Проверил: Казарцева Г.А.




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

По дисциплине «Педагогика высшей школы»

ЮУрГУ 40.04.01-2016-234

 

 

Выполнил: Файзутдинова О.Ю.

Студент группы Ю-107

 

__________ (_____________________)

подпись (расшифровка)

Проверил: Казарцева Г.А.

Работа _________________________________

(зачтена/незачтена)

__________ (_____________________)

подпись (расшифровка)

«_____» _________________2017 года

Рег.№_________________________

 

 

Челябинск, 2017

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе характеризуются основные этапы в становлении и развитии высшего юридического образования в России, начиная с XVIII в. и заканчивая настоящим периодом, который обусловлен, прежде всего, интенсивными интеграционными процессами отечественного образования в мировое культурное и образовательное пространство.

Юридическое образование – это не только форма передачи необходимых профессиональных знаний и навыков, но и трансляция правового опыта, правовых ценностей и идеалов. Высшее юридическое образование, являясь непосредственным источником профессионального правового сознания в системе правовой культуры, выполняет функции аккумуляции ее исторических достижений и передачи их последующим поколениям профессиональных юристов. В этом отношении высшее юридическое образования выступает в качестве одной из основных форм воспроизводства правовой культуры общества. Изменения в системе высшего образования России под воздействием факторов социально-экономического и политико-правового характера непосредственно влияют на содержание, формы и направления развития юридического образования.

 

 

ЭТАПЫСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Для комплексного рассмотрения развития юридического образования в России обратимся к истории. Становление высшего юридического образования можно условно разделить на четыре этапа:

Первый этап связан с началом XVIII в. В этот период принимается группа актов, направленных на развитие системы высшего юридического образования.

В 1724 г. Петр I издаёт Указ об учреждении в Петербурге Академии наук, в рамках которой создавались кафедры правоведения. Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учѐными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести академию наук и в России. В соответствии с проектом Петербургская Академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с создаваемыми при ней Академическим университетом и гимназией; хотя формально это были отдельные учреждения, но в состав членов Академии и преподавательский штат университета входили одни и те же люди. В результате новая академия должна была совмещать исследовательскую и образовательную функции. Во- вторых, Академия представляла собой государственное учреждение, финансировавшееся за счёт казны. Её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государственной деятельности. При этом обязанности, возлагаемые на академиков (профессоров), были разнообразными:

- следить за развитием науки и составлять по своей специальности сводки научных результатов;

- участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии;

- давать научные справки и проверять, предлагаемые Академии, новые открытия;

- составлять для студентов курсы по своей науке, читать публичные лекции.

Академик должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место. Пётр выразил желание о том, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».

К 1747 г. императрицей Елизаветой Петровной деятельность Академии была определенным образом систематизирована, утверждается Регламент Императорской Академии наук и художеств.

В 1755 г. Императрица Елизавета Петровна издает Указ об учреждении Московского университета с гимназией. В этот же период закладываются и законодательные основы вузовского образования. Они носят процедурный характер. Вузами вырабатываются инструкции, рапорты, ордера кураторов и другие локальные акты.

В XIX в. происходит становление централизованной системы подготовки юристов в сфере высшего образования, а также бурное развитие законодательной базы высшего профессионального образования. Важную роль в регулировании системы высшего профессионального образования сыграли университетские уставы (1804, 1835, 1863, 1885 гг.). Они закрепляли всю процедуру осуществления высшего образования, определяли правовой статус преподавателей и студентов, регламентировали внутреннюю деятельность учебных заведений.

Сложившаяся в этот период система учебных заведений по подготовке юристов включала в себя:

- юридические факультеты университетов (Московского, Санкт- Петербургского, Новороссийского, Харьковского, Казанского, Киевского) готовили юристов универсального характера;

- ведомственные учебные заведения обеспечивали подготовку юристов для Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Военного министерства (Императорское Училище правоведения, Аудиторское училище и др.);

- юридические лицеи специального отраслевого характера выпускали специалистов с юридической подготовкой для торговли и промышленности Царско-Сельский (Александровский), Демидовский, Нежинский (князя Безбородко) и др.).

Подобная «специализация» юридических учебных заведений была определена, прежде всего, практическими потребностями применения законодательства в различных сферах общественной и хозяйственной жизни страны.

Второй этап развития юридического образования приходится на советский период, когда была модернизирована система высшего профессионального образования. Постановлением ЦИКа и СНК СССР были отменены установленные ранее ограничения при приеме в вузы, связанные с социальным происхождением абитуриентов [2], а также установлена новая система руководства высшей школой [3]; введена заочная форма обучения [4] и др. До начала 30-х гг. высшее юридическое образование можно было получить, в основном, обучаясь на факультетах университетов. С 1931 г. началась реорганизация высшего юридического образования. Оно выводится из состава университетов и становится прерогативой самостоятельных учебных заведений - институтов. Так, в соответствии с Постановлением ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г., были созданы Свердловский юридический институт и Саратовский институт советского права. Законодательные акты советского периода стимулировали развитие юридического образования как самостоятельной структуры в системе высшего образования, способствовали укреплению материально-технической базы учебных заведений, регламентировали единообразие в подготовке юридических кадров, расширение связи вузов с правоохранительными органами, развитие юридической науки.

К началу 90-х г.г. ХХ в. высшее юридическое образование осуществлялось вузами Министерства высшего и среднего специального образования СССР: 39 университетов, 4 юридических института, а также ведомственными вузами, в частности Высшими школами МВД.

Третий этап развития высшего юридического образования связан с реформированием всего высшего образования в РСФСР. Принимаются следующие акты: Указ Президента РСФСР № 1 июль 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию образования» [5]; Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [6] и ряд других. 31 марта 1994 г. разрабатывается проект ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», который принимается только в 2000 г. [7] В целом весь обозначенный период развития высшего юридического образования, на наш взгляд, отличается переплетением двух противоречивых тенденций. С одной стороны, консервативное отношение всякого рода новациям, с другой – широкое заимствование зарубежных моделей высшего образования.

Четвёртый этап развития юридического образования. Вхождение РФ в Болонский процесс (Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран). Характерной чертой динамики развития юридического образования данного этапа является все более полная его ориентация на англо-американскую культуру высшего образования с теми неизбежными ограничениями, которые накладывают различия «континентальной» и «островной» техник мышления, романо- германской и англо-саксонской правовых традиций.

В 2000 г. в Европе принимается «Лиссабонская стратегия» — новая стратегическая цель Европейского Союза направленная на создание Европейского исследовательского пространства, в котором инициатива ориентирована исключительно на обеспечение глобальной конкурентоспособности регионального экономического сообщества в условиях, когда именно знания становятся основой экономики [1].

Образование в данной концепции рассматривается как неутилитарная ценность, форма саморазвития и самореализации людей, независимо от их возраста и социально-экономического положения. Его необходимо поддерживать государственным финансированием, создавая при этом благоприятную образовательную среду оказания образовательных услуг. Экономика такого государства должна быть конкурентоспособной, знания должны становиться фактором производства, «производительной силой», утилитарной ценностью.

Глобальная конкуренция Европы с США в сфере экономики, основанной на знаниях («экономика-знаний» - «knowledge-based economy»), обусловила не только форсированное развитие высшего образования, но максимально приблизила его по содержанию к тому, что принято в США. В этом направлении, в связи с подписанием Болонской декларации, начинает меняться образование и в России. В частности, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [8], аспирантура (адъюнктура) отнесена к высшему, а не послевузовскому, образованию. Можно предположить, что в аспирантурах при вузах основным, если не единственным, профилем будет подготовка выпускников с выдачей Диплома об окончании аспирантуры. Но такая квалификация потребует расширения образовательной составляющей обучения в аспирантуре, за счет нескольких дисциплин педагогической и психологической направленности. Тем самым при неизменном сроке обучения в аспирантуре происходит сокращение времени на подготовку и проведение содержательного научного исследования.

Ни для кого не секрет, что общее образование в США слабее, чем в Европе, в том числе и в России. Это не мешает ведущим американским вузам занимать лидирующие позиции в мировых рейтингах. Они собирают «сливки», особенно на уровне подготовки докторов, со всего мира, в том числе и из бывших колоний европейских стран, а также из самих метрополий. Тем самым вложения государственных средств, практически всех стран мира в общее образование на своих территориях, в конечном итоге оказываются вложениями в научный потенциал США, которые в свою очередь, экономят на финансировании своего качественного общего образования.

Иначе говоря, «при прочих равных возможностях» американская наука может еще долго обеспечивать лидирующую роль американской экономики в мире. Европа, как и Россия, не могут позволить себе такую же структуру образования в целом, как в США. Им надо заботиться и о качественном общем образовании, вкладывая в него и материальные и, что важно, интеллектуальные ресурсы, и о качественном первом уровне массового высшего образования - бакалавриате.

В этой связи хотелось бы отметить, что результативность текущего этапа развития юридического образования позволит достигнуть положительных результатов, если политика в области качества высшего образования, в том числе юридического, определит основные направления, которые в современных условиях позволяют сохранить ранее достигнутый уровень качества образования, поднять его на новую ступень, соответствующую развивающимся потребностям российского общества и государства. К таким направлениям может относиться последовательная и системная интеграция юридического образования с наукой и практикой. В базисе российской модели высшего образования всегда было два основных принципа, первый из которых – фундаментальность, второй – опора на научные школы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России, 2010.

Нормативно-правовые акты

2. Постановление ЦИК и СНК СССР 29 декабря 1935 года.

3. Постановление ЦИК и СНК СССР от 23 июня 1936 года.

4. Постановление СНК СССР от 29 августа 1938 года «О высшем заочном обучении»

5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1 августа 1991 г., № 31, ст. 1025

6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. Издательство «Юридическая литература», 30 июля 1992, №N 30, ст. 1797.

7. ФЗ от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Российская газета от 13 апреля 2000 г. № 72.

8. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2012 г. № 303



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: