Марксистское направление в русской социологии.




Контрольная работа

 

Вариант 3

 

Выполнил: Гильманова Валерия Алексеевна

Проверил: _________________________________________

Оценка: _________________________

 

 

 

ЕКАТЕРИНБУРГ,


1. Из истории социологии:

- историческая хронология развития мировой социальной мысли: древность, средние века, новое время, современность;

- возникновение социологии как науки и место здесь О. Конта;

- социология в России: юридическая школа, социологические идеи теоретиков позитивизма, социал-органицизм, субъективная школа в русской социологии. Марксистское направление в русской социологии.

- современный период в развитии социологии и ее перспективы.

- историческая хронология развития мировой социальной мысли: древность, средние века, новое время, современность;

Древний мир

Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс. лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э. до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

Древний мир славен своими цивилизациями – Египет, Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

 

Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

 

Средние века или Средневековье

Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э. до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

 

Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии, что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

 

Новое время

Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве.

 

Новейшее время

К новейшему времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации, возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

 

- возникновение социологии как науки и место здесь О. Конта;

Родоначальником социологии как науки является О. Конт. Вся социологическая концепция Конта проникнута идеей порядка и прогресса. Саму социологию Конт подразделял на социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика, по Конту, это анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии. Она призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем.

Социальная динамика Конта – это теория общественного развития, она призвана изучать законы развития и изменения социальных систем.

Значение социологии Конта определяется тем, что он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию, как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в социологии; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

 

- социология в России: юридическая школа, социологические идеи теоретиков позитивизма, социал-органицизм, субъективная школа в русской социологии. Марксистское направление в русской социологии.

 

Юридическая школа (Ю.С. Гамбаров, А.Д. Градовский, И.А. Ильин, К.Д. Кавелин, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин и др.) как одно из заметных и своеобразных явлений в отечественной социологии. Предмет изучения юридической школы. Разумная действительность — идеал государственной школы. Идея правового государства. Концепция соотнесения

общества и государства. Государственное начало — стержневая идея русской истории. Необходимость понимания истории как развивающегося процесса. Концепция исторического процесса. Трактовка общества — целостного, взаимосвязанного социального организма. Влияние на общество естественно-географических, социально-политических и демографических процессов. Противоречия между обществом и государством.

 

Важнейшим философским течением не только в XIX-м, но и в ХХ-м веках стал позитивизм (положительная философия), который в целом характерен эклектическими колебаниями между материализмом и идеализмом. Это партия середины в философии. В политических и правовых теоретических построениях позитивисты выступали за освобождение науки от мировоззренческой и ценностной интерпретации, основное внимание уделяли не познанию сущности государства и права, а лишь описанию явлений в их сосуществовании (статика) и последовательности (динамика).

Позитивизм - научная методология, которая возникла в середине XIX века. В теории выделяют юридический и социологический позитивизм.

 

Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Юридический позитивизм использует формально-юридические методы (анализ, сравнение, классификация, построение понятий, логический метод).

 

Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций. О. Конт, например, включал в социологию и философию также политическую науку, и правоведение, и все обществоведение.

Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.

 

Огюст Конт В четырехтомной "Системе позитивной политики" (1851-1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней "состояния человеческих умов" - теологического, метафизического и позитивного (научного).

 

На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах.

 

На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она приобретает "оборонительный дух".

 

На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать контовская позитивная политика как прикладная часть социологии.

 

При социократии духовное руководство обществом принадлежит уже философам-позитивистам, ученым, призванным вырабатывать рекомендации для практики управления и заниматься воспитанием. Само же властное управление осуществляется узкой группой банкиров, промышленников и технических специалистов при содействии ученых. Массы народа как некомпетентные умы от реальной власти отстраняются. Сущность социократии выражает ее лозунг: "Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель". Формула "порядок и прогресс" стала эпиграфом "Системы позитивной политики" О. Конта. В его учении революции, "анархические взрывы" представлены как "патология общественного развития" а социальная солидарность - как необходимая основа нормальной социально-политической жизни, исчезновение которой означает распад общества и государства. В целом Конт выступает противником либерализма, демократии, социализма, прав и свобод личности, мешающих, по его мнению, упрочению солидарности. Сторонник сильной авторитарной власти. Позитивизм О. Конт возводит в ранг "единственно действительной и всеохватывающей религии", способной решить все социально-политические проблемы.

 

Иные политические взгляды с позиций позитивизма отстаивал Г. Спенсер - родоначальник Герберт Спенсер органического направления в социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие - с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма.

В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политической теории. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера - личности. Он признавал за гражданами "право игнорировать государство", призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида.

 

Государство, политическая власть возникает и существует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа, хотя в реальной жизни у него быстро появляются свои собственные интересы, противоречащие интересам общества. Тем не менее делегирование власти правительству необходимо, так как функции управления обществом все более расширяются, усложняются, дифференцируются. В этой связи Спенсер рассматривает государство как "необходимое зло". При этом он различал два основных типа государства: военный, где личность поглощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах общественной жизни (это характерно для ранних стадий истории); и промышленный, где уважается индивидуальность личности, ее свобода, инициатива, мирное добровольное сотрудничество. Переход к такому типу государств составляет, по Спенсеру, суть закона эволюции в рамках тогдашней историй.

В отличие от Конта, Спенсер выступил как твердый сторонник политического и экономического либерализма, личной свободы и свободы конкуренции, противник вмешательства государства не только в экономику, но и во все другие сферы жизни общества. В определенной мере он с симпатией относился к целям и идеалам социализма, хотя в целом не был его сторонником, ибо считал, что социализм может породить больше проблем, чем разрешить.

 

Такое направление социологии, как органицизм, сложилось на базе идей европейских социологов, его сторонниками были Лилленфельд П., Новиков К.А., Стронин А.Н. Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое. Сущность органицизма состоит в том, что определенные биологические понятия и закономерности переносятся на общественные явления.

Внутри организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т.д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также генетическая преемственность. Они сочетаются с различного рода естественными программами и алгоритмичностью на сигнальной основе, а также с адаптивностью, агрессией в среду, самоорганизацией, самосовершенствованием, саморазвитием и др. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.

Для единичного организма и человечества в целом существуют определенные общие алгоритмы, закономерности и единые ценности. Они обладают сходными общими свойствами, функциями и отношениями.

Это общее включает следующее:

1) существование на единой – материально-энерго-информационной – основе в рамках локализованных пространства и времени.

2) системность строения, функций, организации (наличие структур) и иерархичность;

3) многопараметричность;

4) многофакторность, стохастичность;

5) стремление к поддержанию оптимизированного и эффективного существования, жизнеспособности;

6) сохранение определенной упорядоченности, устройства, структуры, организации на протяжении значительных, но характерных для жизненного цикла также определенных систем отрезков времени;

7) извлечение и усвоение материала, энергии и сигналов ради обеспечения жизнеспособности за счет взаимодействия с окружающей средой (метаболизма) и антиэнтропийной деятельности (самоорганизации, реорганизации и повышения уровня организации – арогенеза);

8) системность жизнедеятельности, допускающая динамику, вариативность, мутации, трансформации, наличие новаций и самоактивности (инициатив) целого и частей;

9) самовоспроизводство в целом и в частях и т.д.;

10) управление и самоуправление.

11) адаптивность по отношению к условиям за счет стабильности и самоорганизации, реорганизации и саморазвития;

12) функциональность целого и частей, функциональная инвариантность;

13) цикличность жизнедеятельности и общего развития, включая индивидуальное рождение и индивидуальную смерть;

14) наличие фаз перехода (“переходных состояний”) и “снятия” предыдущих форм, качеств и состояний в ходе развития к высшему или низшему.

Таким образом, в органицизме как направлении социологии рассматривалось развитие человеческого общества по аналогии с развитием единичного организма.

 

Наиболее влиятельной в русской социологической традиции была субъективная школа. Это положение определялось рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала продолжительное время, с конца 60-х гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в. В количественном отношении субъективная школа была представлена множеством публикаций. Наряду с "отцами-основателями" (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев) в ней обнаруживаются несколько поколений последователей. Во-вторых, представители данной школы прекрасно понимали российскую социальную реальность. В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса.
Основоположником субъективной щколы является Лавров П.Л., в изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире (то, что позднее стали называть "предсоциологией"), понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо - культурной эволюции, начиная с первобытных форм, (их остатки в настоящем в виде народных суеверий, традиций, верований) и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологий. Сочинения Лаврова, посвященные истории мысли, как специфической черте человеческого общества, рисуют читателю широкую панораму мировой эволюции. Его, как и Конта, волновал процесс "подготовления" мысли - космические, геологические, физико-химические, биологические и, наконец, психологические линии эволюции, вплоть до "сопутствующих" мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества.

 

Марксистское направление в русской социологии.

Марксистское направление в российской социологии появилось в 70-х годах 19 века вслед за переводом «Капитала» Маркса на русский язык. По существу он стал первой прокапиталистической идеологией среди русской интеллигенции в трактовке «легальных марксистов» - С. Булгакова, п. Струве, М. Туган-Барановского.

 

Карл Маркс (1818-1883) - немецкий социальный мыслитель, философ, социолог, экономист, основоположник марксизма.

Основные сочинения: «К критике гегелевской философии права. Введение» (1843); «Святое семейство» (1845); «Нищета философии» (1847); «Манифест коммунистической партии» (1848); «Капитал» (3 т., 1867-1894) и др.

 

Социология марксизма - это исторический материализм. История объясняется развитием производительных сил общества. Исторические эпохи соответствуют общественно-экономическим формациям, главной характеристикой которых является способ производства материальных благ. Экономические отношения объясняют все социальные процессы и явления. К. Маркс ввел понятие базиса - способ производства. Он состоит из двух компонентов:

• производительные силы (люди и средства производства);

• производственные отношения.

Производственные отношения включают в себя:

1) форму собственности на средства производства;

2) отношения распределения и обмена;

3) отношения потребления.

 

От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь (политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения).

 

Законы марксизма:

1) Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции.

2) Закон первичности базиса по отношению к надстройке.

3) Закон классовой борьбы и социальных революций.

4) Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

 

Представителями ортодоксального марксизма являются социал-демократы во главе со своим идейным вождем Г. В. Плехановым (1856-1918). В социологическом плане наиболее плодотворными были работы В. И. Ленина (1870-1924), в частности его монография «Развитие капитализма в России» (1899), в которой он на эмпирическом материале убедительно доказал, что крестьянство в России к концу 19 века перестало быть однородной массой и стало раскладываться на пролетарские и буржуазные слои. Придавали большое значение личности в истории как главной движущей силы истории. Утверждали, что революция - это движение самих масс.

 

Наиболее интересными представителями марксистского социологического подхода были К. Тахтарев (1871-1925), А. Богданов-Малиновский (1873-1928), Н. Рожков (1868-1927).

 

Г.В. Плеханов обосновывал и популяризировал учение марксизма, разрабатывал и конкретизировал его отдельные вопросы, особенно в области социальной философии: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологии и т.д. По его мнению, существуют два типа производственных отношений: технические («непосредственные отношения производителей в процессе производства»), не носящие классового характера, и «имущественные», которые в классовом обществе имеют классовый характер. Это дало ему основание определять государство не как особый аппарат насилия, а как целое надклассовое образование, возникновение которого может быть в весьма значительной степени объяснено непосредственным влиянием нужд общественно-производительного процесса.

 

В.И. Ленин, выступая как теоретик марксизма, развивает прежде всего идею классовой борьбы и механизмы осуществления диктатуры пролетариата. Он был прежде всего политиком, и в центре его политических интересов находилась идея классовой борьбы, доведенная до идеи диктатуры пролетариата. Исследования В.И. Ленина по экономике, в частности его капитальный труд «Развитие капитализма в России» (1896-1899), также подчинены идее социального преобразования, ликвидации частной формы собственности. Наряду с этим, будучи теоретиком марксизма, В.И. Ленин разработал далее марксизм в позитивном плане, а в ряде случаев выдвинул принципиально новые положения. В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии - о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов, о союзниках рабочего класса и т.п.

 

В 1921 г. в Москве также по инициативе В.И. Ленина был создан Институт красной профессуры для подготовки преподавателей-марксистов высшей квалификации. В декабре 1919 г. на базе рабфака в Петроградском университете была создана первая в России общественная организация ученых марксистского направления - Научное общество марксистов (НОМ). Основной задачей общества являлись разработка идей марксизма и распространение марксистского мировоззрения.

В это время перестали издаваться журналы “Мысль”, “Экономист", “Утренник", “Начала", “Литературные записки" и другие, на страницах которых популяризовались идеи немарксистских философов и социологов.

 

В 20-е годы началось бурное развитие марксистской социологии. Начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Наряду с серьезными шагами, сделанными в области теоретического социологического знания, советские социологи-марксисты в 20-30-х годах также провели ряд социальных и социологических исследований. Именно 20-е годы, с полным на это правом, могут быть названы периодом становления конкретных социологических исследований в СССР.

 

Значительное число социологических исследований было проведено в сфере труда. Особое внимание уделялось исследованию проблем молодежи. Уделялось внимание и изучению условий жизни, материального положения различных категорий населения в послереволюционный период. Конкретные социологические исследования проводились по проблемам брака и семьи. Было проведено большое количество исследований, направленных на изучение средств массовой информации, а также связанных с проблемами образования и воспитания. Но уже в конце 20-х - начале 30-х гг. социологические исследования начинают свертываться. Тоталитарная система не считала нужным их изучать. Социология объявляется буржуазной наукой (т.е. лженаукой), а термин “социология" полностью изымается из употребления.

 

- современный период в развитии социологии и ее перспективы.

Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований — в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих вопросов (хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками) и сосредоточились социологи. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XX в. Чикагской школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальных процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк (1864—1944 гг.) исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, которую они создают — прежде всего городской, анализировал взаимодействие биологических и социальных факторов, детерминирующих структуру общества.

 

Начиная с 20-х годов параллельно развитию индустриальной социологии, социологии труда шла разработка доктрины «человеческих отношений» — альтернативной тейлоризму теории, разрабатывающей принципы и задачи управления людьми в организациях. В эмпирических исследованиях, проведенных в Хоторнском эксперименте, было установлено, что повышение производительности труда зависит не только от способностей и умений, на которые ориентировался тейлоризм, но и от таких факторов, как удовлетворенность работника своим трудом, влияние коллективных требований, благоприятная атмосфера в трудовой ячейке и т. п. Комплекс мероприятий, направленных на развитие данных факторов, и получил название политики «человеческих отношений».

 

Происходит становление и развитие отраслевых социологии. После Второй мировой войны формируется школа структурно-функционального анализа, представленная прежде всего такими американскими социологами, как Т. Парсонс (1902—1977 гг.) и Р. Мертон (род. в 1910 г.). В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры. Социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляют себя функции. Скажем, функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая, функцию интеграции — правовые институты, обычаи и традиции, функцию воспроизводства социальной системы — органы социализации (включая семью, институты образования), а также система верований и морали. Взаимодействие между подсистемами происходит на основе общих эквивалентов, таких, как деньги, власть, влияние, ценности, культура.

 

Большое влияние на развитие науки оказала разработка Мертоном принципа социологических «теорий среднего уровня», находящихся между чисто эмпирическими исследованиями и общей социологической теорией. Концепция «теорий среднего уровня» разработана Мертоном на основе понятия «функциональность». В качестве функций рассматриваются те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции социальной системы или приспособлению ее к среде. К числу теорий среднего уровня Мертон относит такие известные социологические концепции, как теории «референтных групп», «социальных ролей», «социальных статусов» и т. д. Основные функции, определяющие системность общества с точки зрения структурного функционализма, выделил Парсонс.

 


2. Политический процесс и его участники:

- понятие «политический процесс»;

- соотношение политической жизни общества и политических процессов, возможности их прогнозирования;

- политико-властные процессы, проводимые законодательной, исполнительной и судебной властями;

- выработка политического курса и принятие решений;

- участие гражданского общества в политических процессах;

- политический процесс в стабильных условиях, переходный и кризисный периоды;

- прагматизм, политический реализм, ненасилие в политическом процессе;

- демократические формы борьбы: компромисс, консенсус, блокирование политических сил, союз, конфронтация;

- насилие в политическом процессе: гражданская война, государственный переворот, политический экстремизм, терроризм;

- выборы и избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная;

- правовые основы избирательных кампаний;

- системы представительства: традиционная, сословная, правовая;

- избирательная кампания в политическом процессе;

- условия и типы политического развития;

- модернизация общества;

- особенности политического процесса в современной России.

- понятие «политический процесс»;

- соотношение политической жизни общества и политических процессов, возможности их прогнозирования;

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.
Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

 

 

Политическому процессу присущи:
- переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал;
- сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
- восходящих и нисходящих тенденций развития.
Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

 

- политико-властные процессы, проводимые законодательной, исполнительной и судебной властями;

Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах.

 

В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии.

Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей.

 

Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.

Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.

Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

 

- выработка политического курса и принятие решений;

Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата. Оно проявляет себя во многих ипостасях.

Политическое решение – это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: