Мягкость согласных на письме.




Н593


ЗАДАНИЕ 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это
необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!

 

1. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫНЕ С ГЛАГОЛОМ

НЕ с глаголом пишется раздельно. Не_был, не_решил, не_рисовал Внимание! Если глагол без НЕ не употребляется, НЕ пишется слитно. Нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, несдобровать, невзлюбить[*].

2. – ТСЯ И – ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ

Мягкий знак пишется, если он есть в вопросе. Что делать? Весели ть ся, просыпа ть ся, занима ть ся. Что делает? Весели тс я, просыпае тс я, занимае тс я.

3. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

· сомнительные согласные Необходимо подобрать проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно: Загрузка – загрузить, просьба – просить, свадьба – свадебный, молодёжь – молодежный, груздь – грузди, вокруг – округлый

 

· непроизносимые согласные сердце, прелестный, устный, громоздкий, солнце Необходимо определить, слышится ли согласный в проверочном слове: спортсмен (спорт), хрустнуть (хрустеть), ужасный (ужасен), участвовать (участие). сн: чудесный, словесный, вкусный, интересный, опасный, небесный, прекрасный, напрасный, парусный, древесный.

 

· непроверяемые согласные чувство, лестница, праздник, абзац, абсолютный, ковш, рюкзак, вокзал, футбол, баскетбол, матч, пиджак, сверстник, ресницы, ровесник, блеснуть

· слова с двойнымисогласными

бб: суббота, хобби

жж: вожжи, дрожжи, жужжать, жжение, можжевельник

кк: аккуратный, аккорд, брокколи, хоккей

лл: аллея, Алла, аллергия, артиллерия, баллада, бюллетень,
баллон, иллюзия, иллюстрация, иллюминация, интеллект,
коллектив, коллега, кристалл, Кирилл, металл, миллион,
троллейбус, стеллаж, балл, коралл

мм: грамм, грамматика, килограмм, комментировать,
программа, Римма, сумма, телеграмма, Эмма

нн: Анна, аннотация, ванна, Геннадий, Жанна, Инна, колонна,
мадонна, Сюзанна, теннис, тонна

пп: аппарат, аппликация, аппетит, группа, грипп, труппа

рр: корреспондент, коррекция, коррупция, перрон, терраса,
территория, террор

сс: ассистент, бассейн, касса, класс, комиссия, компресс,
компромисс, кросс, кроссворд, масса, массаж, миссия,
Одесса, пассажир, пресс, прогресс, процесс, профессор,
режиссёр, Россия, ссора, экспресс, кофе эспрессо,
шоссе, эссе

тт: аттракцион, аттестат, коттедж, оперетта, спагетти

фф: коэффициент, суффикс, эффектный, эффективный

4. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА

· гласные, проверяемые ударением Проверяем ударной гласной в этом же корне:
золотóй (зóлото, позолóта), заколóть волосы (закóлка), посветúть фонарём (свéт), старожúл нашего села (стáрый). óбраз (безобрáзный), закалúть себя (закáливать), посвятúть маме(свя́тость),

 

· чередующиеся гласные 1) проверяются суффиксом А   2) проверяются согласными, перед которыми стоят.

· непроверяемые гласные


А: авиация адрес аккуратность аллея альбом аплодисменты аппетит аромат архитектура асфальт аттестат аукцион
Б: багряный балаган бахрома беседа беспокойство библиотека билет бисер богатство ботинок
В: великолепный велосипед виноград винегрет восток выражение
Г: газета гардероб гастроли герой горизонт гравюра

и т.д.

 

5. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

 

6. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Окончания прилагательных проверяются
с помощью вопросов:

На (каком?) скалист ом побережье;

Выступление (какого?) детск ого хора;

Знакомство с (каким?) велик им поэтом.

Примечания.

1. Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос
КАКОЙ?, имеют окончания - ОЙ, - ЫЙ, - ИЙ:

мяч (как ой?) больш ой, баскетбольн ый, легк ий.

2. Имена прилагательные женского рода, отвечающие на вопрос
КАКОЙ?, имеют окончания -ОЙ, -ЕЙ:

лентой (как ой?) красив ой, син ей.

 

 

7. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ
ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА

 

 

МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

8. СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, ЩН, НЩ


Сочетания согласных с Ч и Щ пишутся без мягкого знака:

вето чк а, но чн ик, зако нч ить, спо рщ ик, мо щн ый, каме нщ ик.

 

9. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

· буквы З и С на конце приставок Перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С: Безделье – бесправие, разбег – рассвет, взбежать – всплеск, низвергнуть – ниспадать, издать – испуг, воздать – воспеть

 

· приставка С- ПриставкаС- не изменяется: сдавить, сделать, сбежать. Не путайте! В словах здесь, здание, здоровье приставки нет!

 

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

· Сложные предложения состоят из двух или нескольких
простых предложений;

· в каждой части сложного предложения есть
своя грамматическая основа;

· части сложного предложения связаны между собой
по смыслу, с помощью интонации и союзов (если есть);

· для связи частей сложного предложения используются
союзы И, А, НО, ЧТОБЫ, КОГДА, ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО, ЧТО и союзные слова КАКОЙ, ЧЕЙ, ГДЕ, КУДА и др.
________________________________________________

Помните! Простые предложения в сложном разделяются запятой.

Звенятсиницы, смеётсякукушка, свиститиволга.

Прошланочь, и мыотправились в путь.

Русалочкакачалась на волнах, а корабльуплывал всё дальше.

Теперь Русалочказнала, где живётпринц.

Внимание! Умейте отличить сложные предложения от простых предложений с однородными членами.

Осенью кленыпокрывают землю мягкими листьям и и согревают корни дуба (простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятой нет).

Осенью листья дуба покрывают землю мягкими листьями, и корни дуба греются под этим теплым одеялом (сложное предложение, запятая ставится).


ЗАДАНИЕ 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1
языковые разборы.

Внимание!!!
При письменном оформлении разборов допустимы различные варианты.
В этом пособии дана основная информация,
необходимая для верного ответа.


1. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

ПЛАН ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

I. Орфографическая запись слова.

II. Деление слова на слоги, ударение.

III. Характеристика всех звуков по порядку:

а) согласный: звонкий – глухой, твёрдый – мягкий;

б) гласный: ударный – безударный.

IV. Количество букв, звуков, слогов.


Примеры фонетический разбора:

ёлок(1) ё-лок _____________________________________________ ё – [й] – согласный, звонкий, мягкий [о́] – гласный, ударный л – [л]– согласный, звонкий, твёрдый о –[а] – гласный, безударный к – [к] – согласный, глухой, твёрдый ___________________________________ 4 буквы, 5 звуков, 2 слога уви́дишь(1) у - ви - дишь _____________________________________ у –[у] – гласный, безударный в –[в΄] – согласный, звонкий, мягкий и –[и́] – гласный, ударный д – [д΄] – согласный, звонкий, мягкий и – [и] – гласный, безударный ш – [ш]– согласный, глухой, твёрдый ь – [–] ___________________________________ 7 букв, 6 звуков, 3 слога

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!

· ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Большинство согласных звуков образуют пары:

а) Парные твёрдые мягкие согласные:

Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х
Б΄ В΄ Г΄ Д΄ З΄ К΄ Л΄ М΄ Н΄ П΄ Р΄ С΄ Т΄ Ф΄ Х΄

б) Непарные твёрдые — [Ж], [Ц], [Ш]

в) Непарные мягкие — [Й΄], [Ч΄], [Щ΄]


г) Парные звонкие и глухие согласные:

Б Б΄ В В΄ Г Г΄ Д Д΄ З З΄ Ж
П П΄ Ф Ф΄ К К΄ Т Т΄ С С΄ Ш

д) Непарные звонкие — [Л], [Л΄], [М], [М΄], [Н], [Н΄], [Р], [Р΄], [Й΄]
(сонорные согласные)

е) Непарные глухие — [Х], [Х΄], [Ц], [Ч΄], [Щ΄]

 

· ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

Мягкость согласных на письме.

ОБОЗНАЧАЕТСЯ НЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ
1. С помощью Ь ель, горький, здоровье 2. С помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И река, тёк, тюль, мята, рис 1.В сочетаниях согласных с Чи Щ окончание, мощный, гонщик, венчик 2. В некоторых сочетаниях согласных внутри корня кустик, известие, гости, гвоздик, винтик

 

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

1. в начале слова

ель [ й΄э ]ль, ёжик [ й΄о ]жик,
яма
[ й΄а ]ма, юмор [ й΄у ]мор;

2. после Ъ и Ь

под ъ езд под[ й΄э ]зд, сем ь я сем[ й΄а ],
в ь юга
в[ й΄у ]га;

3. после гласных

арм и я арми[ й΄а ], п о ют по[ й΄у ]т, п о есть по[ й΄э ]сть.

Помни! После согласных буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук
и мягкость предыдущего согласного:

ме ль – [ м΄э ], мё д – [ м΄о ], лю к – [ л΄у ], мя ч – [ м΄а ]

 

· ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ
В УСТНОЙ РЕЧИ

1. Звонкие перед глухими и на конце слов оглушаются:

доро ж ка – [ ш ], ска з ка– [ с ], го д – [ т ],
гря зь – [ с΄ ], космона в т – [ ф ].

2. Глухие перед парными звонкими озвончаются:

про сь ба – [ з΄ ], с делать – [ з΄ ], во к зал – [ г ], молотьба – [ д΄ ].

 


2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО I. Часть речи. Общее грамматическое значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (им. п., ед. ч.). 2. Постоянные признаки: – собственное или нарицательное; – одушевленное или неодушевленное; – род; – склонение. 3. Непостоянные признаки: – число; – падеж. III. Синтаксическая роль.(Каким членом предложения является?)  

 


Поставь знак ударения в следующих словах.


ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

1. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Адрес, мн.ч. адресА алфавИт бант, мн.ч. бАнты вЕрба водопровОд ворОта герб, мн.ч. гербЫ дирЕктор, мн.ч. директорА добЫча договОр, мн.ч. договОры докумЕнт, докумЕнты досУг доскА, у доскИ, на дОску дремОта жалюзИ инженЕр, мн.ч. инженЕры инструмЕнт Искра, мн.ч. Искры каталОг каучУк квартАл киломЕтр, мн.ч. киломЕтры стАтуя столЯр, мн.ч. столярЫ танцОвщица творОг и твОрог торт, мн.ч. тОрты трАктор, мн.ч. тракторА тУфля, мн.ч. тУфли фОрзац, мн.ч. фОрзацы хАос и хаОс хвОя хозЯин, мн.ч. хозЯева цемЕнт цепОчка фарфОр шарф, мн.ч. шАрфы шофЁр, мн.ч. шофЁры щавЕль экспЕрт

 

 

 


и т.д.

 

 

Содержание:

 

ЗАДАНИЕ 1............................................................................... 3-24


1. Раздельное написание частицы НЕ с глаголом................................. 3

2. – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах............................................................. 3

3. Правописание согласных в корне слова........................................ 4-5

4. Правописание безударных гласныхв корне слова............................. 6

5. И, А, У после шипящих................................................................. 10

6. Правописание О - Ё после шипящих......................................... 10-12

7. Правописание окончаний имён существительных......................... 12

8. Падежные окончания имён прилагательных................................... 13

9. Правописание безударных личных окончаний глагола.................. 14

10. Разделительные Ъ и Ь знаки........................................................... 15

11. Мягкий знак после шипящих............................................................ 16

12. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, ЩН, НЩ......................................... 17

13. Правописание приставок............................................................. 17-18

14. Буквы И и Ыпосле приставок....................................................... 19

15. Буквы И – Ыпосле Ц................................................................... 19

16. НЕ с существительными, прилагательными.................................. 20

17. Суффиксы -ЧИК и -ЩИК................................................................ 21

18. Удвоенные согласные на стыке морфем................................... 21-22

19. Однородные члены предложения.................................................... 22

20. Обобщающие слова при однородных членах.................................. 23

21. Сложные предложения...................................................................... 24


ЗАДАНИЕ 2............................................................................. 25-43


1. Фонетический разбор................................................................... 25-27

2. Морфемный разбор...................................................................... 30-33

3. Морфологический разбор................................................................. 36

4. Синтаксический разбор предложения......................................... 41-43

 


ЗАДАНИЕ 3............................................................................. 44-47

ЗАДАНИЕ 4............................................................................. 48-49

ЗАДАНИЕ 5............................................................................. 50-51

ЗАДАНИЕ 6............................................................................. 53-55

ЗАДАНИЕ 7.................................................................................. 56

ЗАДАНИЕ 8............................................................................. 57-58

ЗАДАНИЕ 9.................................................................................. 59

ЗАДАНИЕ 10........................................................................... 59-60

ЗАДАНИЕ 11................................................................................ 61

ЗАДАНИЕ 12........................................................................... 61-62

 


[*] Зеленым цветом в пособии выделены слова, которые необходимо запоминать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: