоняют ребёнка на мяче в одну сторону (без прыжков или пружинок)
4 – в другую сторону
5 – осторожно, перекатив мяч вниз, ставят малыша на ноги (если мячи большие) или запрокидывают назад (себе на грудь).
Я еду-еду.
(1)Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу
Везёт меня машина, везёт меня машина…
Туда, куда хочу
(2)Теперь быстрей мы едем, мотор стучит сильней
Ещё быстрей поехали…
Ещё-ещё быстрей
(3)Свернули мы направо, а впереди канава
И нас трясёт-трясёт…
Но едем мы вперёд
(4)На тормоз мы нажали, и вот уже стоим
Гудеть машины стали…
Мы громче вех гудим
(5)Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу
Везёт меня машина, везёт меня машина…
Туда, куда хочу
Для игры вам понадобятся бубны или колечки от пирамидки.
1 – покачиваем ребёнка на мяче (малыш крутит руль)
2 – помогаем малышу пружинить на мяче
3 – помогаем подпрыгивать на мяче
4 – останавливаемся, малыш сигналит – бьет ладошкой по центру бубна/кольца.
5 - покачиваем ребёнка на мяче
В гнездышке.
(1)В гнёздышке спит птичка
(2)А лиса в норе
(3)Мушка на листочке
(4)Жучка – в конуре
1 – складываем ладони «ковшиком»
2 – складываем руки «окошечком», заглядываем в него
3 – кладем пальцы одной руки на тыльную сторону второй
4 –складываем руки над головой «домиком»
Ну-ка, повторяйте.
(1)Ну-ка, повторяйте: (2)да-да-да*
И не отставайте: да-да-да,
(3)Надо обязательно слушать все внимательно,
Повторять старательно: (4)да-да-да!
*Ба-ба-ба, ла-ла-ла, га-га-га, ва-ва-ва
1 – выполняем определенные фиксированные движения: качаемся на мяче, подушке, выполняем пружинистые приседания, и.т.д.
2 – проговаривая слоги, выполняем ритмичные фиксированные движения, закрепленные за этим слогом: хлопки, перетопы, прыжки, и.т.д.
Мы не просто так сидим.
Мы не просто так сидим,
Мы посудою гремим.
Хоть мы нот не знаем
Хорошо играем.
Ля, ля, ля…
Чашечки к себе подвинь,
Ложечкой звени: динь – динь
Хоть мы нот не знаем
Хорошо играем…
Деревянных ложек стук –
Очень интересный звук:
Хоть мы нот не знаем…
Крышки от кастрюль возьмём
Чтоб сыграть тихонько «Бом».
Хоть мы нот не знаем…
Для игры понадобятся чашки и палочки, деревянные ложки, крышки от кастрюль. Дети сидят по кругу на коленях у взрослых, перед ними разложены «инструменты». В соответствии с текстом, взрослые помогают малышу выбрать инструмент и ритмично играть на нём под музыку.
Мы с бубнами.
Мы с бубнами в кругу сидим
Поговорить хотим
И чтоб сказать – «Я вижу вас»
Мы стукнем дружно – РАЗ
Мы поздороваться хотим
И снова мы стучим
Привет-привет мы те слова
Стучим – и РАЗ, и ДВА
А чтоб сказать – «Пора играть»
И можно танцевать
Ты ничего не говори
А стукни – РАЗ, ДВА, ТРИ
Дети сидят по кругу на коленях у родителей. Играть можно не только на бубнах, но и на музыкальных молоточках, погремушках. Перед началом игры покажите детям, как играть на инструментах: сначала встряхивать, а потом – ударять по ладошке соответствующее количество раз. Родители помогают малышам, придерживая их за ручку.
Вот лошадки.
Вот лошадки ножками стучат
Мышки сесть верхом на них хотят
И цок, и цок, и цок, и цок
Мышки сесть верхом на них хотят
Обнимают мышки лошадей,
А лошадки скачут всё быстрей
И цок…
А лошадки скачут всё быстрей
Обнимают мышки лошадей
Бьют по спинке, чтоб везли скорей
И цок…
Бьют по спинке, чтоб везли скорей
Лошади теперь бегут назад
И домой привозят всех мышат
И цок…
И домой привозят всех мышат.
В детско-родительских группах во время песенки родители катают детей, посадив их себе на закорки или на спину (во втором случае родитель встают на четвереньки, а ребёнок должен сесть или лечь сверху).
В детских группах разбиваем детей на пары (лошадка и мышонок). «Мышонок» кладёт руки на талию «лошадке». Затем меняемся ролями.
По кругу мы шагаем.
(1)По кругу мы шагаем
И громко распеваем: тра-ля-ля-ля-ля…
(2)Подружек догоните,
И за руки возьмите, тра-ля-ля-ля-ля…
(3)Вот все бегут по кругу
И смотрят друг на друга, тра-ля-ля-ля-ля…
(4)Но чтоб не закружиться
Пора остановиться, тра-ля-ля-ля-ля…
Игра проводится в соответствии с текстом песни.
1 – взрослые держат малышей за руку, идут по кругу (парами)
2 – догоняют друг-друга, берутся за руки (образуя хоровод)
3 – бегут в хороводе
4 – постепенно останавливаются и хлопают в ладоши.
Сороконожка.
Сороконожка хорошо бежит,
Топает ногами так, что пол дрожит,
Даже если ножки целый день идут,
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последним, пусть бежит вперед
И самым первым в голове встает!
Дети встают друг за другом «паровозиком», положив руки друг другу на плечи. Если игра проводится с родителями, то родители заводят руки за спину, а ребенок – держится за руки. «Сороконожка» бежит по комнате, громко топая ногами.
На слова «А кто шёл последним, пусть бежит вперёд…» - последний ребёнок (или последняя пара родитель - ребёнок) перебегает вперёд и становится головой сороконожки.
Улитка.
(1)Улитка рогатая тихо ползёт,
Свой маленький домик на спинке везёт.
(2)А ночью улиточка прячется в дом,
Никто не обидит улиточку в нём.
(3)А утром улиточка снова ползёт,
Свой маленький домик на спинке везёт.
Для игры вам понадобятся подушки (по числу детей в группе). Подушка – домик для улитки.
1 – положив подушку на спину, ползём по комнате
2 – прячемся под подушку, поджав ноги под себя
3 – продолжаем ползти, отвозим подушки на место (на спине)
Лютики-ромашки.
Лютики - ромашки, розовые кашки,
Одуванчики и мята – вдруг присели все ребята.*
Все в хоровод!
* ножкой топнули, вдруг подпрыгнули, повернулись, поклонились.
Ведём хоровод. В конце куплета - выполняем действие в соответствии с текстом песни и снова встаём в хоровод.
Шапочка.
(1)Ну, ребята, не зевайте
Шапочку передавайте
Только перестану петь
(2)Надо шапочку надеть
(3)Траля, траля, траля-ля
Траля, траля, траля-ля
И любуется народ
Как же шапочка идёт!
Для игры вам понадобится шляпа, которая будет держаться на голове у ребёнка. Группа располагается по кругу.
1 – передаём шапочку по кругу
2 – тот, у кого шапочка оказалась в руках на слово «надеть» - помогает малышу надеть шапочку на голову и
3 - «потанцевать» (показать «фонарики», покружиться, встав на ножки и.т.д.). Остальные – хлопают в ладошки. В случае отказа малыша, шапочку надевает на голову и танцует сам взрослый.
Мишку на руки возьми.
(1)Мишку на руки возьми, и повыше подними,
(2)Маме лапочкой одной помаши над головой.
(3)Мишку на пол посади и один гулять иди,
(4)По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.
Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,
(5)На руки его возьми, крепко-крепко обними.
(6)Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,
«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай!».
Для игры понадобятся одинаковые игрушки – медвежата по количеству детей в группе. Помогаем детям выполнить движения в соответствии с текстом песни:
1 – поднимаем мишку над головой
2 – придерживая мишку за лапку, машем маме
3 – сажаем мишку на пол и идём по комнате
4 – возвращаемся к мишке
5 – обнимаем мишку
6 – убаюкиваем мишку
Как котята.
(1)Как котята, тихо-тихо парами идем,
(2)А теперь в ладоши хлопнем,*
(3)«Мяу, мяу» - мы споем.
(4)А теперь в ладоши хлопнем,
Песенку споем.
* мы вместе прыгнем, мы дружно топнем, мы повернемся
Дети стоят парами друг с другом или с родителями.
1- идем по комнате на цыпочках.
2, 4- выполняем действия в соответствии с текстом.
3 – мяукаем.
Я бурый медвежонок.
(1)Я бурый медвежонок,
Меня должны вы знать
Люблю я мёд и сахар,
Люблю потанцевать
(2)Пусть со мной все девочки
Попрыгают, как белочки
Пусть со мной все девочки
Попрыгают, как белочки
(3)Я бурый медвежонок,
Меня должны вы знать
Люблю я мёд и сахар,
Люблю потанцевать
(4)Пусть со мной все мальчики
Попрыгают, как зайчики
Пусть со мной все мальчики
Попрыгают, как зайчики
…
(6)Пусть со мной все девочки
Попрыгают, как белочки
Пусть со мной все мальчики
Попрыгают, как зайчики
Для игры вам понадобится мишка, который приходит в гости к детям и предлагает поиграть.
1, 3, 5 – ходим, «как мишка»
2 – девочки прыгают, мальчики – хлопают в ладоши
4 – мальчики прыгают, девочки – хлопают в ладоши
6 – прыгаем все вместе, мишка - хлопает
Голуби.
(1)Едва голубятню открыть успели,
(2)Как голуби сразу же улетели.
Они в голубое небо летят,
И там летают, сколько хотят.
(3)Когда же вернутся отдохнуть,
За ними дверцу закрыть не забудь!
(4)«Гуру-гуру-гуру-гуру»…
Для игры нужно лёгкое покрывало или простыня («голубятня»). Взрослые или четверо из детей держат покрывало за концы, натягивая его, как крышу. Остальные дети сидят на корточках под покрывалом.
1 - взрослые или дети, которые держат покрывало, поднимают руки вверх (выпускают голубей).
2 - голуби летают по комнате.
3 - голуби возвращаются в голубятню, покрывало вновь опускаем вниз.
4 – подпеваем.
Соседи.
Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать*
Соседей можно потолкать, потолкать.
*Щекотать, пошептать, обнимать.
Дети (вместе с родителями) сидят по кругу, тесно прижавшись друг к другу. Выполняют действия в соответствии с текстом песни.
В лодке.
В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет
А куда мы приплывём - только речка знает
Дует - дует ветерок, лодку подгоняет
1. Можно сделать «качели» из покрывала, которое взрослые держат за концы. На одно покрывало могут лечь 2 ребёнка, родители покачивают покрывало, как лодку.
2.Можно посадить малыша на подушку, и, взяв её за оба края, качать её, как лодочку или кораблик
3.Можно качать ребёнка, положив его на большой фитбольный мяч на спинку или на животик
Всем домой пора.
Ну-ка, все - встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять - ручками качать
Целый час мы занимались и немножко баловались
А теперь, детвора, всем домой пора!
Прощание проводится аналогично приветственному варианту песни. Заменяем хлопки в ладоши жестом «до свидания» (машем руками).