IV. Методические указания




КАФЕДРА ВОЕННОЙ И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

 

"УТВЕРЖДАЮ"

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫВОЕННОЙ

И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ПОЛКОВНИК МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

В.СИВКОВ

"___ " ____________ 2005 г

 

 

Только для преподавателей

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО «ВОЕННОЙ ТОКСИКОЛОГИИ, РАДИОБИОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ЗАЩИТЕ»

Тема № 5: “Отравляющие и высокотоксичные вещества цитотоксического действия"

Для студентов IV курса лечебного, стоматологического и

педиатрического факультетов.

 

 

вРЕМЯ:

 

Обсуждена на заседании кафедры

военной и экстремальной медицины

"___ " ____________ 2005 г

Протокол № ____________

 

Г.Самара-2005 год

 

I. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Ознакомить студентов с основными физико-химическими и токсическими свойствами ОВ ТВ (АХОВ) цитотоксического действия.

2. Изучить основные проявления токсического процесса, ОВ ТВ (АХОВ) цитотоксического действия.

3. Научиться диагностировать пораженных ОВ ТВ (АХОВ) цитотоксического действия. Приобрести навыки в принятии обоснованного объема медицинской помощи пораженным в очаге и на ЭМЭ.

4. Воспитать у студентов ответственность за обоснованность принимаемых решений по медицинской сортировке и выбору объёма медицинской помощи пораженным ОВ (АХОВ) цитотоксического действия.

II. РАСЧЁТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ.

1. Вступительное слово -5 минут

2. Проверка подготовленности студентов к занятию -15 минут

3. Учебно-целевые вопросы:

а) Механизм действия и патогенез интоксикации ипритом и

люизитом -25 минут

б) Основные проявления токсического процесса в особенности

его проявления при различных путях поступления ОВ (АХОВ) -25 минут

в) Антидотная и симптоматическая терапия -40 минут

г) Содержание и организация медицинской помощи поражённым –65 минут

в очагах и на войсковых ЭМЭ.

4. Заключение. –180 минут

 

Ш. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

А. ЛИТЕРАТУРА:

1. Для студентов.

- Лекция по т.№6, Свидерский О.А., 2003 г.

- Указания по военной токсикологии. М., 2000.

- Каракчиев Н. И. Токсикология ОВ и защита от ядерного и хими­ческого оружия. Ташкент, 1988.

- Молчанов Н. С., Гембицкий Е.Б. Военно-полевая терапия. Л., “Медицина”, 1973.

- «Объем медицинской помощи пораженным ОВ (АХОВ) на этапах медэвакуации», Самара, 2003 г. Учебное пособие для студентов. Арнольдов В.Н.

2. Для преподавателей.

- Вышеперечисленная.

- Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. Л., "Наука", 1982.

-Лужников Е. А. Клиническая токсикология. М., "Медицина", 1982

- Саватеев Н.В. Военная токсикология, радиология и медицинская защита. Л.,1988.

- «Токсикология, радиобиологя и медзащита» ВМедА, СПб, 2004 г., Куценко С.А.

- «Указания по ВПТ», 2003 г.

- Бадюгин И.С. "Военная токсикология, радиология и защита от ОМП",М.,1992

Б. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

1. Плакаты:

«Патогенез ипритных поражений (3.3.1.)»;

«Механизм действия люизита» (3.3.2);

«Механизм действия иприта» (3.3.3.).

2. Стенды тематического класса:

- Схема развертывания МПП (медроты).

- Схема развертывания ОМедБ.

3.Программированный контроль I и II уровня.

4.Ситуационные задачи.

5.Муляжи.

6.Истории болезни.

7.Схемы патогенеза ипритных поражений.

8.Видеофильм «Затравка животных ОВТВ ипритом».

:.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

 

Занятию предшествует самоподготовка. Самоподготовка сту­дентов организуется командиром отделения под руководством пре­подавателя. Преподаватель обеспечивает студентов учебно-мето­дическим материалом на самоподготовку. Он дает установочные по­ложения по изучению данной темы (порядок работы с "Методически­ми указаниями по подготовке к занятиям на цикле ВТРМЗ", порядок проведения будущего занятия, основные вопросы данной темы со­гласно ЛДС-6, некоторый справочный материал и др.).

Занятие начинается с доклада дежурного по отделению, про­верки присутствующих и контроля внешнего вида студентов, выпол­нения ими уставных требований.

После проведения проверки подготовленности студентов к занятию, безмашинным программированным контролем I уровня (Приложение №1), проводится практическое заня­тие по отработке 1-3 учебно-целевых вопросов.

Затем студенты просматривают видеофильм: «Затравка животных ОВТВ ипритом».

Усвоение материала 1-3 вопросов темы проверяется написанием студентами программированного контроля II уровня (Приложение № 8), который проводится в течение 10 минут.

Преподаватель проверяет программи­рованный контроль II уровня, а студенты получают и изучают задание по отработке 4-го учебного вопроса темы.

Затем студенты приступают к отработке 4-го учебного вопроса темы. Отработка 4-го вопроса заключается в решении ситуационных задач (Приложение №9, 10), имитирующих поступление пораженных ОВТВ и АХОВ цитотоксического действия в МПП (медроту), Омедб. По ответам студентов при решении ситуацион­ных задач выставляется итоговая оценка за данную тему.

В заключение занятия преподаватель подводит итоги:

- студентам, успешно выполнившим программированный контроль 1 и II уровней, задания при решении ситуационных задач, тема засчитывается как отработанная и выставляется, дифференцированно, оценка в зависимости от степени участия и рациональности решения ситуационных задач;

- студентам, не выполнившим программированный контроль I и (или) II уровня, тема засчитывается отработанной только после получения положительного результата проверки теоретических знаний в объеме программированного контроля I и (или) II уровня во внеурочное время.

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВСТУПИТЕЛЬНОМУ СЛОВУ

 

Преподаватель показывает роль, место и значение ОВТВ (АХОВ) цитотоксического действия в арсенале химического оружия. Раск­рывает роль и место данной темы в программе курса военной токсикологии, обосновывает ее практическое значение для будущих офицеров медицинской службы запаса. Преподаватель должен наце­лить студентов на успешное усвоение учебной программы с тем, чтобы в случае необходимости ВС РФ получили хорошо подготовленные кадры медицинской службы, способные решать задачи по организации и оказанию медицинской помощи пораженным ОВ (АХОВ) цитотоксического действия в очагах и на войсковых этапах меди­цинской эвакуации.

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЮ.

 

Преподаватель отвечает на неясные вопросы, которые возникли у студентов при подготовке к занятию.

Проверка подготовленности студентов к занятию осуществ­ляется решением безмашинного программированного контроля I уровня (Приложение №1).

Затем раздаются вопросы программированного контроля 1 уровня. На решение отводится 5 минут, после чего студенты сдают карточки контроля преподавателю и получает задание № 1 (Приложение 2). Время на выполнение задания - 10 минут. Правильность выполнения задания № 1 будет проверяться самими студентами при отработке 1-го учебного вопроса. В это время преподаватель про­веряет программированный контроль. Критерием подготовленности студентов к занятию является коэффициент усвоения К³0,7.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОТРАБОТКЕ

ПЕРВОГО УЧЕБНОГО ВОПРОСА:

"МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ИНТОКСИКАЦИИ

ИПРИТОМ И ЛЮИЗИТОМ”.

 

Учебно-целевой задачей при отработке данного вопроса ставится: студенты должны знать механизм действия и патогенез по­ражения ипритом и люизитом с тем, чтобы использовать их в диагностике и обоснованном лечении пораженных.

Данный вопрос отрабатывается семинарским методом. Последовательно разбираются следующие подвопросы:

Точки приложения действия иприта и люизита на молекулярном и клеточном уровне.

Местные воспалительно-некротические изменения.

Шокоподобное состояние.

Особенности патогенеза поражения люизитом.

Особенности патогенеза поражения диоксином.

При подведении итогов по каждому из этих подвопросов пре­подаватель, используя плакат № 3.3.1. показывает зна­чимость патогенетических нарушений в развитии клиники пораже­ния, дифференциальной диагностике и в обосновании антидотной, патогенетической и симптоматической терапии.

В результате изучения этого вопроса студенты должны знать общие закономерности действия иприта, клинические формы пора­жения ОВТВ (АХОВ) цитотоксического действия (Приложение 3).

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОТРАБОТКЕ ВТОРОГО УЧЕБНОГО ВОПРОСА:

"ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОКСИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПУТЯХ ПОСТУПЛЕНИЯ ОВ (АХОВ). ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ПОРАЖЕНИЯ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ ИПРИТОМ И ЛЮИЗИТОМ.

 

В процессе изучения данного вопроса ставится учебно-целевая задача:

- научить студентов на основе знаний характерных симптомов поражения распознавать поражения ипритом и люизитом, обосновывать развернутый диагноз, устанавливать степень тяжести поражения ОВТВ цитотоксического действия.

Отработка учебного вопроса начинается с раздачи задания № 2 (Приложение № 5), муляжей поражения кожи, глаз, историй болезни.

По представленным муляжам студенты должны определить характерные симптомы поражения кожи, глаз ипритом и люизитом и на основании их обосновать и поставить диагноз местного поражения ОВТВ цитотоксического действия, провести дифференциальную диагностику кожных поражений ипритом и люизитом.

По заполненным историям болезней определить характерные симптомы поражения органов дыхания и резорбтивного действия ОВТВ цитотоксического действия и на основании их провести дифференциальную диагностику, обосновать и поставить клинический диагноз. Через 10-11 минут самостоятельной работы студентов преподаватель заслушивает решения 3-4-х студентов по заданию № 2.(Приложение № 5)

При подведении итогов по этому вопросу преподаватель добивается единого представления студентами о ведущих симптомах, определяющих степень тяжести поражения (Приложение № 6). А результатом изучения данного вопроса является выставление полного клинического диагноза по форме: поражение ОВТВ цитотоксического действия, (представитель), степень тяжести, проявления резорбтивного действия, местные воспалительно-некротические изменения по местам аппликации ОВ.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОТРАБОТКЕ ТРЕТЬЕГО УЧЕБНОГО ВОПРОСА:

“АНТИДОТНАЯ И СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ”

 

Учебно-целевой задачей данного вопроса является:

- выбор объема помощи пораженным различной степени тяжести на ЭМЭ;

- составление патогенетически обоснованного плана лечения пораженных ОВТВ (АХОВ) цитотоксического действия в лечебных учреждениях.

Для реализации этих задач дается задание № 3 (Приложение № 7). Студентам предлагается в течение 5-10 минут по историям болезни определить и обосновать объем медицинской помощи в очаге и на ЭМЭ.

По окончании самостоятельной работы обсуждаются доклады (приложения № 15) 3-4 студентов по обоснованию антидотной и симптоматической те­рапии, объему медицинской помощи в очаге и на войсковых ЭМЭ по конкретным историям болезни.В ответах студентов преподаватель добивается четкого и последовательного изложения объема медицинской помощи приме­нительно к конкретному пораженному и виду медицинской помощи.

Для реализации второй задачи студентам выдается задание № 4 (Приложение № 8).

После 10-минутной самостоятельной работы студентов преподаватель заслушивает 2-3 студентов по составленному плану лечения.

При обсуждении плана лечения пораженных преподаватель обращает внимание студентов на обязательность включения следую­щих мероприятий, проводимых в лечебных учреждениях:

- организация тщательного ухода за пораженными;

- охранительного режима;

- диетического питания;

- предупреждение и лечение инфекционных осложнений;

- лечение резорбтивных и местных проявлений интоксикации.

В результате студенты должны уяснить, что из-за медленно развивающейся симптоматики ипритных поражений объем медицинской помощи на войсковых ЭМЭ будет в основном направлен на профилактику инфекционных осложнений и эвакуацию их для лечения в ВПХ(Т)Г, а весь комплекс лечебных мероприятий будет проводиться в специализированных ВПГ в зависимости от локализации и тяжести поражения.

В конце отработки данного вопроса организуется просмотр видеофильм (15-20мин) «Затравка животных ОВТВ ипритом».

Для контроля усвоения материала 1-3 вопросов проводится программированный контроль П уровня (Приложение 9), коэффициент усвоения К³0,7.

УКАЗАНИЯ ПО ОТРАБОТКЕ ЧЕТВЕРТОГО УЧЕБНОГО ВОПРОСА:

“СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОЧАГАХ И НА ВОЙСКОВЫХ ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ”

 

Учебно-целевые задачи:

- выработать у студентов практические кавыки в диагностике, про­ведении медицинской сортировки, в выборе необходимого объема медицинской помощи пораженным ипритом, люизитом на МПП (ОМедБ).

Отработка данного вопроса начинается с раздачи студентам ситуационных талонов (Приложение № 10) и задания № 5 (Приложение № 11). При отработке задания исполь­зуется стенд тематического класса развертывание МПП.

На самостоятельную работу по первому вопросу задания № 5 отводится 5 минут, по истечении которых преподаватель ставит вопрос: "Доложите результат медицинской сортировки пораженных на СП МПП.

При обсуждении данного вопроса преподаватель добивается понимания всеми студентами принципа сортировки на СП, исходя из нуждаемости в санитарной обработке и необходимости изоляции. В результате этого обсуждения совместно вырабатывается решение применительно к следующему варианту: “Все пораженные ОВТВ цитотоксического действия нуждаются в прове­дении частичной санитарной обработки на МПП и, как правило, они будут направлены на ПСО. Затем преподаватель подает реплику: "После проведения ЧСО на ПСО пораженные поступают на сортировочную площадку". И дает указания на самостоятельную работу по второму вопросу задания № 5.

Через 10 минут проводится обсуждение принятых студентами решений по медицинской сортировке пораженных на сортировочной пло­щадке МПП.

В результате обсуждения этого вопроса преподаватель добива­ется принятия студентами решения по сортировке по следующему ва­рианту: "На сортировочной площадке на пораженных заполняется паспортная часть ПМК, они относятся к группе нуждающихся в неотложных мероприятиях первой врачебной помощи и направляются в перевязочную в следующей очередности: 1,2,3,4,5 талоны".

После отработки второго вопроса задания № 5 студенты приступают к самостоятельной работе по третьему вопросу задания № 5.

Через 10 минут преподаватель, заслушивая решения 2-3-х студентов, организует обсуждение этих решений.

В результате обсуждения преподаватель добивается принятия всеми студентами решений по конкретным пораженным согласно вариантов, изложенных в приложении № 9.

После уяснения всеми студентами объема мероприятий первой врачебной помощи пораженным ОВТВ цитотоксического действия на МПП преподаватель подводит итог работы по заданию № 5 и раздает задание № 6 (Приложение № 12).

Затем начинается отработка 4-го учебного вопроса.

Преподаватель объявляет студентам, что в ОМедБ прибыли пораженные ипритом. Поступают они, как правило, из МПП, где им были проведены мероприятия первой врачебной помощи.

После пятиминутной самостоятельной работы студентов по первому вопросу задания № 6 преподаватель приступает к обсуждению результатов медицинской сортировки на СП ОМедБ. В процессе обсуждения преподаватель стремится к совместной выработке решения в следующем варианте:

"На СП ОМедБ все пораженные ипритом нуждаются в проведении ПСО, для чего они направляются в ОСО. После ПСО направляются на сортировочную площадку для оказания медицинской помощи и дальнейшей медицинской сортировки".

Затем студенты выполняют самостоятельную работу по второму вопросу задания № 6.

Через 5 минут преподаватель заслушивает решения 2-3 студентов, организует обсуждение этих решений и добивается понимания всеми студентами основного принципа медицинской сортировки, исходя из нуждаемости в медицинской помощи, месте и очередности ее оказания.

В результате отработки этого вопроса по пяти ситуационным талонам, как вариант решения может быть: "В ГО для оказания квалифицированной медицинской помощи напра­вить пораженных талонов 1,2 с сочетанным поражением органов дыхания. В сортировочную для тяжелопораженных направить пораженного талона № 3. Здесь ему промыть глаза, заложить за веки левомицетиновую мазь, направить в эвакуационную для дальнейшей эвакуации в ВПХГ для раненых в голову в первую очередь, санитарным транспортом, сидя.

Пораженных 4-5 талонов направить в перевязочную для тяжелопораженных ОПО".

После того как студенты придут к такому варианту сортировки, преподаватель дает вводную: "Приступить к самостоятельной работе по третьему вопросу задания № 6".

Через 10 минут, заслушивая решения 3-4 студентов, преподаватель организует обсуждение третьего вопроса. При обсуждении решений студентов преподаватель придерживается следующего плана работы:

1. Оказание медицинской помощи в функциональных подразделениях.

2. Принятие решения о дальнейшей эвакуации пораженных.

При этом основное внимание обращает на обоснованность сортировки по эвакуационному предназначению, т.е. в какой госпиталь необходимо направлять пораженных 0В цитотоксического действия.

Результатом обсуждения должен быть вариант решения применительно к Приложению № 6.

При подведении итогов по четвертому вопросу темы еще раз подчеркиваются особенности организации медицинской помощи пора­женным ОВ цитотоксического действия:

- активное выявление пораженных;

- незначительный объем мероприятий медицинской помощи на ЭМЭ, в основном направленный на профилактику осложнений;

- основное внимание уделяется сортировке пораженных по эвакуа­ционному назначению.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

 

Преподаватель, учитывая активность студентов и правильность их ответов по отработанным учебным вопросам темы, выставляет и объявляет итоговые оценки.

Объявляет порядок отработки материала данной темы студентам, не выполнившим программированный контроль согласно общих органиэационно-методических указаний.

Отвечает на возникшие у студентов вопросы. Объявляет очередную тему и задание на самоподготовку по этой теме.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

№ 1. Программированный контроль № 1.

№ 2. Задание № 1.

№ 3. Особенности действия люизита.

№ 4. Особенности (закономерности) действия иприта.

№ 5. Задание № 2.

№ 6, Явления, характерные для поражения ипритом

легкой, средней и тяжелой степени.

№ 7. Задание № 3.

№ 8. Задание № 4,

№ 9. Программированный контроль № 2.

№ 10. Медицинский пункт (медрота) полка. Ситуационные талоны с эталонами.

№ 11. Задание № 5.

№ 12. Задание № 6.

№ 13. Отдельный медицинский батальон. Ситуационные талоны

с эталонами.

№ 14. Задание для самостоятельной работы.

№ 15. Объем медицинской помощи при поражении ОВ и АХОВ

кожно-нарывного действия.

№ 16 Перечень тем докладов для студентов по теме № 6.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

 

 

"10"декабря2003 г

Арнольдов В.Н.

Приложение № 1

 

VII. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ № 1

I ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические свойства люизита.

Механизм действия иприта.

Патогенез ипритных поражений.

4. Неотложные мероприятия первой врачебной помощи при поражении ипритом.

5. Группы, выделяемые при медицинской сортировке пораженных ипритом на в ОмедБ.

II ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические свойства сернистого иприта.

Механизм действия иприта.

2. Патогенез ипритных поражений.

3. Неотложные мероприятия квалифицированной медицинской помощи пораженным ипритом.

5. В какие госпиталя направляют пораженных ипритом.

III ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические сернистого иприта.

2. Механизм действия ипритов.

3. Патогенез ипритных поражений.

4. Принципы неотложной помощи при пораже­нии диоксином.

5. Группы, выделяемые при медицинской сортировке пораженных ипритом в МПП.

IV ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические свойства люизита.

2. Механизм действия диоксина.

3. Патогенез ипритных поражений

4. Неотложные мероприятия первой врачебной помощи пораженным ипритом

5. Группы, выделяемые при медицинской сортировке пораженных ипритом на МПП, исходя из эвакуационных признаков.

V ВАРИАНТ

1. Физико-химические, токсикологические свойства азотистого иприта.

2. Механизм действия ипритов.

3. Патогенез поражений диоксином.

4. Объём доврачебной помощи при поражении люизитом.

5. Группы, выделяемые при медицинской сортировке пораженных ипритом в ОмедБ

 

Приложение № 2

 

ЗАДАНИЕ № 1

Определите виды гипоксий и механизмы их возникновения при поражении ипритом, используя схему патогенеза ипритных пораже­ний. Результаты запишите в тетрадь.

 

Приложение № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: