Сохранилось 66 посланий и 12 трактатов св. Киприана.




Его трактаты могут быть рассматриваемые как образцы западной проповеди третьего века. Все они написаны так, как могли быть написаны пастырем-оратором проповеди, предназначенные для произнесения.

Отличительным внутренним признаком слов св. Киприана является помазание; внешним признаком — ясность речи. В его словах нет изысканной напыщенности, не чувствуется в них и необработанной, грубой простоты, которая была присуща латинской речи его времени. Речь св. Киприана стройна и плавна, периоды правильны, стройны и недлинны, цитаты умеренны и уместны. Везде чувствуется серьёзность и величавость, над всем господствует чувство разумной любви и ревность о Боге.

К недостаткам слов св. Киприана относится то, что он не всегда правильно толкует библейские тексты. По его экзегезису самые незначительные побочные обстоятельства часто получают важное значение, совершенно не свойственное им на самом деле (например, четыре потока рая по св. Киприану — прообраз четырёх евангелистов и т. д.).

6. Золотой период Проповеди (IV–Vвв.)

В четвёртом и пятом веках проповедь достигает своего совершенства как по форме, так и по глубине раскрытия христианского учения.

После трёхвековой борьбы за физическое существование Церковь вышла победительницей. В 313 году был издан Миланский эдикт, в силу которого христианство становится господствующей религией в Римской империи.Число искренних почитателей римских богов всё уменьшалось, но зато распространяются новые восточные мистические культы.

Вот в такое время перед Церковью становится большая и сложная задача — воцерковить мир.

Положение Церкви становится особенно сложным. Император принимает христианство, вслед за ним начинается массовое обращение к Церкви. Количественно Церковь быстро возрастает, но не качественно, так как многие становились христианами не по искреннему убеждению, а по мирским расчётам — быть христианином было выгоднее.

В церковную жизнь начинают примешиваться расчёты правителей, личные страсти и национальные раздоры. Общество внешне становилось христианским, но внутренне многие оставались полуязычниками.

Жизнь Церкви необычайно усложняется возникновением в IV-м веке ересей, которые буквально потрясали целыми десятилетиями весь организм Церкви.

Сначала возникло арианство, затем македонианство и аполлинарианство. Борьба с этими ересями была борьбой за внутреннюю чистоту Церкви, за православие. К сожалению, очень часто богословские споры осложнялись вмешательством императоров, поддерживавших силой своей власти то ту, то другую сторону, чаще же всего еретическую. Неуместное вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви приводило к новым гонениям и ссылкам, взаимному недоверию, вражде, озлобленности и подозрительности.

Церковь Христова находилась в трудном положении, но, как и раньше, она совершала и в этих трудных условиях своё спасительное делание. Христос — Глава Церкви воздвиг в четвёртом и пятом веках великий сонм святителей — “столпов непоколебимых,” которые мужественно перенесли все треволнения и отстояли чистоту учения Церкви.

Такими великими пастырями были: св. Афанасий Великий, св. Кирилл Иерусалимский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст и многие другие. Единственным их оружием было их слово — устное и письменное. Перед проповедью названных свв. отцов стояла трудная задача. Нужно было бороться с остатками язычества, опровергать языческие учения, проповедовать о чистоте нравственной жизни, бороться с пороками и суевериями, утешать, ободрять, воодушевлять, а иногда и обличать. Особая сложность у проповедников возникала и в том, что паству их составляли уже не малые общины, подобные первохристианам, а многочисленные толпы, состоявшие из людей с различными взглядами и образованием, со многими суевериями и пороками — люди, мятущиеся и в то же время глубоко несчастные.

Сложность общественной и церковной жизни, естественно, отразилась и на проповедничестве IV и V веков. В это время в проповеди всё более и более начинают применять приёмы ораторского искусства. Продолжает развиваться и достигает известного совершенства и форма проповеди — появляется самый совершенныйвидпроповедислово.

Какие же причины обусловили такое развитие христианской проповеди? Почему от простой безыскусственной беседы она переходит к ораторской речи?

Внешняя причина заключалась в большом численном росте Церкви и вхождением в неё образованных людей из язычников, с которыми необходимо было говорить языком привычным для них понятий, чтобы дать им нужный ответ о своём уповании. Борьба с ересями также побуждала проповедников изыскивать более совершенные формы проповеди.

Основная же причина заключалась в оскудении в среде христиан первоначальной духовности.Умаление духовности в среде христиан было причиной, что и в проповеди уменьшается “явление духа и силы” и появляется потребность “в убедительных словах человеческой мудрости”.

В новых проповеднических формах, но по-прежнему о Христе Распятом и Воскресшем и о нашем в Нём спасении, возвещали проповедники.

Духовные потребности и при изменении внешних форм жизни всегда остаются прежними. Душа всегда одинаково жаждет воды живой и хлеба жизни (Ин. 4:10; 6:35), и проповедники четвёртого и пятого веков обильно насыщали жаждущие и алчущие души.

7. Проповедничество Свт. Кирилла Иерусалимского(†386 г.)..

Святой Кирилл Иерусалимский родился около 315 года. Место его рождения и воспитания неизвестны. Предполагают, что он родился в христианской семье и был воспитан в недрах Церкви Иерусалимской. Творения св. Кирилла свидетельствуют, что онполучил хорошее образование — прекрасно знал Свящ. Писание, языческие науки так же были известны ему. Он рано был принят в клир Иерусалимской Церкви. В 346 году св. Кирилл был уже пресвитером. Основной его обязанностью было наставлять оглашенных в истинах христианской веры. В сане пресвитера им были произнесены огласительные и тайноводственные слова, сохранившиеся до наших дней.

Через четыре года, в 350 году, ревностный пресвитер Кирилл был поставлен во епископа Иерусалимской Церкви.

В это время многострадальная Иерусалимская Церковь претерпевала многие трудности от нападок язычников, иудеев, самарян и многих еретиков. Особенно много зла причиняли православным ариане. Они неоднократно обвиняли св. Кирилла низложенным, изгоняли из Иерусалима и ссылали. Все эти беды продолжались до 378 года, когда император Феодосий Великий вернул св. Кирилла к его иерусалимской пастве. В 381 году он присутствовал на Втором Вселенском Соборе. Скончался св. Кирилл в 386 году.

От святителя Кирилла сохранились следующие проповеднические труды: одно предогласительное и восемнадцать огласительных слов (к готовящимся ко св. крещению); пять тайноводственных (к новопросвещённым) и одна беседа о расслабленном.

В огласительных словах раскрываются основные истины христианского учения по порядку Символа веры. Сказав в предогласительном слове, в чём состоит приготовление ко св. крещению, св. Кирилл в первых двух огласительных словах учит о покаянии, в третьем — о спасительных плодах крещения, а в четвёртом, получившем заглавие “О десяти догматах,” — кратко излагает учение веры и правила христианской жизни. В остальных четырнадцати словах подробно объясняется всё то, что кратко было сказано в четвёртом слове.

Все огласительные слова были сказаны без предварительной записи.

В тайноводственных словах излагается положительное учение Православной Церкви о таинствах Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Как внешняя, так и внутренняя стороны таинств изображены святителем с глубокой проникновенностью в благодатную силу таинств. Объяснение образов отличается естественностью, простотой изложения и в то же время возвышенностью.

“В беседе о расслабленном” излагается евангельское событие и делаются нравственные выводы для слушателей. Во всех словах св. Кирилл при изложении вероучительных истин первоначально говорит о заблуждении еретиков, а затем излагает православное учение. Доказательства для подтверждения излагаемых мыслей, он заимствует из Свящ. Писания и соображений разума. В подробную полемику с неправомыслящими Святитель в своих поучениях не вступает. Изложив их учение лишь в самых общих чертах, он тем самым предостерегает своих пасомых, что кроме истинного учения, имеется ещё и учение ложное.

Как огласительные, так и тайноводственные слова св. Кирилла Иерусалимского по богатству мыслей могут быть прекрасным пособием для современного пастыря- проповедника.

8.Проповедничество Свт. Василия Великого(329-379)

Великий вселенский учитель св. Василий Великий родился в малоазийской провинции Понт около 329 года. Родители его были благочестивыми христианами, имеющими значительное состояние.

Первоначальное образование св. Василий получил от своего отца — красноречивого адвоката. Достигнув юношеского возраста, он отправляется путешествовать чтобы пополнить своё образование. Прежде всего он посетил Кесарию Каппадокийскую, затем Константинополь и, наконец, центр образованности того времени — Афины. Уже в Кесарийской школе св. Василий очень быстро превзошёл всех своих товарищей и поравнялся с учителями. Имя его стало известно по всей Кесарии за учёность и твёрдость нравов. Он был ритором между риторами ещё до кафедры софиста, философом между философами ещё до выслушивания философских положений, а что всего важнее, иереем для христиан ещё до священства.

В Афинах св. Василий встретил другого благочестивого юношу, св. Григория Богослова. С этого времени узы тесной дружбы связали их на всю жизнь.

Поставив перед собой цель — добродетельную жизнь, они вели дружбу только с миролюбивыми и целомудренными товарищами, избегая легкомысленных.

В Афинах св. Василий изучил грамматику, риторику, астрологию, геометрию, математику, философию и медицину и настолько постиг эти науки, что никто не мог с ним сравняться в знании этих наук. Особенно преуспел он в диалектике.

После нескольких лет пребывания в Афинах (4-х или 5-ти) св. Василий возвращается на родину, имея намерение удалиться в пустынное уединение.

Живя в пустыне св. Василий не терял связи с миром, охотно оказывал содействие своим словом тем, кто просил его об этом, особенно когда вопрос касался защиты православной веры от еретиков. Так в 360 году он был на соборе в Константинополе и, будучи ещё только чтецом, поражал ариан силою своего слова.

В 364 году св. Василий был рукоположен во пресвитера. С того времени он начал непрестанно проповедовать с церковного амвона. Ревность его в деле учительства не знала усталости; он проповедовал иногда не только каждый день, но не редко и дважды в день. Говорил св. Василий с таким воодушевлением, что слушателям казалось время остановилось, настолько они были поглощены вниманием к слову; и только поздний час или крайняя усталость полагали конец проповеди кесарийского пастыря. Будучи пресвитером, св. Василий произнёс свои знаменитые беседы на Шестоднев и на псалмы.

Св. Василий удовлетворял не только духовным нуждам своих пасомых, насущные телесные нужды были также предметом его забот.

Сила его пастырской любви особенно ярко проявилась во время голода в Кесарии. Своим властным красноречивым словом он заставил богатых открыть для голодающих житницы и не повышать цены на хлеб. В это время им было произнесено знаменитое слово, полное силы и убеждения, озаглавленное “Во время голода и засухи.” Но не только одним словом облегчал участь нуждающихся св. Василий; “он, по словам Григория Богослова, собирает в одно место уязвлённых гладом... испрашивает всякого рода снеди... выставляет котлы, полные овощей и солёных припасов... потом... при содействии своих... слушателей удовлетворяет телесным потребностям нуждающихся, удовлетворяет и потребностям духовным...”

Самоотверженное служение ближним снискало св. Василию всеобщую любовь и уважение. Когда в 370 году скончался Кесарийский епископ Евсевий, св. Василий был избран на его место, к радости всего народа.

В сане епископа св. Василий показал себя твёрдым и непоколебимым защитником православия против ариан. Только благодаря твёрдости св. Василия, Кесарийская Церковь была спасена от арианства.

Велик был святитель Василий по своей благочестивой жизни, велик в своей ревности о славе Божией, таким же он был и в своих проповеднических трудах.

Всего восемь лет управлял св. Василий Кесарийский паствой. Скончался он в 379 году, в возрасте 49-и лет.

Проповедническое наследие св. Василия, дошедшее до нас: 9 бесед на Шестоднев, 13 бесед на псалмы и 25 слов на разные случаи — всего 47 проповедей.

Общее направление всего проповедничества св. Василия Великого — нравственно практическое. Всё внимание великий вития обращал, прежде всего, на правила христианской жизни, назидание; нравственная польза пасомых — такова главная цель проповедей св. Василия. В седьмой беседе на Шестоднев он сам говорит: “У меня одна цель, всё обращать в назидание Церкви.”

В беседах на Шестоднев эта цель нашла своё наибольшее выражение. Изъясняя историю мироздания и рассматривая свойства того или другого творения, проповедник из этих свойств твари выводит нравственно-назидательные уроки для своих слушателей. Видимый мир в описании св. Василия становится училищем веры и нравственности, своим устройством он возвещает каждому о величии, премудрости и благости. Проповедник постоянно возводит ум слушателя от видимого к невидимому, от твари к Творцу. Видимая природа представляется в Шестодневе как собрание назидательных уроков. Уроки положительные, которые прямо указывают человеку на его обязанности к Богу, ближнему и самому себе, проповедник заимствует преимущественно от неодушевлённой природы и от добрых свойств живых существ. Уроки же отрицательные, которые показывают, что человек не должен делать, выводятся из рассмотрения дурных свойств животных. В беседах на Шестоднев св. Василий держится буквально смысла Свящ. Писания.

Беседы на псалмы св. Василия отличаются таким же нравственно-практическим характером, как и беседы на Шестоднев. Однако в них он, кроме буквального смысла Св. Писания, отыскивал ещё и высший, таинственный.

Все беседы на разные случаи, за исключением “Слова о вере,” носят чисто нравственный характер; в них проповедник имеет цель — утвердить слушателей в доброй жизни и отвратить от порока.

Беседы св. Василия Великого были плодом чистой импровизации. Он никогда предварительно не записывал их. Но, несмотря на это, проповеди св. Василия отличаются необыкновенной последовательностью мыслей, точностью выражений, стройностью расположения частей, ясностью, художественностью и изяществом языка.

9. Проповедничество Свт. Григория Богослова(328-389 гг.)

Великий вселенский учитель св. Григорий Богослов родился около 328 года в местечке Арианзе, недалеко от города Назианза, Каппадокийской области. Отец его, Григорий, первоначально был язычником, но по убеждению супруги принял христианство и впоследствии был епископом Назианзским.

Под руководством своей матери св. Григорий получил первоначальные наставления в истинах христианской веры. Подобно св. Василию Великому, он получил блестящее образование в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах. По окончании образования св. Григорий возвратился домой, принял крещение и удалился к своему другу — св. Василию, в Понтийскую пустыню. Вскоре однако его родной престарелый отец вызывает его к себе и в 361 году, против его желания, рукополагает во пресвитера, чтобы иметь в нём помощника в управлении своей паствой.

Через десять лет св. Василий Великий вызвал св. Григория в Кесарию и опять, против его желания, рукоположил его во епископа небольшого селения Сасимы. Св. Григорий очень болезненно пережил это событие; в Сасимы он не поехал, а остался при своём отце и по-прежнему помогал ему в управлении Церковью в Назианзе. После смерти своих родителей (|374) св. Григорий удалился в монастырь, но через несколько лет (в 379) отсюда был вызван православными христианами в Константинополь, где в это время шла упорная борьба с арианами.

По прибытии в Константинополь св. Григорий нашёл там церковь в самом бедственном положении: все храмы столицы были в руках ариан; православных христиан осталось очень немного. По словам св. Григория, в Константинополе он нашёл не паству, а “малые остатки паствы.” Недолго продолжалась деятельность св. Григория в столице (около двух лет), но сделать он успел очень многое.

Имя св. Григория очень скоро стало известно не только в Константинополе, но и за пределами его. В это время им были произнесены те “пять слов о богословии,” за которые впоследствии он получил название “Богослова.

О силе явления проповеди св. Григория мы узнаём из его же слов. Он писал: “Одних из православных привлекла ко мне проповедуемая Троица, а в иных было уважение к моим словам; другие же притекали ко мне, как терпеливому подвижнику. Иным приятно было видеть меня, как дело собственных рук. Но и из еретиков трудно было отыскать столь упорного, который бы не склонял слуха к моим словам. Одних пленяла сила учения, других делал кротким образ выражения. Без вражды, не столько с укором, сколько с сердоболием, вёл я речь, сетовал, а не поражал и не превозносился, как другие, скоротечным и непостоянным временем.”

В 380 году в столицу прибыл император Феодосий Великий, сторонник православия. Он возвратил православным все храмы, отнятые еретиками. Св. Григорий был утверждён им архиепископом Константинополя и торжественно введён в соборный храм.

Не без влияния св. Григория был созван Второй Вселенский Собор, на котором после смерти Мелетия Антиохийского председательствовал сам св. Григорий. Некоторые епископы, завидуя ему, указывают на незаконность его пребывания на Константинопольской кафедре, так как он был рукоположен в епископа Сасимского, то, не желая, чтобы из-за него возникали раздоры, св. Григорий решил оставить Константинополь.

Простившись со своей паствой и епископами, св. Григорий удалился на родину в Арианз. Здесь в полном уединении, строгих аскетических подвигах провёл этот великий светильник Церкви свои последние дни. Скончался св. Григорий в 389 году.

Из проповеднических трудов св. Григория сохранилось всего лишь 45 слов. Все эти проповеди принадлежат к ярко выраженному виду слова (кроме одной, 7-я беседа). Они имеют все признаки слова: глубину и единство содержания, логическую последовательность мыслей, а также все части слова: вступление, основную часть с расчленённым содержанием и заключение.

Содержание проповедей св. Григория очень разнообразно:

• Слова богословского содержания (5 слов о богословии);

• Праздничные (на Пасху, Богоявление, Рождество Спасителя, Пятидесятницу, на память мучеников Маккавеев);

• Слова надгробные (св. Василию, брату, сестре, отцу);

• Обличительные (на царя Юлиана и другие);

• О событиях личной жизни (“защитительные,” “о своём поставлении,” “о себе самом,” “прощальное к епископам”).

При всём разнообразии слов, все они имеют глубокое внутренне единство, проистекавшее от единства внутренней жизни проповедника, его духовного опыта и созерцания.

Св. Григорий может быть назван преимущественно богословом-догматистом. В большинстве своих проповедей он излагал своим слушателям догматическое учение. Особенно любил святитель учить о Св. Троице. В одном из своих писем он говорит: “О Пресвятой Троице я чаще говорю, чем дышу, говорю среди опасностей и когда нет опасности”

Отличительным внутренним качеством слов св. Григория являются: торжественность, священное величие, духовная власть и постоянно пророческое вдохновение. Многие места его слов подобны торжественным гимнам. Впоследствии церковные песнописцы (напр., св. Иоанн Дамаскин) многое заимствовали из слов св. Григория при составлении канонов на Рождество Христово, Пасху, Пятидесятницу и другие праздники. Торжественность слышится в проповедях Богослова не только при изложении догматического учения, но и при опровержении ересей и обличения слушателей в их заблуждениях.

Характерной внутренней особенностью проповедничества св. Григория является и то, что слово его всегда было соединено со властью. Он твёрдо сознавал, что говорит от имени Божия и потому обращался к слушателям не всегда с просьбой, а иногда — с повелением исполнить его слово, так как оно заключало волю Божию.

По своим внешним качествам проповеди св. Григория отличаются строго выраженной формой, соразмерностью частей проповеди, строгой последовательностью в изложении, художественностью и точностью языка.

Проповедничество св. Григория не было импровизацией. Свои слова он тщательно обдумывал и излагал на бумаге, чтобы никто из его недоброжелателей не мог заставить его краснеть хоть бы за одно неправильно понятое или намеренно искажённое выражение.

10. Проповедничество Свт. Иоанна Златоустого(347-407 гг.)

Св. Иоанн родился в Антиохии — столице Сирии около 347 года. Его отец — Секунд был военачальником; скончался он вскоре после рождения сына, оставив его на попечение 20-ти летней жены Анфусы. Благочестивая Анфуса навсегда осталась вдовой и всецело отдала себя на воспитание сына. Основы христианской веры и нравственности были заложены ею в душу Иоанна.

Как и святители Василий Великий и Григорий Богослов, св. Иоанн получил прекрасное “эллинистическое” образование. В Антиохии он был учеником знаменитого учёного язычника Ливания. С юности Иоанн жаждал посвятить себя иноческой жизни. Осуществить это намерение ему удалось только после смерти матери, которая просила сына не покидать её, пока она жива. В пустыне св. Иоанн подвизался четыре года, занимаясь учением Св. Писания, непрестанным внутренним деланием и трудом. Суровые подвиги расстроили его здоровье, и он был вынужден оставить пустыню и вернуться в Антиохию.

В 381 году св. Иоанн был рукоположен во диакона, а в 386 году — во пресвитера и назначен проповедником Антиохийской Церкви.

Двенадцать лет неустанно проповедовал пресвитер Иоанн в Антиохии. Здесь им была произнесена большая часть его знаменитых бесед и слов. Слушать его поучения толпами стекались не только христиане, но и язычники и иудеи. Влияние бесед Златоуста ещё более усиливалось от того, что он, как любящий отец, разделял со своими слушателями все их скорби и радости, помогал нуждающимся, устраивал больницы, приюты.

В 398 году св. Иоанн был избран на архиепископский престол Константинополя. Девятилетнее управление Константинопольской Церковью было временем бескровного мученичества. Силою своего слова архипастырь беспощадно обличал многочисленные пороки своей паствы. Очень скоро у него появилось много врагов среди развращённой столичной аристократии. Во главе недовольных первосвятителем стояла корыстолюбивая, тщеславная и злопамятная императрица Евдокия. Начались интриги и гонения. Оклеветанный праведник был низложен и выслан из Константинополя. Однако лишь только Златоуст отбыл из столицы, как произошло сильное землетрясение. Испуганная императрица увидела в этом знамение гнева Божия и поспешила возвратить святителя с большим торжеством. Но мир водворился ненадолго. Через два месяца около храма св. Софии была поставлена колонна в честь императрицы и устроено шумное веселье в течении нескольких дней. Шум и крики мешали богослужению. Златоуст напрасно обращал на это внимание префекта; необузданные торжества продолжались. Тогда Архипастырь в справедливом негодовании произнёс обличительную речь, которая начиналась словами: “Опять Иродиада пляшет, опять беснуется, опять ищет главы Иоанна.”

Императрица отнесла эти слова к себе и настояла на вторичном низложении св. Иоанна. Праведника сослали в далёкую Армению, но потом перевезли в Абхазию. Измученный тяжёлыми переходами и бесчеловечным отношением, св. Иоанн умер на пути в селении Каманы (около Сухуми) на 61 году своей жизни (в 407 г.). Последними словами его были: “Слава Богу за всё.”

Св. Иоанн признаётся авторитетнейшим из отцов Православной Церкви и носит имя Вселенского учителя. От него осталось множество сочинений самого разнообразного содержания (12 томов в русском переводе).

Златоуст был не только красноречивым, но и плодовитейшим проповедником. Его проповедническое наследие превосходит проповеднические труды как предшествоваших ему, так и последующих за ним отцов Церкви.

Всех проповедей св. Иоанна дошло до нас около 800.

Наилучшими из них считаются его экзегетические беседы на Новозаветные книги: Евангелие от Матфея и Иоанна, Деян. свв. Апостолов и послания св. апостола Павла. Кроме этого, у св. Иоанн имеется много слов и бесед на праздничные дни, в память святых и на разные случаи из жизни его паствы и его самого.

Содержание проповедей Златоуста необычайно богато, но все они имеют нравственно-практическое направление. Специально вероучительных слов у Златоуста мало (против Иудеев, против аномеев), т. к. вопросы веры он всегда самым тесным образом связывает с нравоучением. Из догматических истин он выводит нравственные идеалы. Он учил о жизни по вере и хотел, чтобы его пасомые усвоили, что истины веры являются одновременно и истинами жизни. Евангелие — закон жизни — вот основная тема его слов. Философская отвлечённость была чужда проповедям Святителя — все они жизненны и целеустремлённы.

Будучи последователем Антиохийской школы, святитель Иоанн в своих проповедях придерживался исторического понимания Св. Писания. От исторического понимания обычно Златоуст переходит к нравственному экзегесу. Его толкования всегда имеют расширенное нравственное приложение. Иногда от буквального смысла Златоуст возводит своих слушателей к более глубокому — мистическому пониманию отдельных библейских мест, никогда, правда, не уклоняясь в искусственный аллегоризм.

Проповеди св. Иоанна Златоуста проникнуты духом живейшей любви к пастве. Часто эта любовь выражалась у него в необычайной задушевности и нежности. Даже в полных негодования обличениях у Златоуста всегда слышится господствующий тон любви. Обличение у него — это невольный крик его глубоко любящего сердца.

Тщательное изучение Св. Писания и великий подвиг личного нравственного совершенствования сделали Златоуста доступной для понимания человеческую душу во всех её изгибах и указали лучшие приёмы борьбы с пороками и утверждения в доброделании.

Кроме всесильного обаяния святой личности святителя, влияние его проповеди зависело и от его огромного ораторского таланта. Проповеди Златоуста обыкновенно имели характер живой беседы, творчески свободно развивающейся в момент самого произнесения. Он никогда предварительно не записывал своих проповедей, а только обдумывал тему. Дар импровизации у него был так велик, живое вдохновение так властно, что он невольно увлекался потоком новых впечатлений, воспоминаний, мыслей и образов. Такая живая непосредственность в проповеди делали возможным в любой момент приспособить её к состоянию слушателей и обращать в познание любое событие. Этим объясняются частые отклонения от основной темы в проповедях Златоуста. Но эти отклонения и разнообразие содержания и сам тон происходили не от несобранности проповедника, а от вдохновенной смелости и даровитости витии.

Златоуст не столько рассуждает и доказывает, сколько пленяет и увлекает. Он обладал редким даром поэтического представления, сочетая его с богатством восточной фантазии и со свойственной ему естественной простотой. Как истинный поэт он нередко мыслил образами и картинами. Излюбленным его способом был живой пример, а обычный способ уяснения отвлечённых истин — наглядное сравнение их с явлениями природы.

Поэтическое убранство речи Златоуста, её простота, ясность, точность и определённость, изящество стиля при глубине содержания делают проповедь общедоступной.

Как современники Златоуста, так и все последующие поколения христиан находили в его проповедях источник нравственного назидания и утешения.

11. Проповедничество преп. Ефрема Сирина(†372 г.) и св. Амвросия Медиоланского.

Проповедничество преп. Ефрема Сирина(†372 г.)

Святой Ефрем родился в начале четвёртого века в окрестностях города Низибии (северо-восточная Месопотамия). Родителями его были бедными земледельцами, отличавшимися истинным христианским благочестием. Своему сыну они с ранних лет внушали страх перед Богом.

По собственному признанию преподобного Ефрема в юности он был злоязычен, завистлив, бил, ссорил других, препирался с соседями, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым мыслям и даже сомневался в промысле Божием.

На путь благочестия помогло встать ему следующее событие. Однажды Ефрема напрасно обвинили в похищении овец и вместе с другими заподозренными посадили в темницу. Здесь, после восьми дней заключения, он во сне услыхал таинственный голос: “Будь благочестив и уразумеешь Промысл; перебери в мыслях, о чём ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут несправедливо; но не избегнут наказания и виновные.” Увидев исполнение этих слов, св. Ефрем ещё в темнице дал обещание оставить мир и всю жизнь посвятить покаянию. Оправданный на суде и освобождённый из темницы, он познал, что есть “око, над всем надзирающее.” Возвратясь домой, св. Ефрем не стал медлить в исполнении данного им обета. Он удаляется к св. Иакову на Низибийскую гору. Под руководством св. Иакова (впоследствии епископ Низибийский) св. Ефрем подвизался в подвигах поста и молитвы, изучал Свящ. Писание и учил других в училище. По разорении Низибии персами преподобный отец переселился в Едессу, где проповедовал слово Божие язычникам и изъяснял Свящ. Писание христианам Едессы. Слава о его подвигах и дара толкования Писания стала привлекать к нему многих учеников. Избегая славы человеческой, преподобный хотел бежать, но был вразумлён видением и с того времени ещё с большей ревностью занялся проповедничеством, поучая вере и благочестию словом устным и письменным.

Св. Ефрем вскоре открыл в Едессе училище, из которого вышло много знаменитых учителей Сирской Церкви.

Своим словом св. Ефрем решительно обличал лжеучителей, волновавших тогда христианский мир. Для противодействия еретикам, излагавшим своё учение в форме гимнов, которые народ пел, св. Ефрем сам начал излагать истинное учение о Боге на основании Свящ. Писания в поэтической форме. Народ с жадностью внимал песнопениям отшельника и оставлял еретические песни. В конце своей жизни св. Ефрем совершил путешествие в Египет, чтобы познакомиться с великими египетскими подвижниками. Это путешествие обогатило едесского подвижника уроками духовной жизни, а в сердцах жителей египетской Фиваиды оставило о нём память, как о муже богопросвещённом.

На обратном пути св. Ефрем посетил Кесарию, где святитель Василий Великий посвятил его в сан диакона. Впоследствии св. Василий хотел посвятить его в сан епископа и присылал к нему с этой целью послов, но смиренный подвижник отклонил от себя это избрание.

Скончался преподобный Ефрем в сане диакона в 372 году.

Преподобный Ефрем оставил после себя много сочинений: богословских, истолковательных, обличительных, нравственных. В русском переводу имеется 8 томов его творений.

Все сочинения преподобного Ефрема являются прекрасным материалом для пастыря-проповедника; в них с редкой глубиной раскрывается греховность человеческого сердца и указывается путь к возрождению через покаяние.

Проповеди написаны в форме слов и поучений; по содержанию они могут быть разделены на 1) догматические, 2) нравственные и 3) изъяснительные.

В догматических поучениях св. Ефрем излагает истины христианской веры, которые искажались еретиками. При этом он не входит в тонкий разбор основ лжеучений, а разъясняет положительное учение Православной Церкви и обличает уклонения от истины ересиархов.

В нравственных поучениях св. Ефрем неподражаем. Он может быть назван всеобъемлющим проповедником нравственных истин. Кажется, нет нравственного вопроса, который бы не раскрыл св. Ефрем в своих проповедях с присущей ему одному глубоким анализом. В своих поучениях он даёт самое полное и верное понятие о нравственном совершенстве, добродетелях и пороках

Излюбленной темой св. Ефрема было сокрушение сердечное и слёзы покаяния. Св. Григорий Нисский в похвальном слове св. Ефрему говорит, что плакать для него было тоже, что дышать воздухом, он плачет не только тогда, когда говорит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие обыкновенно выражают радость.

Изъяснительные поучения св. Ефрема свидетельствуют о его глубоком знании Свящ. Писания; этому много способствовало знание им еврейского языка и народных преданий, обычаев и местности, на которой происходили библейские события. При толковании Св. Писания св. Ефрем объясняет, прежде всего, исторический смысл события, и лишь в некоторых местах говорит и о его таинственном значении.

С внешней стороны проповеди св. Ефрема не отличаются совершенством. В них не всегда есть строгая последовательность в мыслях.

Слог проповеди отличается картинностью и обилием метафор, но они не затемняют ясность речи. Даже в сложных богословских вопросах проповедник говорит доступным для каждого языком.

Проповеди преподобного Ефрема Сирина не имеют внешних достоинств слов его знаменитых современников — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, но по всей внутренней силе он не уступает им.

Проповедничество св. Амвросия Медиоланского(340-397 гг.)

Св. Амвросий родился в городе Трире около 340 года. Отец его был префектом Галии (Франция). После смерти отца его мать переселилась в Рим. Осиротевшее семейство проводило здесь скромную и благочестивую жизнь, так что дом их был подобен монастырю. В Риме св. Амвросий получил всестороннее образование. В школе он занимался с особенным усердием словесными науками, так как готовился стать адвокатом. Благодаря своим способностям св. Амвросий быстро возвысился по службе и был назначен правителем Лигурии, с главным городом Медиоланом или (Миланом). Римский префект, отправляя Амвросия на новую должность, сказал ему: “Иди и управляй не как судья, а как епископ.” Эти слова, действительно, вскоре сбылись.

В 374 году в Медиолане скончался епископ. Между православными и арианами начались ожесточённые споры об избрании нового епископа. Для поддержания порядка префект Амвросий явился в церковь, где происходили выборы, и начал кротко убеждать народ быть единодушными в избрании епископа. В это время раздался детский голос: “Амвросий епископ!” Все собравшиеся приняли этот голос за указание свыше и народ единогласно избрал кроткого и добродетельного префекта во епископа.

Амвросий в это время был ещё только в числе оглашенных и, не считая себя достойным столь высокого сана, долго отказывался. Однако, уступая усиленным просьбам христиан и воле императора, вынужден был согласиться.

По принятии крещения он в семь дней прошёл все церковные степени и в конце 374 года был рукоположен во епископа. Все свои богатства св. Амвросий раздал бедным, а недвижимое имущество посвятил Церкви.

Сознавая свою неподготовленность к епископскому служению, св. Амвросий начал ревностно выполнять то, что ему недоставало. Будучи высоко образованным человеком, он быстро освоил богословские науки. Уча других, он и сам постоян



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: