Приложение по тьюторскому сопровождению семьи
И.Ф. ДЕМЕНТЬЕВА НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
До настоящего времени в отечественной литературе нет четкого определения неблагополучной семьи и не производился углубленный анализ по типам, формам и показателям неблагополучия. Предлагаемые разными авторами трактовки семейного неблагополучия либо не являются исчерпывающими, либо носят предельно расширительный характер. Нет также единого подхода в терминах, определяющих качественные параметры семьи как социального института воспитания.
Одни авторы используют понятие «неблагополучная семья» другие, озабоченные прежде всего проблемой социальной защиты населения, придерживаются определения «семьи группы социального риска» или «с социальными факторами риска». В последние годы появился и получил достаточно широкое распространение, особенно в официальных документах, термин «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации».
В Германии чаще всего оперируют термином «проблемная семья», т.е. переживающая кризис, вызванный различными общественными (война, катастрофы, безработица и др.), а также человеческими факторами (смерть, несчастный случай, развод, болезнь, сексуальные, наркотические, алкогольные злоупотребления).
Американская социология отождествляет неблагополучную семью с нестабильной, т.е. разводящейся, дезорганизованной или отмирающей. По оценке ученых, дети в такой семье, сами являясь продуктом ее нестабильности, несут дезорганизующие элементы в школу, другие социальные институты общества, создавая проблемы учителям, социальным работникам, полиции, работодателям.
Таким образом, нет единой трактовки семейного неблагополучия и в зарубежных источниках,
|
Российские авторы по-разному классифицируют неблагополучные семьи. Так, А.Г. Харчев разделяет семьи по степени неблагополучия на два типа: дезорганизованные и проблемные, и к первой группе относит семьи с выраженными внутрисемейными конфликтами, а ко второй - семьи, в которых внутрисемейные конфликты дополняются конфликтами с другими социальными институтами вследствие аморального поведения, пьянства, неадаптированности к труду, тунеядства и т.п.
Е.Б. Бреева предлагает другую классификацию семей: неблагополученые, т.е. материально необеспеченные, и асоциальные - с асоциальным поведением супругов-родителей.
Е.П.Володина, группируя семьи по тому же признаку, называет их по-другому: выживающие – т. е. материально необеспеченные, и с асоциальной направленностью
Т.И. Шульга и Л.Я. Олиференко пользуются понятиями неблагополучные и проблемные семьи. В неблагополучных семьях - пьющие родители, острые материальные и жилищные проблемы. В семьях второго типа кризисные явления менее выражены: пьет только один из родителей, имеется относительный материальный достаток, но жилищные проблемы не решены и наблюдается отчужденность в отношениях родителей и детей [16, с. 11].
М.М. Плоткин и В.И.Ширинский выделяют четыре типа семейного неблагополучия:
конфликтная семья, с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
аморальная, с отсутствием моральных и этических норм (пьянство, драки и сквернословие);
педагогически несостоятельная, с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры;
|
асоциальная, пренебрегающая общепринятыми социальными и моральными нормами, в которой дети усваивают отклоняющееся и противоправное поведение.
Перейдем к анализу определений семейного неблагополучия в нормативных документах Российской Федерации. В соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении, - это та, где «родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними» [11, с. 5693].
Другая терминология для характеристики семейного неблагополучия используется в «Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях». Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации относит к семьям группы социального риска те, где имеются родители, «проявляющие жестокость и насилие в семье. Это деморализованные родители, безответственно относящиеся к здоровью и воспитанию детей» [12,с. 128].
Термин «семьи социального риска » является базовым в «Концепции предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Можно предложить рассматривать неблагополучную семью как частный случай семей социального риска.
|
Неблагополучная семья это семья имеющая «нарушения во внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей».
Семья социального риска трактуется как «семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов». При этом семья социального риска отождествляется с социально незащищенной, «так как ограничены ее возможности в получении от государства и общества помощи в решении проблем, актуальных для выполнения ею основных гуманитарных и социальных функций».
На наш взгляд, более всего заслуживает внимания типология, разработанная В.А. Фокиным, предлагает подразделять неблагополучные семьи по результатам воспитания детей и выделяет следующие типы семей:
- однодетная, где вырастает балованный, с неумеренными потребностями или несамостоятельный, безынициативный, закомплексованный от избытка родительской любви человек;
- многодетная, с низким контролем родителей; дети педагогически запущены и демонстрируют многочисленные формы отклоняющегося поведения;
- с низким материальным достатком, из-за чего дети лишены возможности удовлетворять свои материальные и духовные потребности и могут подвергаться трудовой или сексуальной эксплуатации со стороны родителей;
- неполная, где дети не получают адекватного представления о половых и супружеских ролях;
- с повышенной конфликтностью, порождающие комплекс неполноценности, повышенную тревожность у ребенка, провоцирующие его на побег из дома;
- с безнадзорными детьми, где на фоне относительного материального благополучия наблюдается полное отсутствие воспитательных мер со стороны родителей;
- с жестоким обращением с детьми, причины которого могут быть различны: материальные проблемы, безработица, отклонения в психике родителей, завышенные требования к детям. Жестокость родителей порождает жестокость детей и их социальную дезадаптированность [14, с. 92-93].
Согласно типологии В.А. Фокина, разные признаки неблагополучия могут присутствовать в одной семье, увеличивая степень риска для детей. Так, неполная семья имеет более низкий по сравнению с полной семьей материальный достаток и меньшие возможности для осуществления надлежащего контроля за поведением детей. Аналогичным образом прослеживается комплексный характер неблагополучия в других семейных группах, Таким образом, группировка семей по одному неблагоприятному признаку носит достаточно условный характер. Как правило, в этом случае принимается во внимание доминирующий признак, при котором остальные выступают как дополнительные.
Обзор позиций авторов достаточно убедительно показывает, что в научных кругах отсутствует единая точка зрения по этому вопросу.
Исходя из этого, предлагается прежде всего сгруппировать такие семьи по характеру проявления негативных качеств на безусловно асоциальные и семьи с латентными признаками неблагополучия.
К первым следует отнести алкогольные, наркозависимые и криминальные семьи, ко второй группе – семьи с менее выраженными факторами неблагополучия: педагогически несостоятельные, дезорганизованные, неполные, с внебрачным ребенком, многодетные, созданные в результате повторного брака, безработных и родителей-инвалидов.
Экономический признак выступает как вторичный по отношению к разнообразным социальным, которые определяют неблагополучие семьи и отсутствие у нее средств к существованию (безработица, инвалидность, многодетность, алкоголизм и т.д.). Поэтому представляется нецелесообразным выделение этого фактора в качестве самостоятельного при создании типологии.
При этом в первой группе – в безусловно асоциальных семьях – вероятность формирования деструктивной личности ребенка приближаете к 100%, в связи с чем нередко ставится вопрос об изъятии его из семьи.
Вторая группа – с латентными признаками неблагополучия – позволяет надеяться на позитивный результат воспитания ребенка в семье, но достичь такого результата можно только при условии активной поддержки со стороны социальных институтов и ближайшего окружения.
Предлагаемая типология семей позволяет не просто выделить ведущий фактор неблагополучия, но и описать весь спектр сопутствующих факторов, характерных для данного типа семьи. В свою очередь сочетание факторов неблагополучия в семьях каждого типа обусловливает антипедагогическое воздействие взрослых и те или иные дефекты воспитания.
В табл. 1 типам неблагополучных семей сопоставлен перечень факторов, определяющих неблагополучие. Уточняется форма жестокого обращения с детьми, практикуемая в семьях данного типа.
В каждой неблагополучной семье взрослые допускают жестокое обращение с несовершеннолетними детьми в той или иной форме. Статья 19 Конвенции о правах ребенка гласит, что дети должны быть защищены «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке». Преобладание тех или иных форм жестокого обращения обусловлено конкретными факторами неблагополучия. К примеру, семьи с алкогольной и наркотической зависимостью прежде всего пренебрегают жизненными потребностями детей в пище, одежде, медицинских услугах, образовании, санитарно-гигиенических условиях жизни. Для сравнения: в дезорганизованных семьях, где культивируются постоянные ссоры, скандалы, отсутствуют общие интересы и жизненные цели, дети испытывают преимущественно эмоциональное (психологическое) насилие
Таблица 1